Пятница, 29.03.2024, 15:12

Главная » Статьи » Летняя рыбалка » Рыбалка на Ангаре [ Добавить статью ]

Таежная речка Моктыгина - июль 2009 г.

Есть красивейшая рыбная речка Моктыгина, которая течет в глухой приангарской тайге и впадает в Чуну. Путь туда занимает почти сутки и достаточно сложен технически. Сначала 350 км на машине до с. Тасеево, оттуда 80 км на УАЗе, до д. Кирсантьево. Дальше дорог нет и летом добраться можно только лодкой. Нужно подняться 30 км. вверх по течению реки Тасеева до порога Бурный, на берегу которого стоит одноименный староверческий поселок. Там через порог и вверх еще 12 км до слияния рек Чуна и Бирюса, которое местные называют Арбан. С этого места и начинается Тасеева, которая несет объединенные воды двух рек в Ангару. Оттуда еще выше порядка 10 – 12 км уже по Чуне, через Волгин порог к устью Моктыгины.
Памятуя о прошлогодней суперудачной поездке (отчет я писал) на эту таежную речку, конец июня и начало июля мы провели в напряженном ожидании. Постоянные звонки в Тасеево, где живет мой друг Олег, и постоянный контроль сводок погоды: когда же там наладиться погода и станет возможным проезд в Кирсантьево? Весна, как известно, была затяжной и долго не ставили паром через Усолку, затем дожди и высокая вода делали поездку бессмысленной, да и грязь делала дорогу от парома до Кирсантьево проходимой только для вездеходов типа ГАЗ-66. Самые нетерпеливые попытались прорваться на «Сюрфе» но в полукилометре от парома сели так, что пришлось идти почти 15 км до деревни и там искать трактор, который вытащил их назад к парому. Правда, без потерь не обошлось, оторвали, что-то в ходовой. Таким образом, одними конкурентами стало меньше. И вот, наконец, погода немного устоялась, дорога просохла и можно двигать в путь. Едва дождавшись конца рабочей недели, мы с моим другом детства тоже Олегом рано утром в пятницу стартуем из Сосновоборска в Тасеево. Нетерпение, охватившее нас, словно подгоняет «Шкоду» и она стремительно поглощает километры. 350 км с дозаправкой, за 4 часа и мы в Тасеево, где нас встречает Олег, который как выясняется, почти не спал ночью, так как ремонтировал УАЗик, но собрать его до конца так и не успел. Мы, конечно, немного расстроены, но хорошее настроение в предвкушении поездки не дает нам закиснуть, и мы с ходу включаемся в работу по сборке автомобиля. С нашей активной моральной и физической помощью, УАЗик быстро встает на ноги, то бишь на колеса. Так как времени делать развал - схождение у нас нет (а в Тасеево это проблема), с помощью длинной деревянной планки и глазомера, регулируем колеса, и начинаем грузиться. Это много времени не занимает, успеваем даже глотнуть чаю и перекусить на дорожку. Вот проехали Лужки, Троицокое, все цивилизация позади. Трясемся по грунтовой дороге, которую основательно подразбили самосвалы, весной возившие щебенку для дорожного строительства по программе Нижнего Приангарья. Правда, после окончания распутицы строительство дороги почему-то забросили. Сворачиваем с трассы в сторону речки Усолки и подъезжаем к парому. Знакомый по прежним путешествиям паромщик все так же уповает на нашу помощь при перевозе через реку, правда день за перевоз берет исправно. По пути он охотно рассказывает о том, кто в какую сторону поехал. От него мы узнаем, что и накануне и утром в сторону Кирсантьева проезжали рыбаки. Переправа окончена, и мы продолжаем путь.

После парома начинается дорога, которую дорогой назвать сложно, Даже после нескольких дней сухой погоды, на УАЗике приходиться искать место, где можно проехать. Местами грязь и глубокие промоины такие, что душа замирает, не дай бог в такую свалиться. И все же мы едем.

