Четверг, 25.04.2024, 16:20

Главная » Статьи » на Байкале [ Добавить статью ]

Байкальские приключения.

Байкальские приключения!

Однажды посмотрев по телевизору в программе «Диалоги о рыбалке» - рыбалку на озере Байкал, я загорелся съездить на озеро отдохнуть, порыбачить.
Уговорил двоих «товарищей по партии» - доктора наук Захаровича – врача и Николая (Доктора по женщинам). Оба не рыбаки.
Как всегда, распределили обязанности. Кому, что брать из снаряжения, продукты и т. д.
В конце июня мы выехали на поезде Новокузнецк – Владивосток до Иркутска. Ехали без приключений. Всю дорогу заправлялись пивом, которое взяли в дорогу в невообразимых количествах. Ехали в купе. Поэтому никому из пассажиров не мешали. (Что было не всегда в других поездках и в других компаниях). Пили. Ели. Спали. Пили. Ели. Спали. Байкал очень популярен в среде туристов. Много отдыхающих из Москвы, которые определив своё авто на длительную парковку в Домодедово прилетают в Иркутск на самолёте.
Мы же, по прибытию, у вокзала, договорились с водителем Газели довести нас до Байкала к населенному пункту Шара Тогот. Водитель сразу попросил нас, взять в нашу компанию еще двух пассажиров. Нам было все равно, и мы согласились. Он куда – то ушел и через несколько минут вернулся, приведя с собой двух иностранцев. Все погрузились в машину со своим барахлом и поехали. Мы начали знакомиться с иностранцами. Оказалось, что они оба с Австралии. Совершают кругосветку на велосипедах. До России проехали по США, Европе. В России проехали от Польши до Иркутска. Часть на велосипедах, часть на авто. Дальнейший путь на остров Ольхон, затем в Улан - Уде, Монголия, Китай, Корея и в Австралию.
Вообще, интереснейшие мужики. Наш народ – турье.
Мы по английски знали три слова «Окей», «Ноу».»Ес». Больше абсолютно ничего. Решили за дружбу пообедать прямо в автомобиле. Водитель не возражал. Ну, тут и началось. Сначала они нашу ВОДУ пить отказывались, а потом…. Даже сало ели с удовольствием. Много останавливались по разным причинам. Фотографировались. Сдружились до такой степени, что я им подарил нож с дамасской стали, а они, находясь в анабиозе, отдали мне австралийский флаг, который везли через весь земной шарик и намеревались довести до дома. Вопрос: как общались? Да запросто! После разговорной воды переводчик не требуется. Говорили все одновременно и все друг друга понимали. Водитель только смеялся глядя на все чудеса общения.
Доехав до места высадки мы разгрузились и стали прощаться. По плану, мы хотели пройти по северному побережью Байкала около 120 километров. До пос. Онгурен.
Когда мы об этом сказали австралийцам, они очень удивились и посмотрев на наши рюкзаки сказали, что РАШЕН ДУМКОПФ.(Не в своем уме).
Из общения с ними, мы поняли, что один из них работает воспитателем в интернате для мальчиков, а второй работает в частной фирме. Делает окна и двери – столяр. Сноска для того, чтобы оценить их доходы и наши. Кто из нашего круга способен провести отпуск в кругосветном путешествии и на что?
Короче, расставшись, мы в очень тяжелом состоянии, после встречи с иностранными гражданами, «попылили» по очень плохой дороге в сторону речки Сарма. Пройдя несколько километров, все выдохлись. Была жара, пыль, пох. Синдром.
Подошли к Байкалу. Накупались, поставили палатку. Попили чаю. Поспали и стали ловить рыбу. Полный ноль.
Извините: про Байкал.
Ни одно озеро в мире, не пользуется такой славой, как Байкал. Чистейшая прозрачная вода. Красивейшие бухты, удобные песчаные пляжи, удивительные места.
