Пятница, 29.03.2024, 05:57

Главная » Статьи » Летняя рыбалка » Большой Пит и притоки [ Добавить статью ]

«Blitzkrieg», или исповедь начинающего таежника. Часть 2. Туда и обратно. Глава вторая. Туда и там…

Отчет о рыбалке в Красноярской тайге в 2005 году в трех частях с предисловием. Начало см.: «Blitzkrieg», или исповедь начинающего таежника.

Часть 1. Путь до устья притока.
Часть 2. Туда и обратно. Глава первая. Туда…

Ночь прошла спокойно, настало утро. Большой, как всегда, поднялся рано, осмотрел окрестности, полюбовался природой и давай нас будить: «Вставайте, лежебоки! Харч готовить надо да и выдвигаться к заветным ямкам». А в палатке так хорошо, что и вылезать неохота. Но надо. План по ленку и хариусу ещё не выполнен...

Разводим костер, готовим сытную гречневую кашу с двумя банками тушенки (нужны калории и силы). Поспевает чаёк, завтракаем, собираем лагерь, упаковываем рюкзаки, готовимся в путь. По словам Дика, мы уже прошли трудные места, дальше нас ждет просто прогулка по живописным берегам реки. А мы, наивные, верим... Закинув тяжелые рюкзаки на плечи, спрашиваем у Дика, куда идти. На соседний берег, и конечно вброд... Мы переглянулись, вздохнули глубоко и…

Поперли... Опять камни только под водой. Идешь как минер, который ошибается только раз. Воды по колено, она давит, хочет сбить с ног. Мысль одна - только не упасть, только не упасть... Уф... перешли. По ровному берегу и правда не все так плохо. Тем более путь лежал по песчаной косе. Вот если бы не было еще за спиной рюкзаков...
А река шумит, извивается. За следующим поворотом опять сюрприз. По нашему берегу высокие скалы подходят вплотную к воде. Хотели перейти на другой берег вброд — невозможно: в этом месте река сужается, быстрина, дошли почти до середины, вернулись, глубоко... Не перейти. Надо идти по скалам. Полезли. Где-то по камням, где-то по воде практически по край голенища сапог... и т.д. и т.п. Прошли...
На очередном привале нас с Большим как-то совместно посетила мысль: наверное, Дик - секретный агент спецслужб, и здесь, в тайге, он готовит разведывательно-диверсионную группу, выбирая для тренировки самые опасные и трудные участки пути. А кто не дойдет - того в расход... Нда...
За переход раз восемь, как челноки, перебирались вброд с одного на другой берег, где казалась дорога удобнее, обходя скалы, нависающие над водой или непролазные нагромождения камней.

В пути совмещали приятное с полезным. Перекуры и остановки делали в тех местах, где было много ягод. Сбрасывали свои вещмешки, падали на таёжную моховую подстилку, лежали, отдыхали, подкрепляясь растущей рядом ягодой. Да, в том году в тайге ягоды было просто завались, и крупной причем.

Три часа в пути, пройдено больше половины маршрута. Ягода, конечно же, вкусная, но малокалорийная, а энергетические затраты на переход значительные: короче, хватит красивых и литературно-научных фраз - просто оголодали мы. Нужно что-то добротное, например рябчика, уточку или... просто мясное. Лежим, отдыхаем, коцаем ягоду, перекатываясь по полянке. Слышим звуки, похожие на карканье.
«Кто это?» - спрашиваем у Дика. «Это каркуша, то бишь кедровка, есть можно». «Ну-ка, Дик, дай ружье», - сказал Большой и удалился в тайгу. Минут 10 тишина, выстрел, и довольный Большой с добычей перед нами. Будет наваристый супчик на обед!