По дороге встречаем ребят, которые пытаются сделать тоже самое, но на старой «двойке», и конечно, они сели и сидят хорошо. Без помощи их оставить не мы не можем и дважды рвем веревку, пытаясь вытащить их из грязевой ямы. Только после того как Олег цепляет «Жигули» на свой металлический трос с трудом, но вытаскиваем их на более или менее, чистую дорогу. От дальнейшей помощи ребята отказываются, говоря, что они местные и сами все равно доедут. А мы продолжаем свой путь. Вот и Кирсантьево – небольшая деревенька на берегу реки Тасеева. Народу живет на удивление достаточно, не старые еще в самом расцвете лет люди живут и работают, несмотря на оторванность от «Большой земли». Олег договаривается со своими знакомыми, которые дают на лодку, мы вешаем, привезенный с собой, мотор и тут начинаются проблемы, на холостых «Вихрь» работает отлично, но как только включается передача, работает только один цилиндр. Как и положено, всякая рыбалка начинается с ремонта мотора. У несчастного «Вихря» несколько раз разбирается и зажигание, и карбюратор, но причину неисправности найти не удается, несмотря на активную помощь местных спецов. Наконец хозяин лодки, видя наши в конец расстроенные физиономии, сжаливается над нами и дает свой мотор. Ура! Мы отчаливаем от берега и начинаем подъем вверх по течению Тасеевы. Настроение надо сказать сразу улучшается, и мы довольные любуемся красивыми видами берегов реки. Без проблем добираемся до поселка Бурный, который стоит прямо на одноименном пороге.

Причаливаем в самом начале порога, идти вверх, через порог, не зная прохода чистое самоубийство. Каждый год здесь бьются лодки. Не спасают даже импортные моторы, которые мощный поток разносит в щепы вместе с дюралевыми лодками. Здесь живет наш старый знакомый старовер Паша, тот самый которому два года назад мы помогли спасти избу во время пожара на крыше. Паша как всегда рад нам и гостеприимно приглашает нас вкусить малосольной стерляди и испить «кваску». Староверческий квас это отдельный рассказ, коварная штука, на вкус как клюквенный морс, а с ног незаметно сбивает самых здоровых. Несмотря на цейтнот, мы все же, не желая обидеть хозяев, уделяем внимание угощению, которое сопровождается неспешной беседой. Вот перекусили, поговорили и пора дальше в путь. Паша в одиночку перегоняет нашу лодку со снаряжением через порог, а мы обходим его пешком.

Говорим Паше спасибо, прощаемся и двигаем дальше. Солнце неумолимо клониться к закату, а нам еще подниматься и подниматься. Вот и Арбан где сливаются две красавицы реки Бирюса (Она) и Чуна

Нам влево в Чуну. Таежная красавица встречает нас скалистыми берегами, поросшими ровными, как мачты ангарскими соснами.

Проходим Волгин порог и опять с приключениями. Вроде бы не такие большие как в Бурном валы и скорость воды вроде бы поменьше, но опять начинает капризничать мотор и опять, как и в прошлом году начинаем зависать посреди реки. Закрадывается мысль: «Неужели опять пешком по берегу в обход порога», но нет, не в этот раз. Река все же пропускает нас, и мотор потихоньку вытаскивает из стремнины.

Слава богу! Прорвались! Идем дальше вверх по реке и вот он красавиц водопад, за ним уже скоро и цель нашего путешествия.