Побывать на озере- мечта многих людей. Озеро обладает огромной притягивающей силой и необыкновенной красотой природы.
Байкал – огромный природный экстрасенс, снимающий стрессы и наполняющий душу человека особой энергетикой.
Само озеро расположено на территории Иркутской области и Бурятского АО. Наибольшая длина 636 км. Ширина 79 км. Максимальная глубина 1620 метров. Уровень воды находится на абсолютной высоте 456 метров.
Ну и дальше: вечером опять ужин, купание, рыбалка. С рыбалкой - опять ноль.
Перед сном начали разбирать вещи. У врача – Захаровича обнаружили огромный дипломат. В нем оказалось целая аптека лекарственных препаратов и набор хирургических инструментов вплоть до хирургических ниток, иголок, зажимов и т.д. Когда я его спросил, для каких целей он это все взял с собой, то ответ был четок, как в армии. «Ты же мне сам приказал взять походную аптечку. Вот я и взял». Вдруг у кого – нибудь тяжелая травма.
С утра двинулись дальше. Встретили мужика, который ремонтировал машину. Познакомились. Он был с сыном. Приезжал на рыбалку. Сам с Ангарска. Пожаловались ему на Безрыбье. Он посоветовал, чтобы мы ловили не на самом Байкале, а в заливах, впадающих речках, ручьях, озерах. Ловится хариус, ленок, щука, окунь. На самом Озере можно ловить с лодки или на островах. На спиннинг бесполезно. Нужна снасть типа самодура или Байкальский настрой. Вообщем, много чего рассказал нам и посоветовал – спасибо товарищу. БАЙКАЛЬСКИЙ настрой – наверное многие знают – настрой грузил от самого мелкого по восходящей к крупному.
Так вдоль берега мы и передвигались потихоньку, рыбача в заливчиках и в озерах. Ловили всего и помногу. В основном щука, окунь, немного хариуса. Омуля ни одного.
С третьего дня похода ловил я один. Ловил на мух и блесны БФ-2-3 номер. Самая большая щука около 3 кг. Весов не было. Вес определил хирург. Хариус 600 – 800 грамм. Окуня очень много. Самый большой, выловленный за поход около 1 кг. За блесной бегут стаями. В чистой воде видно очень хорошо. Хватает тот, кто первый догонит.
Ночевали на берегу. Погода прекрасная. Единственно мы не учли то, что по ночам было прохладно, т.к. озеро отдавало ночью холод от воды.
На пятый день, вечером, сварили уху и сели ужинать, В это время причалила метрах в трехстах от нашей стоянки байда (Большая деревянная лодка) с местными рыбаками. Я побежал знакомиться и пригласить к столу.
Познакомились. Рыбаки оказались бурятами с пос. Ончерен. Отец с сыном.
Отца зовут Саша. Хорошие люди. Пьют много, говорят мало и ведут себя достойно.
Поужинали. Начали расспрашивать, кто, откуда, и т.д.
Летом ловят рыбу. Зимой охотятся. Рыбу сдают перекупщикам с Иркутска, которые приезжают на Байкал по договоренности на рефрижераторах.
Рыбу сдают за копейки. Мы подсчитали. Этот Саша сдает по 15 рублей кг. Омуля. В Иркутске перекупщики сбывают его по 70. В магазинах продают по 120 – 130 руб.
Узнав, что у них стоят на озере сети, я договорился с ними о том, что утром они меня возьмут на рыбалку, т.е. снимать сети. Саша спросил меня: «А ты рыбу выщелкивать умеешь?» Я не знал что это такое, но на всякий случай сказал, что умею. Мои друзья посмотрели на меня с уважением. т. к. я знал, что такое «выщелкивать» рыбу. Гости ушли, а мы еще долго сидели у костра и общались за рюмкой чая. Я спросил у товарищей, что такое «Выщелкивать» рыбу. Они с недоумением на меня посмотрели и сказали: «Ты же умеешь это делать». Я ответил, что нет. И не знаю что это за мероприятие. Посмеялись и отбились. Утром, чтобы не проспать на рыбалку, я встал в пять часов. Выйдя из палатки увидел, что байда стоит на месте, а наши новые знакомые еще спят прямо в байде на сетях и рыбе.
