Четверг, 28.03.2024, 17:30

Главная » Статьи » Летняя рыбалка » Большой Пит и притоки [ Добавить статью ]

20 лет спустя - сплав по Питу. Часть3

В начало

Серб решил зафотать начинающего нахлыстовика в устье Орловки.

Димка не отставал, таская белячков на мушку.

К вечеру погода на Орловке испортилась, задул ветерок и по небу вокруг сгущались грозовые тучи. Вдалеке сверкала молния, громыхал гром.
Мы сложили вещи сбоку палатки, и укрыли их пленкой таким образом, чтобы в случае дождя можно было махом закрыть ею нашу промокаемую палатку.
Мы с Димкой подготовились ко сну, забрались в спальники, Серб что-то еще копошился на улице, как вдруг по палатке хлопнули первые крупные капли дождя. Серега тут же накрыл нас пологом, благо все было готово заранее, и полез спать.
Внутри стало невозможно душно, и нечем дышать, надо было срочно что-то придумывать. Серб от помощи отказался и пошел решать этот вопрос в одиночку. Стало намного свежее, а дождь резко прекратился, так и не начавшись. Ночью его тоже не было, хотя вокруг грохотало.

Утром спали долго, проснулись после 8. Вылезши из палатки я увидел вот такую конструкцию, сочиненную наспех Сербом.

Вылезло и начало припекать солнце. Мы напоследок искупались в водах Орловки, попили чаю, и двинулись в путь.

Ниже по левой стороне впадает ручей, в устье ничего поймать не удалось, набрали свежей прохладной воды.

Далее, по левой стороне, под скалой есть большая ямина, я поставил тяжелый джиг и простукивал им дно, а Димка кидал блесну. Рыба не заинтересовалась нашими приманками.

На обед у нас был малосольный хариус с Орловки. Обедали не причаливая, состыковавшись и переплетившись веслами.
Так и плыли какое-то время в тандеме. Димка блеснил, а у нас с Сербом была послеобедняя фиеста. Я даже вздремнул с полчасика.

Гремиха

После обеда подплыли к Гремихе. Решили остановиться на левом ее берегу в устье, т.к. на правом берегу был разбит лагерь, ниже вдали виднелись кораблики и люди. Серега собрался идти смотреть избушку, а мы с Димкой начали готовиться к рыбалке. Снасть осталась прежняя: поплавок + муха -на хариуса, спиннинг -на хищника. Для начала мы прокидали устье на предмет хищника, попался один небольшой ленок.

Потом перешли на поплавочку. Хариус клевал, но некрупный. Все равно, когда клюет, рыбачить интересно. Димка увлекся, а я начал искать места на речке, поднимаясь вверх. Кое что попадало, но хотелось нормальных экземпляров. Берега сильно заросли кустарником, по воде идти было крайне неудобно, а перейти речку вообще тяжело - течение так и сбивает с ног.

Перебравшись на правый берег, я выбрался на тропу и пошел по ней вдоль реки. В одном месте был довольно приличный спуск и я им воспользовался. Покидал немного, поймал одного белячка и собрался уже было домой, но заметил сливчик с прижимом к берегу. Только закинул - есть! С крупнячком пришлось побороться. Чтобы докинуть до слива, пришлось зайти на середину речки, и теперь надо выбираться назад на берег, поднять такого хариуса над водой сложно. Здорово! Вот за этим я сюда и приехал - воскресить в себе чувства 20-летней давности. Выволочив хариуса, зашел в то же место и опять поклевка! Этому повезло - сошел. Таким вот макаром, теряя кучу времени на вываживание я поймал с десяток крупнячков и пять штук сошло. Пора возвращаться в лагерь, а то, потеряют еще.

Прийдя, я узнал, что Серб снял с себя три клеща, а Димка успешно ловит хариусов.

