Четверг, 25.05.2017, 04:42

Лирическое отступление [137]Прочие отчеты [118]Рыболовные базы [5]
О рыбах [24]на Конкурс [71]Технические отчеты [5]

Особенности сахалинской рыбалки

«Подчеркну, что при реализации масштабных программ освоения территории России необходимо вести постоянный диалог с представителями национальных общин, других общественных организаций, учитывать их позицию, мнения, интересы».

Приветствие делегатам VII Съезда КМНСС и ДВ РФ, 28 марта 2013 г., Салехард В.В.Путин

Решил сделать не традиционный отчет о поездке, а фото-отчет сдобренный короткими комментариями... Какой он у меня получился судить вам...

Традиционно в это время мне составляет компанию Максим: надежный напарник, классный собеседник, уверенный по жизни предприниматель.

My WebPage

С Максом мы уже не раз совершали продолжительные и не очень путешествия на рыбалку или охоту в любое время года. Не всегда у нас все складывалось удачно, мы никогда особо не расстраивались по этому поводу. В этот раз мы собрались посетить заказник в А-Сахалинском районе, взяли пропуск на его посещение, Макс подготовил технику (джип и снегоход) к непростой поездке, закупили необходимые продукты и т.д.

И вот, мы уже мчимся по сахалинскому автобану на север острова. Погода великолепная, настроение тоже. Однако по пути получаем сообщение, что дороги до пос. Виахту нет из-за прошедшего недавно тайфуна. Там мы намеревались оставить свой джип и дальше до места продвигаться на снегоходе. Решаем изменить маршрут и поехать дальше на север острова, где я уже побывал в прошлом году. Нам предстоит преодолеть несколько сотен километров непростой дороги. Первые 200 км проехали по асфальту, дальше катим по грунтовке. Кругом полно еще снега, зима очень неохотно уступает свои позиции.

Первая остановка запланирована у нас в п. Смирных, где нас ждет мой друг Сергей, радушие которого (выражение И.Ольховского из Хбр) «не знает границ». Хотим съездить с ним на реку Поронай и половить чебака. До места решили ехать от дома на снегоходах. Весной здесь даже и не пахнет, это настоящее зимнее царство. Вот мы уже и в зимовье, в прошлом году здесь отмечали мой «День Варенья». Сергей затапливает печурку, вскоре мы сидим за столом и обсуждаем местные новости. В печурке-экономке весело потрескивают дрова, в зимовье тепло и уютно. Наконец, наговорились от души, пора на боковую.

С утра легкий морозец, позавтракали, оделись, теперь можно выдвигаться на рыбалку. Кругом полно заячьих и лисьих следов, вот соболюшка тоже недавно пробежал по своим делам, чуть дальше видим «выдриную» борозду вдоль речушки. Тайга живет своей жизнью. Через пару км мы уже на Поронае, забуриваемся, лед более метра. Безуспешно «макаем» свои снасти, меняем снасти и насадки, рыба почему-то совершенно их игнорирует. Сергей говорит, что местные рыбаки сейчас успешно ловят рыбу ближе к вечеру. Проходной голец и кунджа с моря еще не начал заходить, а чебак и щучка пока неактивны. Можно, разумеется, поискать рыбу по реке, но при такой толщине льда, занятие это бесперспективное... Не такие уж мы заядлые рыбаки, нам главное = это общение с друзьями на Природе.

На свежем воздухе аппетит просто «зверский», решили перекусить и заканчивать такую «рыбалку». Рыба активизируется через одну-две недели, может быть, на обратном пути вновь сюда вернемся. Таким же путем возвращаемся в Смирных, по пути Макс гоняется по тундре за белыми куропатками, чтобы их сфотографировать, загружаем свой «снежник» и прощаемся с Сергеем. Впереди у нас запланирована еще одна короткая остановка...

К вечеру добрались до поселка, где проживает мой давнишний друг Борис. Планируем у него переночевать и утром ехать дальше. С Борисом я знаком уже не один десяток лет, иногда он составлял нам компанию в наших поездках. Его можно смело назвать местным аборигеном, так как он родился на Сахалине, здесь также проживают его родственники.

За столом Борис рассказывает, что рыбы стало очень мало в одной из самых богатых ранее рек Сахалина. Даже мелочевки поймать на уху, это стало большой проблемой в этой реке. Этот «Беспредел» многие годы поддерживают местные власти во главе с «очередным» губернатором (предыдущий живет с семьёй в Австралии), позволяя пришлым людям грабить природные ресурсы. Все вопросы на Сахалине «разруливает» только Москва.

