Суббота, 20.04.2024, 01:09

Самойлов Михаил
2 собаки – Алька и Серый
Сборы и раскладка
За пару дней до выхода собрались у меня на участке, определили меню, продукты и раскидали общие вещи, такие как топоры, пила и т.д.
Ну удочки и ружье брал каждый, кто, что имел и хотел.
По продуктам вышло следующее. Каждый нес по 4 банки тушенки, 4 картофелины, 1 головка лука, 20 пакетиков чая, соль, сахар по 0,5 кг примерно, Володя нес 1 кг риса, Миша – 1кг гречки, у меня было 1 кг макарон. Ну и каждого по фляжке горячительного. Воды с собой не брали, лишь по 0,2л бутылочки, на остановках похлебать. Володя еще шиканул и взял по пакетику кетчупа и майонеза.
Основной объем рюкзака занимали вещи, теплый комплект обязателен и он вынимался каждый вечер.
Общий вес каждого рюкзака вышел примерно от 28 до 30кг.
День 1. 02.10.2013.
Изначально сомневались, и смущала главным образом погода, не хотелось идти по дождю, а сомневались, как выяснилось позже, не зря. Но вещи были уже собраны, рюкзаки укомплектованы, патроны уложены в патронташ, одним словом, отступать было некуда. Да и шум на форуме поднял я, и если бы все сорвалось, остался бы осадок у пользователей.
В итоге собрал я народ, взял собак и в 7-30 мы были у гаража Вити Гусева, который располагался в точки нашего выхода. В 7-50 водрузив рюкзаки на плечи, мы уже воодушевленный предстоящим походом начали свой подъем в горку. Надо сказать, что это был один из самых тяжелых подъемов за весь переход. Ноги забились сразу и стали просто свинцовыми и неподъемными. Приходилось неимоверными усилиями заставлять себя терпеть. Но как говориться, открылось второе дыхание, ноги расходились, дыхание восстановилось и после первого передыха шлось уже веселее. На первом привале были скинуты лишние тряпки.

В первые два дня планировалось пройти основную часть маршрута, и мы старались не выбиваться из графика.
Погода пока была терпима, солнца не было, но и дождя тоже, шли легко, если можно в этой ситуации так сказать. Шли пока по наезженной квадриками дорожке. Следы мишек попадались именно на ней, потом в тайге мы их не встречали больше. Далее свернули на спуск к Тели. Тропа кончалась, и нам предстояло идти напролом.
В 13-00 перешли р. Тель и решили пообедать. Заварили чай, открыли консервы, достали, кто, что из дому взял для перекуса и когда уже собрались, было дальше, заморосил дождик.

Пока только моросил, но дальше он усиливался и шел до самого вечера. Промокли мы насквозь. Ближе к вечеру дождик прекратился, на пути вспархнули рябчики, сели далековато, но из-за собак было принято решение не подходить ближе, а стрелять где стоим. До цели было метров 50, может и побольше даже, но в рябчика таки я попал. В этот ужин сэкономили 2 банки тушенки
Тайга была на удивление парковая, завалов практически не было, а трава уже вся упала.
В 18-00 стали искать подходящее место ночевки, с ручьем и сухим возвышением. Не переодеваясь наломали лапника, раскинули балаган, спилили сушину и разожгли костер. Переоделись. Дождик кончился, а ночью его не было, поэтому мы сушились спокойно.
В этот день по прямой мы прошли 16км, а если считать рельеф то ~ 18-19км. Немного отклонились от трека маршрута.
На ужин мы сварили рябчика с картошкой и макаронами вместо тушенки, легли довольные, сытые и сухие спать, но мы еще не знали, что нас ожидает во второй день:)

День 2. 03.10.2013
Мишаня всю ночь не спал, да и я, если честно ворочался, ноги ломило от первого дня перехода, все не мог уснуть. Он вставал раза два за ночь и подкидывал дрова в огонь.
Собаки лезли спать в ноги, в головы, даже огрызались в итоге к утру все кто, где уснули.
Встали мы аж в 9ом часу утра. Одежка уже обсохла, переоделись обратно в переходную одежку, сварили завтрак, перекусили.
Я собакам брал сухой корм, из расчета 300гр на вечер. Но они еще доедали и за нами.
В итоге упаковали рюкзаки, и вышли лишь ближе к 10. Отрезок нам предстояло преодолеть всего 10км по прямой, и воодушевленные предыдущей парковой тайгой, надеялись проскочить его достаточно быстро. Ночевка намечалась на р. Бол. Итат. Тем более утром светило солнце и день должен был быть ясным, но это нам только казалось.