Решаем порыбачить в устье еще маленько. Я собрал нахлыстовый настрой, весь экипировался по-полной, перебрался на правый берег и начал ловить белячков напротив Димки. Преимущественно на крючок садилась мелкая рыбешка. Я скумекал, что вместо того, чтобы выводить ее, отцеплять отпускать, потом заново распускать снасть, проще дать слабину и харюзок сам сойдет. Что покрупнее, я брал. Чем дальше, тем становилось интереснее и интереснее. На каждом забросе я ожидал поклевки ленка, потихоньку бредя по колено в воде вниз по течению, но вдруг подскользнулся, потерял точку опоры и чтобы не упасть, скаканул, потом еще раз... В общем, равновесие не удалось сохранить. "Только бы не сломать удочку" - мелькнуло напоследок в голове. Падая, аккуратно отшвирнул нахлыст в воду от себя и бултыхнулся с головой. Наверное со стороны это выглядело комично: весь такой модный дядька-нахлыстовик подскользнулся,наделал кучу шума и брызг, а потом грохнулся. Из зрителей был только Димка, но он как-то сдержался, чтобы не заржать. Я встал весь мокрый и грустный, поймал удочку и пошел отжиматься.

Пока я отжимал вещи, к нам подплыла лодка с двумя парнями. Видя мое плачевное состояние, они не решились заговаривать, только скромно поздоровались. Хорошо, что лодка не подъехала чуть раньше, подумал я, иначе, пришлось бы выполнять трюк на-бис. Ну каждый сплав я куда-нибудь ныряю и ничего не могу с этим поделать. Например, на прошлом сплаве оттолкнул катамаран, замешкался и остался один посреди порогов на камне, как кукиз. Пришлось раздеваться, паковать вещи в сапоги, перекидывать их на берег, а затем добираться вплавь...

Приехавшие на Гремиху пацаны рассказали, что сами они с Усть-Пита, ждут хода тайменя, вчера заходили вверх по Гремихе и неплохо половили крупного хариуса.

Мне почему-то вспомнилось, как в этом месте 20 лет назад рыбачили мы. Хариуса на блесну своими первыми советскими безинерционными катушками.

Serb еще в те годы начал активно уклоняться от рыбалки. Вместо того, чтобы ловить рыбу, ему хотелось посидеть у костра, попить чаю со смородиной.

(На фото Serb с чайником в устье Гремихи 1992год)

Вот и на этот раз Серега предложил плыть дальше до Глушихи, хотя, планировалось потратить сутки на Гремиху и зайти вверх до пещер. Мое настроение было подмочено, я особо не возражал (а зря, из-за этого наш сплав закончился на день раньше запланированного). Поплыли дальше, отгребя от корабликов. В устье Гремихи корабликов было поменьше, всего штук 10 на две команды таймешатников и стояли они гораздо плотнее, чем на Каменке.

Перед Глушихой на ручье раньше была избушка, в которой мы ночевали.

Кажись, от нее мы и заходили на Гремиху по тропе, срезая пару километров. Сейчас мы проплыли это место.

низовья Большого Пита

В устье Глушихи никого не было, плавился хариус - идеальное место для рыбалки.

Я бы с удовольствием постоял там денек. Но, солнце уже начало клониться к закату, и Серб предложил искать место для ночлега. Мне аппатично было все равно, где спать. У Серба же, наоборот, появилась какая-то черезчурная щепетильность к выбору ночлега. По его раскладу идеальное место там, где есть дрова, вода, ровная площадка для палатки. К тому же, это не должна быть низина, не должно быть буераков и травы, комаров и медведей. Я еще внес пожелание, чтобы берег был солнечный, чтобы закат как можно долше светил. Ни одно проплываемое место Сербу не нравилось, всегда чего-то не хватало. Видя, что так мы можем плыть до утра, Серб решил отменить одно из своих требований - чистую воду. Набрали все емкости в ближайшем ручье и поплыли дальше.
В итоге, солнце село, и Серб отменил еще одно важное требование - ровный берег. Ведь все же мы спим на надувных матрацах. Осталось найти кучу дров, которая появилась через 100 метров. Разбили лагерь, Серб занялся приготовлением пищи. Димка сушил на костре свои сапоги, а я свой мокрый комплект одежды.

Поужинали, легли спать. С самого первого дня, а точнее ночи мы засыпали и просыпались под пение удода, если это можно называть пением. Мы лежали в палатке и размышляли, о чем поет удод? Всю ночь старается птица: "у-дот... у-дот... у-дот". Куда до него кукушке.

