Пятница, 26.05.2017, 06:57

Лирическое отступление [137]Прочие отчеты [118]Рыболовные базы [5]
О рыбах [24]на Конкурс [71]Технические отчеты [5]

Заполярный хариус - №3

... Собираемся, отплываем, Павел точно знает, куда мы путь держим. Все маршруты и озера ему показал швед, у которого он останавливался уже со своими друзьями. Швед заинтересован в клиентах, но, как ни странно, не очень радуется (со слов Павла), когда клиенты ловят много. Не знаю, чем это вызвано, ведь если клиент получит полный Кайф от рыбалки, то он обязательно приедет еще не один раз. Наверняка и друзьям своим расскажет. Кроме летней рыбалки, я уже про это говорил, у этого шведа развит зимний туризм: приезжают люди посмотреть на заполярную Швецию, полюбоваться северным сиянием, и получить свой адреналин. Оказывается, есть еще в Европе такие любители острых, скорее полярных впечатлений.

По пути попадаются небольшие табунчики уток, которые почти нас не боятся, только отплывают чуть подальше в сторону от приближающейся лодки. Не понимаю, как можно здесь охотиться на пернатую дичь, впрочем, как и в Германиии тоже. На сохатых, это другая охота, когда этих парнокопытных очень много, эти «скатинки» начинают приносить окружающей Природе ущерб, еще допускаю, ИМХО, кое-где можно было бы и разрешить. Что и делается совершенно легально для приезжающих иногда охотников. Наконец, приближаемся к знаменитой протоке.

Представьте себе длиннное озеро или реку с очень медленным течением в которое впадает стремительный и сильный поток. В месте впадения какая-то водяная кутерьма, слышен шум воды. Мы пристаем к берегу, забираем свои снасти, вытаскиваем лодку подальше на берег. Павел говорит, что вчера оставили лодку на берегу, когда вернулись, то заметили, что лодка «сдулась». Это произошло по причине того, что один из бортов из-за сильной волны протерся до дырки. Забираем свои снасти, закрепляем лодку на берегу и идем вверх по натоптанной тропинке. Вот такой именно стремительный и мощный поток у меня ассоциировался с харюзовой рыбалкой. По пути Павел рассказывает, что на этой протоке некоторым удачливым рыбакам удается выловить рекордные экземпляры. Швед, который привозил Павла с компанией на это место ловил очень даже приличных хариусов на блесну. Надеемся, что нам тоже сегодня повезет. Проходим мимо аккуратной постройки, огороженной сеткой рабицей, здесь часто останавливаются местные рыбаки. Кругом прямо под нашими ногами очень много грибов, в основном подберезовики, подосиновики и рыжики. Очевидно, мало кто их здесь собирает, возможно, шведы также как и немцы предпочитают лесные дары приобретать в магазине.

Через несколько сотен метров видим еще один домик, возле него аккуратная сауна и коптилка, солнечные экологические батареи обеспечивают энергией для освещения. Кругом порядок и чистота, никакого забора, сухие дровишки заботливо складированы под навесом, вокруг тоже много грибов. «Заелись явно шведы» -, это говорит мой внутренний голос. Мой напарник делится информацией, которую он услышал от шведа, у которого уже несколько раз останавливался. Швед вышел на пенсию после службы в армии. Оказывается, он служил в элитных войсках, типа наших «красных» беретов в спецназе. Сейчас еще здоров как буйвол. Надо сказать, что армия в Швеции немногочисленная, не с кем воевать сегодня северным народам. Времена викингов давно уже прошли, да, и помнят, наверное, как наши пра-пра-деды их разбили наголову и победили. « Отсель грозить мы будем шведу...» Нас, только русских, все боятся в мире. Лишь есть специальные подразделения по борьбе с терроризмом, ведь придурков еще хватает на белом свете. Вот как раз шведский спецназ тренеруется в этих местах: учится выживать в экстримальных условиях зимой и летом, обходиться подручными средствами для приготовлении пищи, спать в снегу и т.д. Мне кажется, если взять любого среднестатического русского рыбака или еще проще охотника, его сразу же, без всяких экзаменов и специальной подготовки взяли бы в шведские спецвойска. Мы все, в натуре, умеем... И можем выжить в любой стране, куда нас пошлет главнокомандующий или сами залезем по своей воле... А вообще, по большому счету, любой сельский житель заткнет за пояс любого европейского спецназовца по выживанию в этих самых экстримальных условиях. Нужно только приехать в любую деревню рядом с Москвой... Я уже не говорю про Дальний Восток: - «Приезжайте к нам на Колыму»... Или, на худой конец, на Сахалин...