Первые километры были действительно прогулочными осиновыми рощами, но быстро сменились завалами и крутыми склонами. По опыту предыдущего дня решили применить следующий график перехода. 25 минут идем, 5 минут отдыхаем. Первые отрезки пути у нас выходили 1,5 км за 30минут. К концу дневного перехода скорость упала до 400-500м за пол часа.
В 13-00 мы спустились в очередной распадок, по которому протекала р. М.Тель. обед был запланирован на ней. Заварили лапшу типа «ролтон» добавив тушенку. Солнце еще светило.

В 14-00 перед нашим выходом поднялся ветер и заморосил дождик, погода повторяла сценарий предыдущего дня.
Промокли быстро. Мы медленно вливались в старые выруба. Что такое старые выруба многие знают, а кто не знает так вот - это заросшие высокой травой, по грудь, и мелким пихтачем, вперемешку с кустарником, поляны, заваленные неубранным лесом и пнями, затянутые все той же травой. Трава на данных участках не упала еще, а в полный рост колосилась

Володя шел у нас первым и в первые же часы преодолевания данных вырубов потянул внутренние мышцы бедра, дальше он мог лишь переставлять ногу, иногда помогая рукой. Дождь перешел в ливень. За вырубами мы вошли в болотину, которая тянулась примерно 1,5 часа. Настроение упало совсем. Сверху вода, снизу вода, сам весь мокрый до нитки. Пока идешь тепло, даже жарко, стоит присесть на отдых начинает пронизывать холод, рюкзак я даже не скидывал, дабы не терять, столь необходимое, тепло. В ботинках чавкало и хотелось их скорее скинуть.
Далее на пути встретилось еще одно подобное болото. Наконец мы стали подниматься из этой проклятой низины. Я сменил Володю, хотя расхлестал свои голени в кровь, но кость не мышцы идти можно. Скорость удалось увеличить до 700м в 30 минут. И ближе к 18-00 мы вышли таки к Бол. Итату.
За весь переход не обращали внимания ни на какую дичь, просто была одна цель, дойти до темноты к запланированной точке. И мы успели.
Ребята достали удочки и успели выдернуть несколько хвостов - белячков, коих засолили.
Ну, а дальше все тот же балаган, лапник, сушина, ужин, борьба с собаками за спальное место и уже сон без задних ног в сухих вещах. Хотя у Володи спальник изрядно подмок, спали все, и спали долго, и спали тепло…
А на следующий день нам предстояло выйти к малому Итату и порыбачить вдоволь, как нам казалось….

День 3. 04.10.2013
За прошедший день прошли с учетом рельефа примерно 13км, но эти километры были самые трудные за весь поход. На последних километрах шли уже на автомате, чаще спотыкались и падали, но за ночь сил набрались, у Владимира раны затянулись, нога уже не болела, и он был готов вновь возглавить переход.
Встали примерно в тоже время. Вид из под навеса удручал, стоял туман. В это время года туман мог означать лишь дождь. И он не заставил себя долго ждать, заморосил после завтрака. Успели покидать вещи в рюкзаки и выдвинуться.

Первые трудности появились при переправе через Итат. Речка глубже и полноводнее большой и малой Тели. Мы перебрались то без проблем, но вот собаки, ранее не плавали никогда, поэтому решили судьбу не испытывать.
Задача была в болотниках перескочить реку, скинуть их и одеть ботинки на том берегу. Мужики уже это сделали но скулеж собакенов не давал мне это сделать. В итоге вернулся, взял Альку на руки и перетащил, Серый не давался, убегал в лес. Время поджимало, и мы, плюнув на эту сцену решили не задерживаться. Он таки решился и переплыл, далее ему это только помогло, все броды он преодолевал с легкостью, что нельзя сказать о Альке.
Данный переход был коротким, всего 6км. Но и одним из самых высоких. Градус подъемов рос, так же как и их количество. Скорость сохранилась на отметке 600-700м за пол часа. На передышке мы постоянно сверялись с маршрутом. У Владимира был навигатор и мы каждые пол часа, включав его, отмечали точки.
Шли на восток, северо-восток. Когда шел дождь, а он шел практически всегда, шли по компасу.
Без компаса все время уводило в сторону, потому как постоянно приходилось обходить завалы либо заросли пихтача.

