Четверг, 25.04.2024, 04:12

Главная » Статьи » Путешествия [ Добавить статью ]

Каменные стражи Котуйкана. Часть 1

Каменные стражи Котуйкана. Часть 1.

Идея осуществить сплав по рекам Анабарского плато обсуждалась уже давно, интерес был, но останавливала не только высокая цена, но и техническая сложность согласования заброски и выброски. В этом году нашелся человек, который сумел преодолеть все сложности, огромное спасибо Лене Гагариной, она сумела по телефону, через интернет договориться с пограничниками, авиаперевозчиками, вертолетчиками и владельцами аэролодок. Поэтому мы и решились осуществить давно задуманное путешествие на далекое Анабарское плато. Маршрут был рассчитан на 15 дней. Самолетом до Хатанги, дальше вертолетом до стапеля на реке Котуйкан, от туда 300 км сплава на катамаранах до слияния с Котуем, где нас должны были забрать два "Хивуса", на них возвращение в Хатангу и в тот же день самолетом в Красноярск.
Команда подобралась практически вся опытная и "слетанная". Съезжались из разных городов из Москвы, из Питера и мы красноярцы, собрались все вместе в Красноярском аэропорту. Снаряжение у все подобрано очень хорошее, с собой взято только самое необходимое, поэтому перевес при погрузке в самолет оказался небольшой, хотя везли с собой три катамарана и два мотора. Бензин и продукты было решено покупать на месте.
До Хатанги нас с комфортом домчал Як-42 и мягко приземлившись мы снова оказались на севере, который вновь встречал нас холодной и сырой погодой. В стареньком деревянном здании аэропорта мы быстро остались практически одни, народ получив багаж быстро разбежался. Вылет вертолета был назначен через два часа и мы переживали, что не у нас мало времени для закупки продовольствия и бензина. Но как выяснилось бензин нас уже ждал, а продукты мы купили в большом магазине недалеко от аэропорта, а вот с дальнейшим вылетом возникли проблемы. похоже нас тут не очень ждали. Хотя вертолет был оплачен заранее, но все было как то странно организовано. Какие-то люди подходили выясняли у нас у нас кто мы и куда мы летим, кивали головой, что да есть такие, сейчас все решим, скрывались в двери с табличкой "Посторонним вход запрещен" и пропадали. В диспетчерской просто пожимали плечами и говорили ждите к вам подойдут. Совершенно непонятно было к кому обращаться, кто за все это отвечает. В общем чистый "совок". Часа через два вышел человек который как оказалось был командиром вертолета и довел до нас в чем заключается причина задержки: оказывается в вертолет загружена авиационный бак для топлива, а грузчиков его разгрузить нет, ушли куда-то и когда будут не известно. Мне кажется, что ему самому не очень хотелось лететь куда-то на ночь глядя, но мы то знали, что по прогнозу погоды следующие два дня в Хатанге ожидалась нелетная погода и были настроены улететь на реку сегодня же. Поэтому мы настаивали на вылете и предложили себя вместо грузчиков, он сказал, что попробует договориться и ушел. Еще часа через два нас все же решили привлечь и вшестером за три минуты мы эту бочку вытащили из вертолета и отнесли в сторону. Потом еще нам позволили помочь грузчикам загрузить наше снаряжение сначала в машину, а потом в вертолет. В общем спустя пять часов около 18.30 мы все же вылетели из Хатанги к месту впадения в Котуйкан его левого притока Болдано.

Тундра

Бескрайняя тундра, покрытая озерными пятнами стелилась под вертолетом. Анабрское плато встретило нас безжизненными горами, прорезанными ущельями рек.

Северные реки.

Тогда же мы увидели первые останцы - загадочные каменные исполины торчащие на вершинах плоских гор.

Останец.