Идем все дальше, небольшой ручеек преграждает нам дорогу, вода кристально чистая, так вот почему хариус такой вкусный... Наверняка, в этих местах нет хранилища по утилизации радиоактивных отходов, хотя, земли до фига, и людей в этих местах мало. Странные какие-то эти шведы и непонятные нам, русским... Наконец, мы на месте. Впереди видим целую базу: солидный дом прямо возле берега, от дома к воде проложен металлический мостик, на берегу лежит несколько рыбацких лодок без всяких замков и цепей. Людей совершенно не видно. Чуть выше начинается широкое плесо, это начало знаменитой протоки. Павел останавливается и начинает готовить свой спиннинг. Я прошел еще несколько десятков метров, кругом валуны, захожу по самые, хотел сказать «помидоры», т.е. почти по пояс в воду. Хочется быть поближе к рыбе, наверное, так вся, без исключения, рыбацкая братия думает. Очень быстрое течение, кое-где вижу всплески, значит, рыба есть, жирует хариус. Очень красиво, причем, это северная красота. Кто жил в степи или в лесу, наверняка, это не оценит в полной мере. Для меня, практически сахалинца с 25 летним стажем, все в «лист»: чистая вода, сопки вокруг, отсутствие людей, даже погода с мелким моросящим иногда дождем...

Отгадайте с трех раз: - «Кто поймал первую рыпку?»... Конечно, Павел... Не буду вас томить понапрасну, можно было и с первого раза догадаться... Это не трудно было сделать. Пока я суетился со своей нахлыстовой снастью, выбирал подходящую, с моей «кочки мнения» муху, этот «товарищ», не подберу более обидного слова, уже тянет на «железо» своего первого хариуса. У меня чуть руки не опустились, промелькнула коварная мысль: - «Может быть я сегодня зря с нахлыстом связался?» Но, главное, ИМХО, «Федя, чтобы была воля к победе»... Воли у меня всегда «невправорот», впрочем, как и силы воли... Тем более, что меня угораздило родиться в год Быка. Наконец, я готов к бою. Как долго я ждал этого момента, ведь можно было бы сразу ехать сюда, а не на какие-то шведские лужи, вот здесь классика: течение, рыба, адреналин...

Считаю себя продвинутым нахлыстовиком, так как не запутываюсь уже в шнуре и поводке, не цепляю себя за куртку и штаны, и т.д. Тем более, что нет рядом никого, кого я могу зацепить при забросе за ухо или губу. Места достаточно, по теории я помню, что нужно нагружать всю самую главную часть - удилище, от комля до самой верхушки. Тогда эта пружина «выстрелит» достаточно далеко шнур вместе с невесомой мушкой. Спасибо Гарику (И.Тяпкину) за его СД- дешки, вроде бы удалось понять самый главный принцип нахлыста: - шнур не забрасывают, шнуром управляют... Вроде бы все просто, но, попробуйте сами... И у вас обязательно получится, если вы будете достаточно упорным и терпеливым.

Первая проводка не дала результата, хотя, я представил этот участок протоки как громадный аквариум, где везде стоит рыба и только ждет какой-либо наживки. У меня на самом конце поводка чисто харюзовская мушка, должна же она работать по этой воде. Точно... Только приспустил шнур и сбросил по течению несколько метров, как почуствовал легкие тычки через шнур. Есть контакт... Спокойно, без истерики, как говорит Гарик, вывожу свою первую добычу. Солидный харюсок, явно за «тридцатник», таких мы берем без сомнения. Все поняли, что рыбка более 30 см., что разрешено по лицензии.

Очевидно, что я, все-таки, везучий...
С ловлей хариуса мне пришлось столкнуться еще на Алтае, когда мы с друзьями на своих «Явах» совершили мотоциклетное путешествие в начале семидисятых. Тогда было очень здорово: классные по тем временам тачки, девчонки за спиной, ночевки на природе, сама Природа. Иногда рыбачили в небольших речушках, ловили этого самого хариуса. Все было очень «Клево»... Запомнилось, что хариус был небольших размеров, может быть максимально 20-25 см длиной, но очень вкусный. Мы тогда накрутили более 2000 км, хотели на Телецком озере побывать, но не получилось. Но рыбалка запомнилась на всю оставшуюся жизнь: маленькая мушка, изящная снасть, поклевка прямо с поверхности воды...