В 15-00 мы вышли к малому Итату. Решили пообедать, а после него мужики расчехлил удочки и двинулись по реке, проверяя омутки и струйки в поисках сибирской форели. Я же ходом пошел вниз по реке. Должен был через час хода найти походящее место для ночевки, подготовить его, наломать лапника, найти сушину, развести костер. Так и сделали.

Место я нашел, сушину тоже на вид определил, без коры, с макушкой, подошел еще топором потюкал, звенит вроде. Оказалось фигня, когда начали пилить. Долго не мог развести костер, береста не горела, хворост весь влажный, хоть сверху лить прекратило. Но в итоге задымил.
Пришли мужики, на двоих десятка два поймали и в этот вечер была уха, а точнее была одна вареная рыба, немного картошки с луком и бульон. А котелок был забит одними хвостами.
Собаки сильно сбили лапы, при каждом передыхе сразу падали, поэтому к столу даже не подходили, лежали в балагане.

Когда развесились сушиться, повалил снег, стал собираться в складках тента, от чего тот стал протекать, температура упала ниже нулевой отметки, немного подмораживало.
Расправили тент, но при установке допустили ошибку и всю ночь был сквозняк. Та сушина, которую я нашел, оказалось гнилой, горела плохо. По сумеркам уже сходили на ту сторону реки, спилили потоньше. Все таки костер горел всю ночь. И даже некоторые вещи умудрились высохнуть. Без потерь тоже не обошлось, я сжег один носок…

День 4. 05.10.2013
Утром нас ждала белая мгла. Снег шел практически всю ночью, от дыма костра таял на ветках пихт и каплями сыпался вниз, барабаня по тенту. Из-за плохих дров и погоды, в этот день на ногах были уже в 6 утра. Спуск по руслу реки, опять же по прямой был продолжительностью в 5км. Прошли немногим больше. С 15-00 до 16-00 в устье малого Итата, на Кану нас должен был ожидать Андрей Макаров, чтобы спустить нас ниже по течению до устья большого Итата, который мы пересекли ранее. Шли опять же ходом, не облавливая перспективные места, лишь в одном месте попробовав, пришли к выводу, что ранее уже эту реку кто то обловил, да и поздно мы собрались в поход, рыба, в большей степени уже скатилась. Вышли в 10ом часу, погода начала налаживаться и до вечера сверху воды мы не видели.
Спускались чисто по руслу, частично берегом, переходили от одного брега к другому, выискивая косы не покрытые сплошным кустарником. По ним просто проще и быстрее идти. Собаки на нас смотрели как на идиотов, мол какого черта вам надо, по первости сопротивлялись, но потом уже шли за нами не подавая голоса, лишь Альку изредка приходилось перетаскивать на руках, тем более в середине перехода у нее обнаружилась порезанная большая подушечка на передней лапе.
На одном из бродов у меня оторвалась лямка, удерживающая голяшку болотника и я черпанул правой ногой, так до вечера и ходил мокрый пока не одел более менее сухие ботинки.

В 15-00 добрались до устья. Миша шел и твердил о передыхе, мол 25 минут прошло, пора мол присесть. Но впереди виднелась долина Кана и уже никакого отдыха не надо было. Все рвались в перед.
Как выяснилось Андрей прибыл всего минут 10 назад, а мы на подходе слышали звук мотора.
По плану он должен был забрать одного из нас – Михаила, но тот подумав вежливо отказался и решил нас не бросать.
Решили было до большого Итата сделать 2 ходки, но вошли вроде все и отчалили. Кан немного обмелел, и пришлось потрудиться, чтобы сдвинуть посудину с места.
Как назло мотор отказывался работать, точнее он заводился, но работал лишь при удерживании ключа зажигания в положении старт. Поэтому до б. Итата шли сплавом 5 км. Ветерок гулял по Кану и пронизывал до костей. Мужики- матросы напоили нас горячим чаем, угостили салом и стало теплее.