Еще видели разбегавшихся оленей, а так как из-за облачности шли очень низко, местами даже ниже вершин сопок над руслами рек, то кто-то видел даже как сыграла в реке огромная рыбина, возможно таймень. Низкая облачность стремительно прижимала вертолет к земле, и только у самого Котуйкана она отступила.
Весь полет занял около двух часов и вот наконец Котуйкан. Эта река в отличии от большинства других рек Анабарского плато окружена листвяжным лесом, что послужило немаловажным фактором при выборе маршрута, так как решало вопрос с дровами для костра.

Котуйкан.

Вертолет высадил на каменной прямо на стрелке при слиянии Котуйкана и Болдано. Первоначально вертолетчики снизились около зимовья на другом берегу, но там был высокий берег и до воды далеко, поэтому мы попросили перелететь и высадить нас на косе.

Посадка.

Разгрузились достаточно быстро и экипаж пожелав нам удачи отправился обратно. Вечерело и погода не радовала, ветер с холодным дождем навевал определенные сомнения в комфортности путешествия, хотелось поскорее поставить лагерь запалить костер и согреться. Неужели две недели нас ожидает такой холод, от Севера этого можно было ожидать.

Разгрузка

После разбора вещей выяснилось, что один рюкзак лишний, видимо грузчики закинули нам чужой, Позвонили по спутниковому телефону в Хатангу и попросили предупредить в аэропорту, что бы его не потеряли. День получился очень длинным и нелегким, поэтому быстро приготовили на ужин макароны с тушенкой из оленины, отметили окончание транспортного этапа и отправились по палаткам.
Утро следующего дня развеяло все наши сомнения, погода наладилась и мы приступили к сборке катамаранов.

Стапель.

Рядышком готовилась банька

Подготовка бани.

Рыбалка пока нас не радовала, судя по затопленным берегам вода в реке была очень большая. Небольшая глубина и сильное течение в районе лагеря не давало шансов, и первые попытки были неудачными. Вниз по течению, перекат шел достаточно далеко, а вверх затопленные под берегом кусты, делали проводку сложной и были чреваты зацепами, спасибо вейдерсам они позволяли отцеплять блесна и пока обходиться без потерь.

Лешка рыбачит.

И все же Лешке улыбнулась удача. Четыре хариуса, каждый грамм по 600, стали нашим первым уловом.

Первая рыбка похода.

Удивительно, но в этот день больше никто ничего поймать не сумел, хотя конечно это была не главная задача и ни кто шибко не усердствовал, но все же блесна помакали. Почему поймал только Лешка обсудили вечером у костра. Возможно, как сказал Борисыч, все дело в проводке, а может в блесне, у него стоял мепс №5 классика белый с красными точками, но я ему еще муху на тройник намотал. Как бы то ни было именно благодаря Леше у нас был первый сугудай.

Сугудай.

Банька тоже получилась замечательная
Баня.

Парок был, что надо и нырнуть в холодную речку было в удовольствие.

Хороша водица.

А после баньки, сугдай да под водочку просто божественно. Когда все сделано как надо, можно и расслабиться

Отдых после баньки.

Песни под гитару послушать и разговоры поговорить, это ведь тоже часть похода и за такие вечера мы тоже их ценим.

Гитара у костра

В этих широтах в середине августа еще практически полностью отсутствует ночь и вечер плавно перетекает в утро поэтому засиделись у костра допоздна.
Утром все собрались достаточно быстро, свернули лагерь и стали готовиться к выходу.

Сборы перед стартом.

Первая привязка вещей самая долгая. Все нужно распределить по катамаранам, расположить так, что бы было удобно сидеть и в тоже время все было основательно закреплено.

Погрузка окончена.

Ну вот наконец-то все распределено и привязано, последняя проверка лагеря, на забытые вещи и пора в путь-дорогу, дорогу дальнюю. Время 13 часов, первыми ушли ребята на "Одине", за ними "Бедный"

Первый пошел ... Второй пошел ...

а потом наш "Фокс".

Команда "Фокса".