Разжег костер. Вскипятил чаю. Попил. Потом еще раз попил. Потом еще.
Около 8 часов решил сготовить завтрак, т.к. все еще почему – то спали.
Сготовил завтрак и, как принято, начал вроде нечаяно шуметь. Наши проснулись. На байде не было никакого движения. Время было часов 9.
Пока умывались, я решил сбегать к байде узнать настроение Саши и его сына. Живы ли они? Когда к ним подошел, они еще спали. Хотя солнце уже стояло высоко (Середина июня. 10 час утра). Я их разбудил и пригласил к столу. Сам ушел к своим.
Через полчасика они подошли. Поели, опохмелились. У сына Саши разболелся зуб. Саша нам сказал, что в Онгурене нет врача и сын мучается с зубами. Захаровичу только это было и надо. Видно ему не терпелось что – нибудь совершить. Он за три минуты расправился с зубом и Сашин сын выздоровел. На радостях и для успокоения налил стакан водки. Половину выплеснул в костер – своим богам, остальное выпил.
Выплыли мы проверять сети часов в 12. (Зря я в пять часов вставал).
На байде мотор от электрогенератора дизельного. Заводят двигатель факелом, что – то разогревают, потом, что –то крутят, открывают и тому подобное. Чтобы завести такой двигатель нужно высшее техническое образование. Сети ищут с помощью бинокля. (Байкал большой). Поплавки конечные – фляги. Сетки по километру длиной. Опускают по диагонали. Верхний конец сети метрах в 10 от поверхности, а нижний на глубине до 300 метров.
На веревке метки -окраска различным цветом для замера глубины. Саша мне пояснил, что омуль в различное время суток питается на различной глубине, т. к. поднимается или отпускается вслед за бормашем- основной пищей омуля, который в зависимости от времени суток, и от погодных условий мигрирует в различные слои воды. Для этих целей сети опускают по диагонали. Когда сети проверяют, то смотрят, на какой глубине находится омуль и потом на эту глубину ставят сети. Когда я спросил его про фляги (Он посмотрел на меня, как на ,,,,,,) и сказал, что в море как потом искать сети, если будут маленькие поплавки. А если волны,,,,
Стали мы вытаскивать сети. Столько омуля я никогда не видел. Саша сказал, что это еще мало. Он иногда вытаскивал по тонне – полторы. «Выщелкивать» рыбу – оказывается это вынимать ее из сети. Я правда об этом раньше догадался.
Тут я заметил, что Саша с сыном выбрасывают за борт харюза . По нашим меркам огромного. Весом по кг. и более. Я спросил, зачем они его выкидывают. Саша коротко ответил: «Сорная рыба. Мы такую не берем. У нас ее не принимают». Ну, после этих слов зауважал я байкальцев.
Протрясли сети. Вновь поставили. К вечеру приплыли к месту нашей стоянки. Я «затырил» четыре хариуса и взял 8 штук омулей.
Пришел в лагерь и начал готовить. Рассказывать друзьям о рыбалке и о том, как я «выщелкивал» рыбу, про хариусов, про постановку сетей .
Хариусов зажарил. Запек в фольге. Как всегда со всеми прибамбасами. Сделал «Хе» с омуля и с хариуса.
Пригласил Сашу с сыном, т.к. они снова остались ночевать недалеко от нас.
Поужинали. Потом они ушли спать, а мы остались сидеть у костра пить пиво с чаем.
Ждете главного? Пожалуйста!
Из трех приготовленных мною блюд – хариус по сравнению с омулем далеко позади. Хариус пресный, нежный, вкусный.