Подумали, прикинули: ориентировочно до места, куда хотим дойти, еще два часа пути, хотя и кушать хочется, но завтракать поздно, а до обеда далеко. Решили идти до места, не разбивая промежуточного бивака.
И вот мы, голодные, в ожидании наваристого супчика из каркуши, продолжили путь.
Все бы хорошо, по карте осталось до места два поворота, а по километрам всего ничего - каких-то 5 км. Дорога по сравнению с предыдущими отрезками просто класс, ровная, камней практически нет, но… Берег порос высокой травой (по пояс), которая после вчерашнего дождя вся мокрая. Пришлось, чтобы не намочить брюки, расправить болотники. Жарко и потно. Идя сквозь траву, раззадориваешь гнус, который отдыхал на стеблях осоки. Все тело влажное, кругом гнус, который кусает во все незакрытые места. Грызет, грызет и грызет. Отмахиваться смысла нет, точнее, просто уже нет сил махать руками. Бредем как буренки, которым докучает гнус, но идем. Зато в процессе этих перипетий нашли отличное средство, которое реально помогает снять зуд после укуса гнуса (значительно круче китайской ЗВЕЗДОЧКИ). Это обычная человеческая слюна. Облизнешь покусанное гнусом место, и через 10-15 мин. зуд проходит, а через час облизать еще раз укушенное место, и оно исчезает. Открытые лечебные свойства человеческой слюны имели как положительные (зуд проходил, и ранки заживлялись в короткие сроки), так и отрицательный (моя слюна оказалась самой лечебной, симптомы укуса проходили практически за считанные минуты). В тайге моя слюна была на вес золота. Обидно тока золота ни кто с собой не нес, а лечиться все хотят…
До запланированного места стоянки остается последний двадцатиминутный переход, у нас перекур. Красиво вокруг, сопки, река, трава и уже «родной» гнус. Каких сил надо, что бы просто поднять себя с земли, а тем более взвалить на спину груз, который, кажется, уже тянет на пару тонн, и дойти эти ненавистные последние 500 метров до места…
Вот дошли… Сил практически нет… Все тело мокрое, кости ломит, места укусов горят. На ходу скидываем пудовые рюкзаки, одежду, сапоги и пр. Но ведь дошли, чего бы это нам ни стоило, и победили в чем-то (конечно, в малом) ТАЙГУ, которая нас так не хотела сюда пускать. Дошли… Картина маслом «Разбившийся вертолет»…

После первичной фотосессии мы просто упали на коврики, уставшие и голодные.

Ручки-ножки не двигаются, поэтому перемещаемся ползком (с моим организмом такое было впервые). Видать, шли на максимуме наших физических возможностей.

Надо покушать и восстановить силы. Но сил-то и нет. Лежа на ковриках, составили меню попроще: вермишель (варится быстро) и предпоследняя банка тушенки. На том и порешили. Дали себе для отдыха 45 мин. После расслабухи раскочегарили примус (за дровами идти влом), доползли до рюкзаков, достали нужный провиант, так же на четвереньках приготовили, что планировали. Но, видать, совсем настройки сбились: так пересолили, что соленая рыба после этого супчика показалась бы конфетой. Ничего, съели с аппетитом, просто после бегали к воде, запивали.

Вот и поели, вот и славненько! Еда и дополнительный пятнадцатиминутный отдых «обеспечили» нам прилив сил. Палатку поставили в лесу, чтобы не бросалась в глаза. Если мы дошли, то, возможно, по этому маршруту уже идет другая группа таких же, как мы, «первогильдийцев», а, по словам Дика, с незнакомыми в тайге лучше не встречаться и не общаться. В общем, неспешно, в течение получаса, мы организовали наше стойбище, палатка установлена, спальные принадлежности разобраны и расправлены, дрова собраны и подготовлены к вечерним посиделкам и т.п. Нужно заняться делом, для которого мы и шли сюда. По словам Дика, всего в ста метрах отсюда чуть выше в притоке притока есть прикольная ямка, хариуса там просто завались, всем хватит и еще останется. После предыдущих высказываний Дика о простоте и легкости маршрута мы верили в это с трудом. Но раз дошли - надо попробовать, а вдруг и вправду надергаем…
Снарядили удочки, раскатали ботфорты и пошли по притоку в верховья.

Вроде бы и вода низкая, и течение несильное, но… на камнях ил такой скользкий! Мои болотники, подошва которых стерлась за время перехода, никак не хотели держаться на скользких камнях, ноги разъезжались в разные стороны, как у новорожденного жеребенка, единственный плюс - повеселил своими кульбитами товарищей. Нет, это не мой маршрут... Да и Большим подустал, совместно с ним решили, что не пойдем сейчас в верховья. Если Дик поймает, то присоединимся в следующий раз и дойдем до ямки через тайгу. А Дик (вот рыбацкая душа!) взял снасти, перекинул через плечо ружье, в карман комплект патронов с пулями и дробью (медвежьи места), отправился вверх к заветной ямке. А мы, как настоящие бойскауты, решили запечатлеть себя и окружающую природу для истории.

А также провели фотосессию на фоне живописного пейзажа в зарослях прибрежных дергунцов.