Еще, оказывается чуть ли не с первого дня сплава, засыпая, мы смотрели на потолок камуфлированной палатки и из пятен воображением придумывали различные картинки. Сегодня ночью Серега поделился с нами такими своими откровениями, а я-то думал что один такой. Различных темных пятен в палатке было штук 10 и каждому пятну мы придумали название. Минимум в трех картинках присутствовал Джеки-Чан, а парочка была и вовсе непотребного содержания. Мы про них с Серегой вслух старались не говорить при Димке. Короче, поржав вволю, все уснули далеко за полночь.

Утром проснулись часиков в 7 и в 8 были уже на воде. Погода и настроение были отличные и я тут же зафотал окрестности вверх и вниз по течению.

Примерно через час по левому берегу нам попался ручей. Подновили в устье воду и покидали спиннинг. Надо было вчера дотерпеть до этого места. Полюбовавшись ручейком, оглядываюсь по-сторонам. Смотрю - камрады копошатся в заводюхе. Оказывается, Димка выхватил хорошую щучку.

Тем времением, я обгоняю товарищей и продолжаю любоваться пейзажами.

Вот он - настоящий и полноценный отдых от всего и вся. Отсюда смотришь на свою жизнь по-другому, да и сам становишься другим...

Пока я рассуждал о смысле бытия, заметил, что на берегу расшумеллись вороны. Лежу, плыву, смотрю в небо и стараюсь понять, что же все-таки там произошло? Представляю себе следующую картину. Молодой вороненок куда-то упорхнул, пока папка с мамкой летали по делам. Мамка ворониха кружит вокруг гнезда и без остановки зовет его тонким голоском: "Крак! Крак! Крак! Крак!". Найти не может, круг поиска постепенно расширяется. Папа ворон молча летает окрест, лишь изредка громко и четко окрикивая: "Крак!". Невозмутимый дедушка ворон сидит на верхушке лиственницы и наблюдает за происходящим. Вороненок Крак не отзывается. Он улетел так далеко, как никогда и ничего не слышит. Может, что-нибудь произошло, а может он просто боится получить нагоняй и затаился в траве. Вокруг дома-сосны ворониха уже все обшарила, облетала. Нету сына. Папа тоже уже начал нервничать. "Крак! Крак!". Радиус поисков все расширялся, и даже старый дедушка заволновался и трескучим голосом позвал: "ККрракк". Ведь это он виноват - пригрелся, придремал на солнышке и не уследил за шустрым вороненком.

Не знаю, чем там закончились поиски, но крики мы еще долго слышали. Пока я наблюдал за небом, меня догнали Серб с сыном. Я им поведал историю про вороненка, а они показали свой улов. Парни обогнали меня и поплыли дальше. Я продолжал смотреть в синее небо. Смотел-смотрел и дождался самолета-кукурузника.

Через полчаса после самолета мимо пролетел ворон. Наверное, тот самый - папа. Летел он целенаправленно, куда-то в лес на левый берег. Неожиданно ворон перевернулся в воздухе на 180 градусов и пару секунд летел вверх ногами, затем перевернулся назад и полетел дальше. Такого финта я еще ни разу не видел, может ноги затекли или слишком солнце припекло спину? Или мне голову? Погребу-ка я догонять камрадов.

На эффектный полет ворона парни внимания не обратили, а самолет видели и даже сфотографировали. На горизонте забрезжил полевой стан "Балунка". Мы остановились на правом берегу чистить рыбу. Димка меня немножко обловил и чистил теперь свою рыбу сам, а я свою.

Столько воспоминаний у меня про "Балунку". Именно здесь у нас унесло утром плот, здесь мы с Михой свернули не в ту сторону и гребли в курью, здесь Вадик и Серб, до этого молчавшие начали разговаривать между собой, да и много всего. Странная штука память - что-то помнится, а что-то нет.

Полевой стан почти развалился за 20 лет, рельеф тоже прилично изменился. Устье курьи обмелело, на той стороне виднлась крыша свежего домика.

Мы решили плыть дальше. После переката река поворачивает налево и по правой стороне идет кряж красных скал - еще одна достопримечательность Большого Пита.