Каждый раз имеет желание подойти поближе, но не имеем возможности. Вот из-за поворота показывается устье Моктыгины - добрались. Увы, но при ближайшем рассмотрении нас постигает первое разочаровании – место для ночлега занято. Лодка, палатка, кто-то нас опередил. Подходим к берегу, где нас встречает мужичок. Выясняется, что он еще днем привез троих рыбаков, которые ушли вверх по течению Моктыгины рыбачить и должны вернуться через два дня. Мужик рассказывает, что сам он не рыболов, но сеточку поставил, что бы на ушицу наловить. Решаем подняться выше по течению Чуны, где есть охотничья избушка и можно переночевать. В это время мы становимся свидетелями вечерней охоты тайменя. Сначала видим, как косая линия перечеркивает воды заливчика, куда впадает речка. Первое предположение – ондатра, но уж слишком быстро плывет. На мелководье становится, видна мощная спина с верхним плавником. Таймень ни сколько не смущаясь нашего присутствия, начинает гонять мелюзгу по мелководью. Мы обалдевшие смотрим на это зрелище, не зная за что схватиться и что делать. Рыба вот она, а спиннинги гораздо дальше - в лодке. Так мы и простояли, только охая и ахая в восхищении, пока нагулявшийся хозяин не ушел в глубину. Уже радует то, что рыба есть.
Едем, пока окончательно не стемнело к месту ночевки. Избушка спрятана от посторонних глаз в лесной чаще, недалеко от берега реки. Правда, когда подходишь вплотную, сразу видно, что место известное и активно посещаемое.

К сожалению некогда даже полюбоваться замечательным закатом. Так как нужно подготовиться к ночлегу, приготовить поесть пока темнота не упала окончательно, да и пришлось прибраться около избушки, так как оставленный нашими предшественниками бардак не способствовал улучшению аппетита. А закат все равно очень хорош !!!

Ужинаем уже при свете фонарей, расслабившись, горячим чайком, ведем неспешные беседы, предвкушая завтрашнюю рыбалку и рассказывая байки из прошлых походов, любуемся шикарным звездным небом.
Утром настраиваем спиннинги, заводим лодку и назад к Моктыгино. Увы, покидать на том месте, где вчера ходил таймень нам не удается, так как скромняга - не рыболов успел все позагородить сетями. Мы проходим мимо и поднимаемся метров на 100 вверх по течению, все дальше пешком.

Устье совсем не напоминает то, что мы видели в прошлом году, когда на этом же месте выловили не меньше 15 тайменей и десятка ленков. Вода гораздо меньше, кругом камни и даже удивительно как в прошлом году здесь уместилось столько рыбы. Тем не менее, начинаем пробрасывать речку в тех местах, которые кажутся перспективными. Я пробую свой любимый БФ № 4 желтый с красными пятнами, один Олег (буду называть его городской) такой же БФ № 4 только белый, второй Олег - Мепс № 5 белый с красным рисунком. Вот первая удача один из Олегов, который городской, выхватил небольшого ленка.

Надо сказать, что рыбак он давний и заядлый, но спиннинг начал осваивать совсем недавно, с моей подачи. Поэтому это его первый пойманный на спиннинг ленок. Олег отпускает его в речку с пожеланием привести с собой папу и маму. Мы еще несколько раз бросаем блесна пока безрезультатно. О клеве, который был в прошлом году, остается только мечтать. Правда, Олег – городской поймал еще одного небольшого ленка, но мы решаем начать подъем вверх по течению. Рюкзаки на спину, спиннинги в руки и в путь.
Погода отличная, солнышко весело светит, правда донимает мошкара, но репелленты и накомарники помогают. Идем не торопясь, пробрасывая блеснами интересные участки. Рыбка поклевывает, ленок, хариус, даже пара таймешат соблазнилась нашими блеснами.

Для меня становиться своеобразным открытием, как здесь ловиться хищник. Я привык к тому, что ленок, таймень, как правило, стоит в ямках выше ниже перекатов, в водоворотах рядом со струей, в каких-то прижимах и прочих более глубоких местах, но эта закономерность прекрасно работает на более крупных реках, здесь же когда речка сплошной перекат, я поначалу даже не знал куда бросать. Но Олег смело отправлял блесну, раз за разом в струю с глубиной чуть выше колена и на мое удивление, откуда-то выскакивал рыб и хватал блесну. Видимо это специфика рыбалки на малых речках. И все же, чем дальше мы поднимаемся, тем очевиднее становиться, что кто-то перед нами прошел и «собрал сливки». Видимо те ребята, которые ушли вчера постарались. До обеда мы прошли примерно около 5 км. Дрога вдоль реки надо сказать не легкая, солнышко днем стало не только светить, но и пригревать, Тропа вдоль речки заставляла то перепрыгивать с камня на камень, то переползать через поваленные лесины, то обходить скалу по воде под самый верх болотников, то ползти по узким выступам на этой скале. Стало жарко, на запах пота потянулся гнус, поэтому раздеться не было возможности.