А здесь в Швеции, наш командор чуть - ли не с первого дня нам такие страсти-мордасти порассказывал, что, мол, в каждом почти озере водятся монстры по 60-70 см длиной попадаются, никак ни меньше... Справедливости ради нужно сказать, что основная масса выловленных нами «рыбов» была ближе к «сороковнику». Но где, позвольте спросить, Монстры под 70 зачетных см.??? При последующем забросе я вначале ничего не понял: мушка="сухарик" стремительно от меня уплывала, я еле-еле успевал сбрасывать шнур. Вдруг она совершенно исчезла с поверхности воды, я подумал: - «Наверное, показалось мне...» Подсечку не стал сразу делать, когда шнура почти нисколько не осталось, начал его медленно выбирать. Может быть пару-тройку метров удалось намотать, не идет, наверное, зацеп... Я уже встречался с ситуацией, когда «зацеп» начинал двигаться против течения. В этот раз произошло совершенно также. Подсечка, чувствую, сидит солидный экземпляр, а поводок у меня 0,14 мм. Вот тут-то и начались «танцы на воде»...

Вначале я подумал, что на мою муху позарилась форель, ведь Павел рассказывал, что швед выловил здесь в прошлый раз очень приличный экземпляр. Почему тогда я не могу такую же поймать? Начал бороться с сильной рыбой, сразу же вспомнил, что подсак мы с собой не взяли. Я как взять рыбку в таких условиях: сильное течение, большие булыжники по берегу, в общем, шансов почти никаких. Рыбу удалось затормозить, хотя шнура осталось всего ничего, правда дальше у меня на катушке имеется «бекинг», это удлинитель шнура, а попросту «плетенка». Начал осторожно выбирать шнур, рыба отчаянно сопротивляется, но изящная снасть не позволяет ей порвать тонкий поводок.

Хотя вода и очень светлая, но на течении не удается рассмотреть своего противника, который прижимается к самому дну. Очевидно, рыба меня заметила и стремительно рванула прочь. Вновь удалось ее вначале притормозить, а затем начать выбирать шнур. Так продолжалось несколько минут. Казалось, что при очередном рывке рыба уйдет вместе с мухой, но счастье сегодня было на моей стороне. При очередном подтягивании шнура рыба вдруг выскочила полностью из воды, стараясь освободиться от острого крючка. И на этот раз у нее ничего не получилось. Я успел заметить по длинному и широкому плавнику, что на крючке сидит очень большой, по моим понятиям, хариус.

Развязка неумолимо приближалась, или хариус оборвет тонкий поводок, или сдастся на волю победителя. Наконец, боец устал совершенно и позволил подвести себя ближе. Очень хорошо были видные его грустные выпуклые глаза, ничего не поделаешь, милый друг, такова Жизнь. Я очень осторожно взял рыбу возле самой головы, хариус даже не дернулся, отдал все силы борьбе, и вытащил его из воды. Вот это монстр, таких я еще не ловил, даже и не видел никогда. Когда подошел Павел и поздравил меня с успехом, мы измерили рулеткой длину трофейного экземпляра, оказалось ровно 50 см от носа до кончика хвоста. У меня уже было поймано несколько солидных хариусов более 40 см, но этот был просто гигантом. Чтобы не было никаких сомнений, мы сфотографировались с моим трофеем. На фото рукоятка, где крепится катушка, имеет длину 35 см. После такого успеха рыбалку можно было заканчивать. Разумеется, Павел меня на этот раз обловил по количеству рыбы, но, зато, я выловил рекордный экземпляр. А позарился мой противник на незамысловатую мушку красноватого цвета, как он её заметил в такой круговерти, уму непостижимо...

Уже по приезду домой я подал заявку на портал http://www.fisch-hitparade.de/ и получилось так, что этот хариус в Европейской классификации оказался на почетном 4 месте среди себе подобных...
Ура! Одним словом...

Самое время возвращаться к нашей лодке. По пути будем еще пробовать рыбачить, впереди есть несколько интересных мест. У меня, действительно, прекрасное настроение, удалось поймать трофейного хариуса. На это я даже и не рассчитывал особенно... Эта протока нас не разочаровала. Если честно, интерес я потерял сегодня в рыбалке. Хотя, кое-где мы останавливались, пробовали, ловили... Видели несколько очагов прямо на берегу, здесь рыбаки обычно, приготавливали хариусов на «рожне».