Ветер прилично дул навстречу и нам приходилось подгребать по течению. Я одновременно пытался поймать щуку, поэтому моя скорость примерно была равна нулю, а камрады уплыли далеко вперед. Заметив на левом берегу большую заводюху с узким входом, я погреб туда - чувствую, должна быть там щука. Начал прокидывать - ноль эмоций. Пробовал кидать в заводь - ничегошеньки. Решил догонять друзей и кинул пару раз на выходе из заводи - есть, вот она! Крупная, тянет вниз. Ослабив фрикцион начал осматриваться, причаливать некуда. Ладно, лишь бы в коряги не залезла. Посмотреть бы хоть, что там сидит. Подтягиваю - не дается, уходит. Подтянул - ничего себе! У щуки леска торчит из края пасти, блесна внутри. Леска Fire 0,28 без поводка, Надо что-то делать, перекусит еще. Отпускаю ее погулять на фрикционе, а сам вызываю по рации Серба. Так и так, говорю, что делать? Он отвечает, плыви к нам 200м, вместе вытащим. Куда плыть-то, щука таскает лодку туда-сюда. Припомнив, что где-то среди вещей на носу есть топор, я пошел его искать и нашел. Тем временем, щука немножко успокоилась, но особенно подходить к лодке не спешила. Постепенно, я ее потихоньку подвел с левого борта и хорошенько бахнул по голове обухом топора. При этом резко отпустил леску, чтобы не порвать ее ударом. Щука взбесилась и как дернет! Несколько минут она психовала и лютовала на дне. Когда я ее вывел на поверхность, оказалось, что промазал. Под правым глазом у нее был фингал, вернее, над глазом - ссадина. Успокоив щуку, я ее подвел и шарахнул еще раз. Описав под водой круг вокруг лодки, щукаренция легла на бок. Я ее схватил, закинул в лодку и Несколько раз сильно ударил обухом по голове. Щука задергалась и успокоилась. Положительных и ярких эмоций через край, супер! Погреб я к Сербу, чтоб сфотографировал хотя бы.

На этом рыбалка для меня закончилась, я сложил спиннинг и погреб вместе с Серегой к Усть-Питу. В этом месте у нас возникла проблема - нехватка чистой воды. Местность вокруг была болотистой, ручейков никаких по-близости не впадало, единственное, судя по лоции был какой-то ключик за островом Больших баранов. Но для того, чтобы добраться до ключа, надо было проплыть между о. Малых и о. Больших баранов. Тут мы немножко замешкались и когда причалили к правому берегу, никакого ключа не обнаружили. У нас появилась версия, почему острова назвали именно так. Наконец, мы нашли какой-то ржавый ручеек и набрали в нем воды. Кроме емкостей я набрал еще и полный котелок, поставив его на самую верхушку всех вещей.
Расспросив попавшегося по пути на берегу мужика, где лучше выходить, мы погребли до местного причала, там где Усть-Питские рыбаки ставят свои лодки. Так и не разлив котелок мы благополучно высадились на берег метрах в трехстах от деревни.

Серега с Димкой тут же двинули в магазин за продуктами и договариваться с транспортом, а я принялся за обустройство лагеря. Первым делом вытащил все вещи на пригорок, почистил и посолил рыбу, потом принялся делать стол. Пришли парни, принесли напитков, в том числе пива, сказали, что машина будет завтра в 12. Я пошел рубить ножки для стола. Столешню мы нашли в устье Сухого Пита и она с нами пропутешествовала досюда, отработав по полной программе. Я решил увековечить это дело сделав на пригорочке тугунский столик, чтобы местные могли сидя за ним наслаждаться пейзажами. Лавочку мы временно позаимствовали в одной лодке, и получился такой вот бивуак.

Вечером, на дымок к нам подъехал на Ниве один хороший дяденька (забыл как звать). Мы с ним толково обо всем и про все пообщались. Затем разбили палатку и уснули. Утром особо торопиться было некуда, но по привычке я вскочил часиков в 7. Вышел, разжег костерчик, взял Сербовско-шимановский спиннинг и пошел покидать. В принципе, работа спиннинга понравилась. Проснулись сотоварищи, начали потихоньку собираться. Все вещи тщательно упаковали, убрали за собой.