Многие слышали, что А.Крайний -- руководитель Росрыболовства, сейчас тоже находится под следствием. «Масштабные программы освоения территории России» боком выходят местному населению, взять хотя бы прокладку через весь Сахалин трубы по перекачки «газоконденсата» на юг острова. Желающие могут набрать в любой поисковой системе типа Гугля или Яндекса фразу о нарушении экологии в России...

Острейшая эколо­гическая проблема в современной Российской Федерации - загрязнение окружающей среды.

Карта России показывает, насколько «чистые» водоемы на ее территории... Сахалин тоже не отстает...

При этом примерно 15% территории страны занимают зоны экологического бедствия и чрезвы­чайных экологических ситуаций. И лишь 15-20% жителей городов и поселков дышат воздухом, отвечающим установленным норма­тивам качества. Около 50% потребляемой российским населением питьевой воды не отвечает гигиеническим и санитарно-эпидемиологическим нормам. Этот печальный список довольно обширен. Но и приведенные данные свидетельствуют, что всем гражданам необъятной и богатой ресурсами России пора осознать, что время нерегулируемого без лимитного пользова­ния окружающей средой безвозвратно ушло. За все нужно платить: деньгами, введением жестких ограничений, установлением уголовной ответственности. В противном случае человек расплачивается не только своим здоровьем, но и здоровьем всей нации, благополучием будущих поколений, поскольку неконтролируемое негативное воздействие на природную среду есть самоуничтожение человека как вида.

Отвлекся немного...
Утром подъем, чаепитие, катим дальше. Дорога терпимо проезжая, чем дальше на север острова, тем больше снега. Ноглики, ... Заправка, то да сё, сегодня мы должны быть уже на месте. Наконец, приезжаем в пос. Вал, наши друзья уже выехали раньше на снегоходе.

Быстренько загружаемся, машину ставим в теплый бокс, вроде бы ничего не забыли, в добрый путь... Нам нужно всего-то преодолеть 15 км до зимовья. Компанию нам составляет Влад - местный абориген, с которым мы познакомились в прошлом году. Влад очень авторитетный мужик среди своих соплеменников, обладает острым умом, вообще, классный парень...

My WebPage

Мобильная связь есть, кроме этого, мы конкретно катим по следам, проложенным снегоходом нашими коллегами. Быстро пролетели короткое расстояние, Макс «газует» на всю катушку. Приходится его сдерживать, ведь на «Буране» за ним не угонишься... Кругом настоящая зима: снегу полно, наст довольно плотный, снегоходу такие условия очень комфортные. Справа на горе видим приличный дом, нас встречает стая грозных собак, видим молодого паренька. Стоп машина, это сын В.Санги, отец его уехал в Салехард на съезд коренных народов севера.

Короткий разговор, мы хотим сегодня еще порыбачить, ведь наши друзья наверняка уже на речке. Еще около 5-6 км и мы уже на месте. По пути проскакиваем зимовье, но это чужое, нам нужно проехать еще несколько км. Впереди видим «Викинг», это наши коллеги, подкатываем. Вокруг них накидано много рыбы: красноперка, голец и крупная кунджа. Парни время зря не теряли, как только приехали и забурились, начало активно клевать. Быстренько организовываем стол, по «пять капель» за встречу, и буримся рядом тоже. Лед больше метра, пришлось попотеть над каждой лункой. Рыбе по «барабану» шум от бурения, только забросили в лунки свои наживки, клюет... То один, то другой выхватывает солидную рыбку. Дело было к вечеру...

Михаил, который построил со своими друзьями зимовье на реке, предлагает заканчивать рыбалку. Ведь нужно еще приготовить ужин, напилить дров и устроиться на ночевку. Ночевать сегодня придется в чужой избе, так как на реке уже появилась вода под снегом, нужно вначале пробить дорогу. Собираем пойманную рыбу, получилось более мешка, это, ИМХО, нормальный итог весной. Правда, бывало и получше...