Наконец, мы возле нашей лодки, загружаемся и катим к табору. Обратный путь не очень труден, наконец, мы на месте. Андрей уже на нашем стане. Помог нам разгрузиться, вытащить лодку и т.д. Начали обмениваться своими впечатлениями. Оказывается, наш друг все же отправился на озеро с большими щуками. Он приметил в прошлый раз лодку с веслами на берегу, спустил ее на воду и поплыл это озеро обследовать, естественно, не спросив разрешения от хозяев. В принципе, А ГДЕ ИХ ИСКАТЬ ПО ТАЙГЕ... Проплавал целый день наш напарник по озеру, но, как ни странно, не добился успеха, если не считать нескольких хариусов. Обидно, однако, щука там наверняка есть. Может быть удалось бы обмануть зубастую хищницу на жерлицу, а почему нет? Ведь щук можно ловить без ограничений, правда, по поводу выбора снасти в лицензии ничего не сказано. Хотя, если наживить жерлицу, а утром прийти, предполагаю, чтобы был положительный результат. А он, этот РЕЗУЛЬТАТ, по большому счету мне лично совершенно не нужен. Вообще, на будущее было бы здорово поплавать по этому озеру и порыбачить, это озеро очень длинное, на нем раньше процветал промышленный лов сетями. Об этом рассказывал швед в одну из поездок. Можно было бы также попробовать рыбалку на окуня в отвес, а окуни здесь просто гигантские. Обязательно буду пробовать в следующую поездку в эти края.

Больше ничего интересного, ИМХО, не было в этой поездке. Мы начали собираться, план по «добыче» харюсов мы выполнили, за 10 дней каждый поймал по нескольку десятков это благородного лосося. Получили свой адреналин и только приятные впечатления от такой рыбалки. Правда, Андрей не «затарил» свои громадные ведра, которые он захватил на всякий случай под свой «урожай». Без всяких приключений добрались под вечер до нашей машины, Павел сказал, что желательно загружаться без свидетелей, хотя, у нас все было корректно. Андрюхину лодку тащили на буксире вместе с ним, хотели бросить его в этом заполярном краю, потом передумали... Он, Андрей, ничего плохого нам не успел сделать...

Наконец, мы загрузились, упаковались, ничего не забыли, можно трогаться. Очень довольные рыбалкой, Природой, погодой и всем остальным. Никто никого не раздражал, мы прекрасно понимали друг друга...

Когда впереди 2600 до дома в одну только сторону, зачетных км, все же лучше иногда меняться за рулем, однако, наш командор был другого мнения. Не знаю, совершенно, по каким причинам. Мы неоднократно предлагали его заменить, чтобы он отдохнул, каждый раз он отказывался. Я лично исколесил почти всю Европу, Андрей тоже был очень опытным водителем с солидным стажем. Такая «боязнь» нам была, если честно, совершенно с Андреем непонятна. Естественно, Павел уже имел приличный опыт общения в длительных поездках со своими друзьями. Кое-кто из них начинал пить пиво и что-то покрепче с момента выезда. Понятно, что водителю в этом случае было не совсем комфортно и он был «обречен» держаться за руль. Иногда его попутчики «заруливали» не туды, куды надо... Водитель Павел классный и надежный, ИМХО, в этом нет сомнений. Но иногда усталость может утомить, человек теряет внимание помимо своей воли, каким бы он не был профи. Во всяком случае, я бы не смог сам столько времени сидеть за рулем...

Павел, спокоен и выдержан, никакой видимой усталости, мы катим по шведским автобанам. Раннее утро уже, я сижу с правой стороны от водителя, мне руль пока не доверяют... Практически все скоростные трассы в Швеции огорожены сеткой-"рабицей" с двух сторон во избежание встречи с животными: косулями, лосями и т.д. «Чирикаем» про всякую ерунду с водителем, который не спал, практически всю ночь. Совсем неожиданно, я даже не заметил, с правой стороны из кювета вылетает, другого слова не подберу, дикая косуля. Как она сюда попала, одному Богу известно... Животное в полете мы встречаем на скорости примерно далеко за сотню, удар, остановка... Андрей даже не проснулся.