Для обеда выбрали небольшую полянку, на костерке вскипятили чайку. Умылись, разделись, легкий ветерок сдул мошкару и охладил разгоряченные тела. Кто не ходил по тайге не поймет, какой это кайф, вот так расслабиться на свежем воздухе. На таежные речки мы идем не только за рыбой, но и за вот такими прекрасными минутами, которые так приятно вспоминать длинными, зимними вечерами. После обеда нам даже удалось немного покемарить в тенечке. Посовещавшись, решили идти обратно. Было видно, что смысла идти вверх нет, так как рыбы немного, тем более, что Олег – городской немного натер ногу. Обсудив, мы решили, что время для рыбалки мы все же упустили, так как после нерестовый жор уже закончился. Хариус еще не начал активно брать, а для ленка и тайменя и вовсе август предпочтительнее. То есть ехать на речку надо или в конце июня или уже с середины августа, Договорились, что если даст погода, на следующий год обязательно съездим. С этим мы и пошли в обратный путь. На обратном пути то же немного поймали, и в общей сложности получилось неплохо. Надо сказать в основном работали белые с красным вертушки БФ и Мепс, наверное, вода после дождей еще не до конца очистилась, хотя визуально она была чиста как слеза. Но тем не менее желтые и красные блесна не работали. Обратно к устью мы вышли достаточно быстро, даже успели искупаться в речке, обсушить пропотевшую одежду. Попрощались с прекрасной речкой и с надеждой вернуться туда на следующий год, собрали пожитки, погрузились в лодку и пошли вниз по Чуне.
На обратном пути мы по традиции заглянули на понравившийся нам ручей Житкулей.

Как и в прошлом году потаскали неплохих харюсков. Даже удивительно как в такой небольшой ямке, в месте впадения ручья в Тасей их столько собирается.

Тут же стали свидетелями еще одной рыбьей охоты. Крупный окунь гонял мелюзгу практически у наших ног, его горб даже торчал над водой. Окуню удалось загнать малька к борту нашей лодки, и когда тот застыл в недоумении, ткнувшись головой в борт, полосатый разбойник резким рывком настиг его и проглотил. Достаточно занимательное зрелище, жаль, камеру включить не успели.
Впереди нас еще ждал порог Бурный, по которому пришлось осуществлять экстремальную проводку лодки вдоль берега.

Я даже искупался, поскользнувшись на скользких камнях, но веревку, на которой проводили лодку, из рук не выпустил. Это могло быть чревато тем, что наша лодка вместе с Олегом сорвалась в порог, а это практически 100% «хана» и лодке и двигателю и всем пожиткам, которые в лодке.

Но все закончилось благополучно, после порога мы без проблем добрались до Кирсантьево, вернули лодку и мотор хозяину и на УАЗике в Тассеево. Там решили не ночевать, несмотря на усталость, ехать домой ночью. Вот тут тяжелый день и и дал о себе знать, доехать удалось только до Уяра, точнее проехав после поста ГАИ несколько километров, Олег только успел припарковаться, на какой-то автобусной остановке, со словами «Дальше не могу» заглушил двигатель и тут же отрубился. Я сказал «Покемарим чуток» и отрубился следом. Проснулись только утром, и подумали на кой черт поперлись в ночь надо было поесть, поспать и утром спокойно выехать, приехали бы так же. Но тем не менее, не смотря на все приключения, а может благодаря им, поездка удалась. Посетили красивейшие места, отдохнули на природе и даже рыбу поймали, что еще нужно человеку для счастья!

P. S., Приношу извинения за качество снимков, это нарезка из видео.