My WebPage

Несколько минут и мы уже суетимся возле зимовье: кто-то пилит дрова, кто-то готовит на стол, это обычная лагерная канитель. Наконец, собрались за столом, печка-экономка отдает тепло, внутри уютно и относительно комфортно. На всех хватает места на обширных нарах... Накатили, повторили, закусили... Хорошо... Вдруг слышим шум за дверями. У нас в гостях молодой абориген, которого мы уже видели на стойбище. Приглашаем его к столу, Влад - тоже местный абориген, очень неодобрительно высказывается в адрес вновь прибывшего. Сообщает, что это человек очень необязательный и не уважаемый среди соплеменников, ему не место за столом со взрослыми мужиками. Нам не все понятно, стараемся разрядить назревающий конфликт, у нас есть кое-какие мелкие подарки и сувениры для аборигенов. Хотя на улице завывает пурга, Влад собирается ехать домой. Его бесполезно уговаривать, у аборигенов свои принципы и своя философия. Но ехать в ночь в такую непогоду, ИМХО, это верх безумия... Если откажет техника, замерзнуть очень просто, такие случаи уже бывали в этих местах. Малец тоже засобирался домой и вскоре покинул теплое зимовье. На удивление оба аборигена успешно добрались до жилухи, мы об этом узнали на следующий день. А у нас всех была неспокойная ночь...

Забегая вперед, когда наши коллеги решили заканчивать рыбалку и уезжать домой, мы с Максом поехали их провожать. Проезжая мимо стойбища В.Санги, Макс показал «Мастер-Класс» на своем снегоходе. Зимой мой напарник вместе со своими друзьями «оседлал» все ближние и высокие сопки и горы. Парни забирались на спортивных «Полярисах» и «Викингах» на умопомрачительные крутяки...

Удалось «схватить» Макса в полете...

My WebPage

Немного «блуданули» с напарником Сергеем в пургу...
Поехали на залив за зубаткой, неожиданно изменилась погода: пошел снег и резко усилился ветер. Никаких совершенно ориентиров, снег очень плотный и влажный. Пришлось вернуться «по памяти», почти наощупь, никак не могли попасть на речку. Даже хотели переждать пургу, но мы «полярники», удалось найти правильную дорогу...

Рыбалка на реке

Утром перекусили, вновь собрались на рыбалку, Михаил вместе с Максом решили по морозцу пробить дорогу к нашему зимовью и затем вернуться к нам. Мы очистили лунки от снега, нацепили на крючки свои насадки и рыбалка началась... Сахалинская рыбалка весной очень часто бывает нестабильной и порой непредсказуемой. На это влияет несколько факторов: погода, давление, время, приливы и отливы и т.д. Иногда даже в течение одного дня клев может меняться, и сложно бывает найти этому грамотное объяснение. Но сегодня первые поклевки не заставили себя ждать. То один, то другой из нас делал подсечку, после короткой борьбы рыба оказывалась на снегу. Ловили мы на крупные мормышки с насадкой из опарышей или короедов, кое-кто заранее приготовил тампоны из несоленой икры, также пробовали рыбачить просто на «голую» блесну... Результат всегда был положительным. Вскоре каждый из нас смог выловить по нескольку десятков гольца или кунджи. Кроме этого часто клевала и крупная красноперка. Нужно сказать, что для активизации клева мои коллеги применяли «квач» - отрезок капронового чулка или мелкоячеистую сетку, в котором находилась несоленая икра, запах от которой привлекал рыбу.

Через пару часов появились Макс с Михаилом. Дорогу они успешно пробили, кое-где парням пришлось потрудиться, так как начала появляться вода на некоторых участках реки. Но мощным «забугорным» снегоходам такие трудности были вполне по «плечу». Макс попросил у меня удочку, первый же заброс - короткая борьба, и вот уже солидная кунджа радует глаз удачливого рыболова. Вновь заброс, и красивый голец составил компанию кунджичке... Когда Максу удалось за несколько минут выхватить из подо льда с десяток приличных рыбин, он и говорит: - «Наконец-то я приеду домой с рыбой...» Наивный «чукотский» мальчик, он не знал, что его ждет впереди...

My WebPage

Пора была собираться в зимовье с поэтическим названием: Отель «Белка». Мы всю рыбу собрали в мешок, парни решили оставить его на месте рыбалки. Я засомневался в правильности такого решения, но ребята сказали, зачем возить рыбу туда-сюда, ведь завтра они собираются домой и попутно захватят и этот мешок. Мы забросали рыбу снегом и поехали вверх по реке.