Прошло минут десять-пятнадцать с момента ухода Дика, мы фотаемся. Вдруг из тайги со стороны, куда удалился Дик, раздаются два выстрела. Мы прислушались: возможно, он натолкнулся на медведя - в этих местах их много бродит. Тишина… Опять выстрел. Мы в напряжении, рука непроизвольно ложится на рукоятку ножа. Всматриваемся в тайгу, ловим малейший шорох. Слышим шум: кто-то движется в нашу сторону, не разбирая дороги по тайге. Хрустит валежник, ломаются ветки — видать, и вправду медведь прет из тайги на нас, а ружье у Дика, с нами только ножи… Шум и хруст все ближе и ближе… И тут из тайги до нас доносится знакомый и уже приятный, означающий удачу клич «Зашибись!, Зашибись!». Из леса, не разбирая дороги, выносится радостный и возбужденный Дик, а в руках у него шесть бройлеров.

«Ну что, Дик, колись, как добыл этих уток?» - «Дошел я до ямки, забросил мушку, жду... не клюет. Пару раз перезабрасывал - тот же результат. Тут боковым зрением вижу: с верховьев притока движется на меня стайка уток. Медленно положил удилище, отошел за дерево, затаился. Утиная братва меня не замечает и спускается все ниже. Заряжаю дробью два ствола, жду подходящего момента. И вот вся семейка попадает на мушку моего ружья. Делаю выстрел - попал, делаю второй - еще пару зацепил. Пять точно добыты, одна трепыхается - слегка подранена, чтобы не мучилась, заряжаю повторно и делаю контрольный выстрел. Часть стаи ушла ниже, можно было добыть и больше, но зачем? И так на ужин хватит. Далее дело техники, лезу в воду, достаю добычу, сворачиваю снасти и прямиком к вам». «Да, прямиком! посадил нас с Большим на измену». Но хорошо все, что хорошо заканчивается. Утки - достойный результат рыбалки! Мы с Большим тоже присоседились к «улову» Дика и продолжили нашу прерванную фотосессию.

Дальше хлопоты по хозяйству - нужно ощипать, распотрошить, приготовить. Конечно, из добытой дичи можно было бы приготовить и кулинарные изыски, но с собой продуктов брали по минимуму, поэтому уток и добытую ранее кедровку просто сварили, еле-еле запихав все тушки в наш единственный небольшой котелок.

Да, достойный денек: переход осилили, есть утка (и не одна), котелок уже на костре, варево, шипя, клокочет, бивак разбит, кругом природа обалденная, нас ожидает сытный и вкусный ужин, завтра предстоит поход (налегке) к уловистым ямкам, где обитают заветные ленки и хариусы, а мы сидим у уютного костра… и что еще человеку для счастья надо!… Только просушиться. Всё у нас получится, как планировали, и всё будет согласно кличу Дика «Зашибись!».

Утятина готова, такое завершение дня как не отметить по маленькой (что я ее, родимую, зря, что ли, тащил 18 км). Хорошо пошла под уточку! Да и под каркушу тоже неплохо. А теперь за добытчика! - тоже ничего. Вечер выдался теплый, ветра нет, гнус не беспокоит, вспоминаем и рассказываем друг другу были и байки, повторяем по маленькой. Я достал камеру и начал снимать, друзья на камеру передают приветы родным и пр. В общем, настроение приподнятое, а тяготы перехода уже забыты.
Только мечты о предстоящей рыбалке. Хотя и завтра предстоит еще пятикилометровый переход в верховья, но это будет только завтра. А сейчас нам просто хорошо и комфортно: болтаем о том о сем, любуемся звездным небом, релаксируем.

И все дальше у нас будет хорошо, мы уверены.

P.S. Фильм по мотивам рассказа См.: «Дальний путь за ленком. Рыбалка в Красноярском крае. Часть 1.»

Продолжение см.: Часть 2. Туда и обратно. Глава вторая. Там…

Начало отчета см.:
«Blitzkrieg», или исповедь начинающего таежника.

Часть 1. Путь до устья притока.
Часть 2. Туда и обратно. Глава первая. Туда…

Продолжение следует…
Аннотация: в следующих частях отчета «Blitzkrieg», или исповедь начинающего таежника! Скоро: Часть 2. Глава третья. Там и обратно… Рыбалка, таймень-снастелом, пешком по тайге, медведь, сплав по порогам, «дикие люди»… «Часть 3. Тайга не отпускает»: Встреча в устье, нас «кинули», ураган, низкие температуры, уловистое место, «испорченный запас провианта», на «грани нервного срыва» и пр.

Продолжение-начало см.: «Speed Drive за тайменем и ленком 2008»