Стоило только высадиться на поляне, налетела черная туча со снежной крупой, засыпало все снегом. Мы выложили ненужные вещи и примерно килограмм по 5 каждый, отдали Андрею.
Мужики ушли на моторе домой.
Выяснилось, что недавно данную поляну посещал мишка, устроил неподалеку сортир.
Просто на данной поляне частенько останавливается разный люд и оставляет всякие вкусности.
Нам предстояла последняя ночевка. Вынеся урок с предыдущей ночи мы запаслись сухими дровами на две ночи вперед. Поставили балаган по всем правилам, исключая все возможные сквозняки, натянули много веревки вокруг очага и развесили все, что нуждалось в сушке.
В этот вечер у нас были деликатесы, хлеб, намазанный майонезом и кетчупом. Ели, пили, вспоминали. Снег еще иногда пробрасывал, но это не дождь. Костер горел посреди осыпавших осин и поэтому с веток уже ничего не капало. Я, наконец, переоделся в сухое. У Владимира как оказалось, один из сапог тоже протекал.

День 5. 06.10.2013
Всю ночь дрова горели прекрасно, снег шел тоже. Два раза я вставал и подкидывал в огонь дрова. Встали в восьмом часу утра, надо было до 10 выйти, потому как по плану мы должны были за 1 день выйти домой, а это 20км до Николаевки и 20 км от нее до 4кпп.
Шли 4 дня а выходить за 1. Но выход был легче, просто быстрым шагом сначала по тропе до ЛЭП, потом по ЛЭП до д. Николаевка, откуда с15-00 до 16-00 нас должна была забрать машина.
До д. Николаевка идти 4ч. Поэтому мы с запасом и выдвинулись в начале 11 ого.
Эту ночь серый окончательно привык к таежной жизни, а после вчерашнего стресса, когда он глазами провожал, вот уже потенциальную вечернюю будку в лице Андрея Макарова, спал в траве и даже не пытался залезть в балаган.

До ЛЭП идет тропинка, поднимающаяся все время в гору, этакий тягун в 1,5 часа.
Поднявшись, обнаруживаем отсутствие альки. Пока я ее зову, Владимир набирает жене и дозванивается с первого раза, далее пытается связаться с человеком, который должен нас забрать, и как назло, связи больше нет.
Собака не выходила, я стреляю в воздух, кричу, бесполезно, теряем уже минут 20, график под срывом, а еще идти и идти. Нас долго ждать не будут, а если во время не дойти, то до 4 кпп еще 4 часа ходу.

Решаем идти. Погода разгулялась, единственный погожий денек. Минут через 15 алька нас догоняет, все, слава богу, отлегло.

Добегаем до Николаевки к 15-00 как и договаривались.

На мосту должна ожидать нас машина.
Ее нет. Ну, думаем есть время, еще не доехал, решаем перейти поляну, на которой когда то стояла деревня, перекусить, авось и появится.

К 16-00 понимаем, что авто не будет, встаем и пешком по дороге. Дорога пролетела быстра за болтовней, наконец появилась устойчивая связь, дозваниваемся до водителя и узнаем, что он не правильно понял время, когда на с нужно забрать, мы уже идем 3 часа , смеркается и до 4кпп остается вроде не далеко, нас таки подбирают и в 19-30 где то мы попадаем в город.

В итоге весь маршрут встал примерно в 80км. Все довольные, в себе уверенные, в тяжелые периоды на колени не вставшие, выдержавшие все трудности и погодные капризы.
Выводы сделаны. На следующий год надо планировать на более раннюю дату, ну и можно более разнообразный маршрут рисовать

Всем участникам похода огромное спасибо!
Андрей Макаров сократил нам не только 5км, но и день пути по крутым, почти отвесным скалам.
До встречи на туристических тропинках