Как оказалось, Макс с Михаилом хорошо поработали, чтобы нам без проблем добраться до зимовья. Лагерная, такая знакомая многим канитель: затопить печурку, напилить и наколоть дров, принести воды с проруби, завести генератор и приготовить сытный и вкусный ужин. Как здорово, когда собирается коллектив единомышленников, будь то рыбаки или охотники, туристы или просто отдыхающие на природе люди. Никого не нужно подгонять, каждый сам выбирает работу по душе и желанию. Собираем старое барахло с нар, обливаем бензином, и вот уже «пионерский» костер жарко пылает на улице...

Вскоре готов незамысловатый, но очень вкусный ужин, пожарена свежая рыбка, накрыт стол и приготовлены дрова на ночь, можно собраться всем вокруг стола. Наконец, все сыты и довольны, можно слегка расслабиться и обсудить итоги сегодняшней рыбалки. Несомненно рыбалка удалась, все получили заслуженный адреналин. Рыбалка была активной, иногда не выдерживала леска и крючки на мормышках. Наверняка в таких случаях клевал «крупняк»: таймешата или крупная кунджа, заходящая в реку из залива. Как приятно побороться с сильной рыбой...

My WebPage

Как обычно, первый день на рыбалке или охоте самый суетной и трудный, тем не менее мы улеглись далеко за полночь. Всем хватило места, печурку - экономку, грамотно сработанную, плотно набили сухими дровами вперемешку с сырой ольхой. Снаружи небольшой морозец, наверняка одной закладки хватит на 4-5 часов. Зимовье сделано с любовью и умом, изнутри оно обшито плотным материалом, крыша накрыта профильным железом, никакой тайфун нам не страшен... Я сплю первые дни очень чутко, несмотря на принятые «градусы». В зимовье слышен разнокалиберный храп, осторожно встаю и проверяю печурку. Пару сырых поленьев в топку, и снова на боковую. Теперь можно спать до самого утра...

Под утро все зашевелились, водичка, принятая на «груть» вчерашним вечером, активно просится наружу... Возле зимовья есть туалет, но с утра никому неохота топтать «лыжню». Из старого анекдота: : «Учительница предупреждает своих учеников: - Дети, не кушайте на прогулке желтый снег... Это не мороженое.» В печурку кто-то уже подбросил дровец, туалетные процедуры, «перекус» с легкой опохмелкой, быстренько собираемся на рыбалку. Наши коллеги стартуют сегодня домой, нужно поймать на дорогу свежей рыбы. С утра легкий морозец, быстро пролетаем по промороженной дорожке до устья, где вчера рыбачили.

«Мама родная...»
Следов вокруг тысячи, эта ночь была наверняка для зверюшек очень интересной и продуктивной... На первый взгляд здесь побывало не менее десятка лис. Там, где мы закопали мешок с рыбой, сидит сойка и долбит красноперку, нагло поглядывая на нас. Когда мы подошли ближе, птица только отлетела в сторону и, кажется, спрашивала нас: - «А вы-то что тут делаете?»... От мешка остались одни клочки и несколько рыбешек, знатно попировали зверюшки прошедшей ночью. Мне смешно и совершенно не жалко украденную рыбу, но я предупреждал парней о таком исходе. Хорошо, что у них есть еще один мешок рыбы, так как рыбалка вчера была тоже очень успешной.

Тем не менее, запускаем свои снасти под лед в самые уловистые вчера лунки, часто насадку теребит мелкая камбалешка менее ладошки и форелька размером с карандаш. Однако, иногда удается обмануть неплохого гольца или кунджу. Особенность сахалинской рыбалки при несомненном наличии рыбы в приустьевой зоне рек - это нестабильный клев в течении суток. Такая особенность связана прежде всего с приливами и отливами, так как море находится поблизости от устья. На эти изменения очень чутко реагирует вся рыба, особенно крупная.

My WebPage

В то же время, если вы пытаетесь найти «клевое место» на значительном удалении от устья примерно в 10-15 км далее, где не ощущается влияние Луны, рыбалка может быть более стабильной. Но, как правило, на таких участках собирается местная рыба, которая зимовала в реке, и чтобы найти место ее концентрации, приходится изрядно попотеть. Хотя, часто удается привлечь эту рыбу вышеназванным способом, т.е. с помощью икры.

Если вы не угадали с клевом, то совершенно бесполезно менять свои снасти, применять супер - прикормку и т.д. Иногда удается успешно порыбачить даже ночью, рыба клюет как ошалевшая. Мы иногда с друзьями выезжали на «ночные стрельбы», т.е. рыбачили зимой ночью. Ставили палатку прямо на льду, опускали лампочку в наполовину пробуренную лунку, рядом бурили несколько лунок и успешно рыбачили всю ночь. Было уютно, интересно, и продуктивно...