Всвое время, в рассказах Федосеева я вычитал такую интересную вещь. Оказывается, эвенки могли описать основные моменты положив определенным местом веточки или сломав их... Приходит другой эвенк на стоянку и может рассказать о том кто тут был, куда пошел и т.д. со многочисленными подробностями. Оставили и мы о себе подробнейший отчет тем, кто придет после нас. Теперь всегда так будем делать после похода.

С берега мы увидели, что причаливает команда, которую мы встретили на Орловке. Две лодки ПВХ с одним мотрочиком и два мужика с одной девушкой. Тут же, на час раньше запланированного за нами подъехал ГАЗик с деревни. Приплывшим надо было тоже на теплоход, им повезло, что мы еще не уехали. Прямо с воды, по-быстрому все вещи второй команды покидали в машину, лодки погрузили не сдувая и двинулись до пристани Усть-Пит. Пока ехали в кузове, познакомились. Артур с женой и тестем тоже решили сплавиться по знакомым местам, тоже идут с моста через Сухой Пит. Артур раньше жил в Енисейске, а сейчас в Томске, а тесть его вообще приехал из Казахстана.

Мы все дружно выгрузились на берегу Усть-Пита. Поразили огромные ледяные глыбы, которые так и не расстаяли до сих пор. Артур со своей командой занялись вещами, а мы, сходив в магазин, отдыхали в теньке.

Иногда к нам подходили местные жители. Знакомились, рассказывали о себе все, расспрашивали, искали общих знакомых. Местным было интересно появление новых и свежих людей у себя в поселке. Нам тоже было очень интересно с ними общаться.

Пока вторая команда складывала свои вещи, Артур рассказал нам, что у его дядьки и бати были охотничьи участки на Орловке и выше Каменки. Сейчас участок на Орловке он оформляет на себя, на Каменке они заходили в избушку, там побывал медведь и все, что можно разломал. Также, рассказывал, что дядька его был вертолетчиком и два раза падал на нем, один раз вертолет сгорел на Орловке. Повествуя эту историю, Артур расчехлял свой карабин. Посмотрев на карабин Серега спросил, какого он года. "1953 года выпуска. Достался от отца. Знаешь, как он классно стреляет трассерами!?" - поведал Артур. И тут нас с Серегой как осенило! "Слушай, а мы оказывается с тобой уже давно знакомы!". Дело в том, что раз мы с Серегой сплавлялись вдвоем, лет 20 назад. И на Орловке приземлился вертолет - высаживал людей.

Лодку мы перевернули на вещи, чтобы не улетели, а на лодку мы улеглись сами. Я попросил Серегу сфотать меня в этот знаменательный момент. Вертолет уже начал взлетать и Серега меня сфотографировал.

"А теперь ты меня" - мы поменялись местами и я его зафотал.

Так вот, этот самый вертолет и разбился на Орловке, зацепившись винтом за кусты. До сих пор где-то валяется хвост. А потом, когда вертолет улетел, мы познакомились с 11-летним пацаном. Тому отец дал стрельнуть из карабина. Мы стояли рядом и смотрели, открыв рты. Далеко, на том берегу был большой валун. И пацан пальнул по нему трассирующей пулей, при чем, попал! Нам конечно было страшно завидно. Этот пацан и был Артур. Такая вот состоялась встреча на Питу.

Теплоход "Михаил Годенко" прибыл в Усть-Пит с опозданием в 1 час. Мы с вещами проследовали на корму для взвешивания. Вещей оказалось около 120 кг на троих. Заплатили что-то около 400р на человека и поплыли в Енисейск. По ходу движения, оказалось, что парень-таймешатник с Гремихи тоже едет в Енисейск. Я спросил, про ход тайменя. Он сказал, что таймень пошел, шел два дня, они его взяли и теперь парень поехал прогуливать вырученные деньги в Енисейск.

Ехать было скучно не только мне одному. В теплоходе я заприметил прикольного пацана.

По приезду в Енисейск нас встречал МАГ, мы погрузили вещи в его машину и я сделал напоследок фото Артуровской жены, девушки, которая прошла тем же маршрутом, что и мы.

Вот такой получился у нас сплав по Сухому и Большому Питу. Воскресили и разбередили в себе давнишние чувства и воспоминания. Повезло с погодой, с людьми. Рыбалка удалась. Надо будет пройти этот маршрут еще раз. Лет так через двадцать.