Мы останавливаемся, на автобане в этот ранний утренний час, пока еще на дороге никого нет. Только далеко на горизонте видна приближающаяся ЛКаВешка (большегрузный автомобиль LKW). Павел сразу смотрит на свой «передок», обшивка микроавтобуса очень серьезно повреждена, но ехать дальше можно без этих последствий. Я бегу к косуле, жалко тоже «птичку», за каким, извините «хреном» животное выскочило на дорогу в этот момент? На скорости более 100 км в час. встреча с посторонним предметом очень опасна для обеих сторон. Косулю отбросило на металлический заборчик, полетели в одну сторону почки, в другую сторону сердце и селезенка. Страшное Дело... Я подбежал к косуле, ведь, если все делать по закону:

-- звонить полицаю и ждать.
-- разборки «Кто прав--Кто виноват»..
-- чужая страна, а вдруг «Ты не прав?»...
-- и все такое прочее...

Можно потерять при этих «разборках» очень много времени... Выбираем компромистное мнение: -- «РВАТЬ КОГТИ» ... Или от греха подальше... Сбрасываю тушу в кювет и быстренько бегу к нашему автобусу. Грузовик уже близко, но, кажется, водитель ничего не заметил. Слава Богу, пронесло, кажется, но не могу это сказать с уверенностью... У Павла легкий мандраж, не часто встречаются такие неожиданности на трассе, бывает и похуже... Чуть позже он говорит, что это у него в первый раз, анализируем ситуацию:

--откуда «зверек» появился...
--почему его не заметил водитель...
--кто виноват...
--кто будет платить...

И так далее...

С кем не бывает, хотя «косяк» полностью ложится на нашего бессменного водителя, может быть, он другого мнения на этот счет... Естественно, нужно будет восстанавливать авто, это факт. Надеюсь, что он самокритично оценит свои действия, хотя, никто не застрахован от таких ситуаций.

Вывод: ИМХО, не нужно считать себя очень уж крутым водителем, человеческие возможности не безграничны...

Предполагаю, что Павел все правильно понял и сделал правильные выводы... Может быть, делать остановки для отдыха почаще. Всю дорогу почти нас сопровождал дождик, но мы благополучно доехали до дому, где проживает Андрей... Через несколько часов и я на месте. Если получится, обязательно составлю компанию своим друзьям...

Если они меня пригласят еще раз...

Этот отчет опубликован в в №2 Журнала «Спиннинг Traveller» за 2012 год

PS. В прошлом году я побывал в Швеции вместе со своей женой. Мы решили поплавать на каноэ по шведским озерам, было очень здорово: погода, природа, рыбалка и т.д.

My WebPage

В этом году я решил вновь побывать на скандинавском севере: ПРИОБРЕЛ НАДУВНУЮ ЛОДКУ, КУПИЛ БИЛЕТЫ НА САМОЛЕТ, через месяц вновь буду ловить заполярного хариуса...

У кого есть желание и время может составить компанию... Я все подробно расскажу...

Категория: Рыбалка за границей | Добавил: Абориген2012 (06.07.2012) | +1
Просмотров: 2675

5 Абориген2012 • 15:00, 22.07.2012
Юра, категорически с тобой сргласен...
А природа у нас еще, ИМХО, покруче будет по красоте...
Воспитывать нужно своих детей, тогда что-то изменится в лучшую сторону... wink

4 Атос • 02:41, 18.07.2012
Читая такие отчеты, понимаю, как мало мы ценим и бережем то, что дает нам Природа родного Края. Ведь практически то-же самое мы ловим в самом городе, да и места у нас по красоте, как минимум, не уступят зарубежным!

3 Абориген2012 • 03:58, 14.07.2012
водолей, serzak -- СПБ за ваши комментарии...
Тем более, что никого я не стремился удивить своим отчетом про заполярного хариуса....
В том, что наша Природа "терпит" от нас всех гораздо больший пресс, чем в Швециии, ИМХО, это Факт...
В то же время от нас с Вами зависит, чтобы существующее положение изменилось...
ИМХО, лично я в этом твердо убежден...

2 serzak • 09:31, 09.07.2012
Отличный отчет ЗАВИДНО!

1 водолей • 22:39, 08.07.2012
немного горько за процеженную ману и енисей.. за выбитый абакан и агул...

Яндекс цитирования

Copyright www.tugun.ru © 2008 - 2017 | при использовании материалов с сайта - активная ссылка обязательна