Река текла очень хорошо, поэтому мотор старались не заводить. Практически сразу стали встречаться и не только красивые, но и перспективные в плане рыбалки места.

Берега реки.

Первого таймешка поймал Борисыч

Первый таймешка.

Потом Виктор не смог вытащить тайменя, плетенка подвела. Это был самый первый Витин таймень и подведя его к берегу, он расслабился посчитав, что победа уже в кармане и пропустил последний рывок.

Не пойманный таймень.

Крупный хариус же ловился исправно и его наловили столько сколько надо было на ужин

рыбка для жарки.

хватило и пожарить и на согудай

Готовлю сугудай.

Понятно, что без ухи обойтись не могло. А к ухе была "лимоновка", напиток почти собственного изготовления. Еще накануне в спирт была отправлена цедра лимонов, которые использовались для сугудая, Спирт настоялся, так, что когда его разбавили водой, до нужной крепости, это не испортило лимонный запах и вкус. Ужин получился очень достойный.

Готовим ужин.

В первый день 14 августа мы прошли всего около 20 км., и поэтому следующий также решили посвятить сплаву. На реку вышли, в этот раз, гораздо раньше, около 11 часов и этот день ни в плане погоды, ни в плане рыбалки нас тоже не разочаровал.

Погода налаживается

Диме удалось поймать тайменя. В этот раз, учтя предыдущие ошибки, они с Виктором спокойно не форсируя события вдвоем сумели его вывести на берег.

Борьба с тайменем.

Для Димы это тоже был первый в жизни таймень. Радости не было придела. Победные крики похоже можно было слышать за несколько километров.

Есть! Взяли!

Сплав и рыбалка происходили на фоне берегов, украшенных останцами в виде пирамид и каменных стел.

Скалы на берегу

Наш катамаран по рыбалке не отставал от других, и хотя тайменя нам поймать пока не удавалось, но Лешка поймал нельмочку, да и хариуса было достаточно.

Лешкина нельма

А в это время на противоположном берегу Дима опять зацепил удачу. И опять Виктору пришлось лезть в воду и помогать. Вся остальная команда "Одина" оказывала моральную поддержку и всячески "болела" за рыболовов.

Витя загоняет тайменя.

Общими усилиями они сумели вытащить еще одного тайменя.

Общими усилиями взяли тайменя.

Следующий день по плану был дневкой и поэтому стоянку выбирали с таким прицелом, что бы была возможность, сходить к одному из крупных останцов, которые появились по берегам реки. Место нашли около 19 часов и встали на стоянку около притока. Несмотря на то, что шли почти весь день, но из-за многочисленных остановок прошли только 22 км.

Останец в тумане

Вечером выяснилось, что у нас первая потеря, утром уходя со стоянки Леха когда одевал спас жилет повесил теплую куртку на дерево и забыл про нее. Это была уже его вторая попытка потерять куртку, первый раз ночью мне удалось ее найти в лесу где он ее оставил когда рубил дрова. Пришлось в дальнейшем обходиться без теплой куртки, спасибо, что с погодой повезло.
Утром позавтракав, народ разделился. В экспедицию к останцам пошли не все, кто - то решил порыбачить, и кому - то надо было в лагере оставаться.

Останцы.

Хотя прогулка выдалась нелегкая, но детям понравилось, они выдержали и длинный переход и переправу через речку и подъем в гору.

Дорога в гору не легка.

Они смогли забраться туда куда и взрослым было нелегко подняться.

Лезем на скалы.

На излучине реки есть светлое пятнышко и если присмотреться, то можно различить, что это наш лагерь, тогда можно понять какой путь пришлось ребятам преодолеть, чтобы добраться до этих мест. Но это стоило того, вид сверху открылся потрясающий.

Весь мир на ладони.

Сами останцы вблизи представляют собой скальные массивы, оставшиеся после выветривания осадочных пород.