PS. 1 июня 2000 года В.М. Санги был назначен советником губернатора Сахалинской области по вопросам малочисленных народностей Севера. Задача, которая на него возлагалась, состояла в том, чтобы отслеживать реализацию федеральных региональных программ, направленных на экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера, использование бюджетных и не бюджетных средств, направляемых на эти цели. Кроме того, он принимал участие в подготовке проектов распоряжений, постановлений губернатора области, законов Сахалинской области по вопросам развития малочисленных народов Севера.

САНГИ Владимир Михайлович

Владимир Михайлович Санги (р. 1935) - основатель нивхской литературы, создатель нивхского алфавита, автор учебников для нивхских школ, издатель русских классиков в переводе на нивхский язык. Одна из важнейших тем творчества В. Санги - человек и природа, он пишет о мужестве и чести, о месте человека в жизни, о кровной связи его с родной землей. В.М. Санги рассказал нам о своем недавнем участии в работе 7 Съезда по проблемам малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ в Салехарде, прошедшим 28-29 марта 2013, на котором его выбрали Почетным Президентом Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Продолжение следует...

Категория: Зимняя рыбалка | Добавил: Абориген2012 (03.05.2013) | +1
Просмотров: 5040 | Теги: голец, рыбалка, сахалин, кунджа, адреналин

9 Дядин-Сибиряк • 13:29, 03.06.2013
Отличная статья! Боюсь даже представить вкус свежевыловленного и пожареного лосося smile

10 Абориген2012 • 14:08, 03.06.2013
СПБ, Лева... biggrin

Я в сентябре наверняка вновь полечу на Сахалин ...
Сын с другом хотят на мишаню поохотиться...
Если есть желание, бери в напарники кого-то из своих друзей и тоже приезжай поохотиться и порыбачить...
Я помогу все это организовать по высшему разряду... wink

7 tip1 • 08:49, 06.05.2013
Служил на Сахалине. Ловили рыбу в р.Хомутовка голыми руками, сейчас наверно так нельзя. Снегу было, если не чистить каждые два часа то утром из казармы можно было не выбраться.

8 Абориген2012 • 13:37, 06.05.2013
Сейчас тоже ловят по весне красноперку на удочку (когда много воды еще), а позже летом эта речка очень грязная, поэтому рыба туда не идет на нерест... Таких речек на Сахалине очень много, какие загрязнены и захламлены, особенно возле поселков и городов... Экология очень плохая и с каждым годом ухудшается, в том числе по причине "освоения природных богатств" и "реализации масштабных планов"... Даже в море ухудшается экология... surprised sad

2 Patron • 21:45, 04.05.2013
Атос Леонидыч,да,необычно для нас,наших краев.Тем и интересно.И пишет хорошо.

4 Абориген2012 • 23:27, 05.05.2013
СПБ, на "поплавочку" очень интересная рыбалка начинается на Сахалине в мае на первого лосося - симу... Рекомендую.... СИЛЬНАЯ ВЕЩЬ... biggrin

ЛОВЛЯ СИМЫ

1 Атос • 01:25, 04.05.2013
Непривычная для нас рыбка, интересная рыбалка. Впечатлило кол-во снега, вспомнил свою жизнь в Игарке, там что-то подобное.

3 Абориген2012 • 23:22, 05.05.2013
Да, Юра, снега на "кочке" с названием САХАЛИН = хватает... wink Рыбалка, действительно, очень интересная и порой непредсказуема... Нужно многое знать: особенности рыбалки, самые уловистые снасти, надежный транспорт, мастерство и Удача тоже не помешает... Я не являюсь сторонником морской рыбалки за исключением рыбалки на камбалу и краба, но, ИМХО, это тоже нужно пережить хотя бы раз...

Надеюсь, что мы обязательно встретимся в этом году (познакомишь меня со своими секретами.... cool )

5 Атос • 00:42, 06.05.2013
Какие секреты? Сам учусь biggrin

6 Абориген2012 • 00:44, 06.05.2013
Но в ваших краях свои секреты... wink

Яндекс цитирования

Copyright www.tugun.ru © 2008 - 2017 | при использовании материалов с сайта - активная ссылка обязательна