Цель все ближе

Они образуют порой очень причудливые очертания

Вершина.

Среди них можно найти кого хочешь, все, на что фантазии хватит: вот этот например как каменный лев, который лежит и благосклонно взирает на лазающих по нему детей.

Каменный лев.

Каменные гряды опоясывали вершину и давали возможность сделать очень красивые кадры.

На скалах

А иногда останцы похожи просто на груды огромных камней, которые навалены каким-то великаном на вершине горы.

У подножья останца.

Познакомившись поближе с этим природным можно сказать, что это чем-то похоже на наши Красноярские столбы. В общем поход удался и даже дождь, накрапывавший временами, не испортил им настроения. Усталые, промокшие, но довольные экспедиционеры вернулись в лагерь.
Рыбаки же отправились исследовать реку на предмет серьезной добычи, кто-то вверх, кто-то вниз по течению. Места встречались неплохие, но на удивление рыбы не было, даже хариус брал очень редко.

Поход по берегу.

Во время этой прогулки мне повстречался очень интересный камень, я не знаю, что это за порода, но одна его часть была очень яркого оранжевого цвета.

Оранжевый камень.

Отмотав вниз по реке километра 3 и поймав всего 4 или 5 крупных хариуса, я решил вернуться к неплохому месту, недалеко от лагеря и там попробовать кораблик с верховыми мухами. Стоило только вывести кораблик на струю, как тут же один за другим из воды стали выпрыгивать здоровенные рыбины и атаковать, играющие на течении, мухи. Очень красивая получилась рыбалка, жаль рядом не было никого, кто мог бы запечатлеть это на фото или видео. Тем более, что рыбалка оказалась не только красивой, но и результативной, выбрав еще пяток самых крупных хариусов, я вернулся в лагерь, где был встречен одобрительными возгласами, так как у других рыбаков оказались более скромные успехи.
Надо сказать, что нас удивляло, относительно небольшое количество рыбы, которой нам удавалось поймать. Конечно ловили только на блесна и не ниже четвертого номера, но все же, по сравнению с нашим путешествие по Северной, уловы были гораздо скромнее. Перепробовали практически все разновидности и расцветки блесен, даже обычно самая уловистая Мепс белая с красными точками и мухой на конце работала не очень уверенно. В этот раз лучше работали, как я их называю "гламурные" расцветки. "Блю фоксы" ярко синие с красным - тигровые или с розовым - под окуня или кислотно-желтые. Лучше работали, те у которых центральный колокольчик был яркий.

Рабочие блесна.

Можно лишь предположить, что такой клев связан был, со слишком большой водой. Хотя сама вода, несмотря на уровень, была чистой, правда красноватого цвета, но думаю, что это ее естественный цвет, так как река течет через тундру, а это практически сплошные болота и соответственно торфяники подкрашивают воду
Как нам потом рассказали егеря, фирмы организующей рыболовные туры по этим местам, в этом году вода в августе была практически весенняя и они даже были вынуждены сокращать туры из-за отсутствия нормальной рыбалки. Хотя надо понимать, что это все относительно, если сравнивать нашу рыбалку с реками близкими к Красноярску, то безусловно это считалось бы супер уловами, тем более, что ловили мы только на еду и брали для себя десяток рыбин не меньше чем по 500 - 600 грамм.
Хариус ловился очень красивый, весь черный с глубокими радужными переливами цвета на боках и желтыми полосами на брюхе. Бирюзовые точки на спинном плавники розовые полосы брюшных плавники аж светились в воде. Но не смотря на впечатляющие размеры, по весу он явно уступает Енисейскому, так как жира внутри практически нет и желудки пустые, сказывается слабая кормовая база.

"Петух".

Но на вкус - это просто деликатес, мы попробовали его и малосольным и жареным и в сугудае и в ухе, и в котлетах, все, что было в наших силах приготовить, все испробовали, могу сказать такой рыбой наесться невозможно.