Омуль – прелесть во всем. Мясо нежное, приятное, просто обалденное.
Рыба выловлена в одно время. Одного размера. Приготовлена совершенно одинаково. Мы просто протестировали и продегустировали вкусовые качества этих двух видов рыб.
На следующий день я договорился с Сашей, что он нас на своей байде повозит по Байкалу. Свозит на острова и т. д. Заплатили ему сразу три штуки, чему он был несказанно рад. И он нас три дня возил на своей байде по озеру.
Ездили на разные острова- Ольтрен, Огой, Замогой, Хубин. На некоторые острова высаживались.
Рыбачили на этих островах и на мысах: Цаган, Хушун, Уюга, Хобой. Побывали на Ольхоне.
На острове Ольтрен птичий базар. Птиц невероятное количество. Гам днем и ночью. В воде видели байкальских нерп.
Ловил омуля на свет: ночью выплываешь на море. Включешь фару. Направляешь ее на воду у байды. Планктон и бормаш собирается на свет. Омуль вслед за бормашем. Ну и понеслась. Снасть проста до удивления. Муха – темного цвета обязательно с искринкой. Крючок 5-7 номер. Поводки сантиметров по 15 – 20 леска 0,3 . На конце основной лески (0,4; 0,5) груз грамм 20-30. Основная леска намотана на мотовильце. Мух не более 3.
Такой снастью буряты ловят и зимой. Если бы не встреча с нашими кормчими, то наверное я никогда бы и не узнал о таком способе ловли.

Три дня Захарыч лечил зубы сыну Саши. Удалил ему еще один зуб, прокалывал несколько раз десны, чем - то мазал. Поил водкой для обезболивания.
Через три дня мы расстались. Мужики были нам очень благодарны. А мы в свою очередь им. Прекрасные люди.
Высадились мы на мысу Улан в Малом море. Пошли вдоль берега. Места удивительные. Красоту не передать Горы. Внизу море. Красивый, чистый лес. Вода голубая и сверху виден каждый камень на дне. Подошли к какой – то турбазе. Очень понравилось место. Решили тормознуться. Турбаза расположена в уютной бухте. Глубина небольшая, песок на дне. Песчаный пляж. Лодки.
На турбазе никого. Нашли женщину, оказалась хозяйкой турбазы. Добрая, приятная женщина. На вид лет 60. Поговорили. 100 рублей с человека в сутки. На выбор – домик на 4 человек, палатку тоже на 4. В палатке настлан пол из плах. Стоят 4 кровати.
Чистое постельное белье и везде идеальный порядок.
Остались в палатке. Освоились. Лодки на прокат. Рублей 50 на день. На берегу стоит кухня Разделочные столы, посуда, газовые печки.
Рыбалка. Купание. Отдых. Шарились по всем окрестностям.
Очень хорошая турбаза. Всем рекомендую. Турбаза от какого-то предприятия в Иркутске.
Утром просыпаемся, а у палатки стоит большая чашка. В ней омуль, луковица и картофель. Ежедневно. Нас это удивило до – нельзя!
В наше то время!!???
Чашка со всем содержимым появлялась каждое утро.
Забыл, как зовут эту милую женщину – хозяйку турбазы. Записывал все ее данные, телефон в Иркутске, но где то потерял.
Приглашала нас приезжать к ним ежегодно с семьями.
Лучшее время для отдыха на Байкале с 15 июля до 15 августа. Море прогревается и по ночам тепло.
На всех остальных турбазах, стоящих на берегу Байкала – цены, как в Куршавеле. За час бани, на других турбазах, у нас меньше 800 рублей не запрашивали.
Покинув турбазу мы отправились в поселок Сахюрта, расположенный в бухте Базарная в Ольхонском проливе. С этого поселка на остров Ольхон ходит паром. Поселок небольшой. Очень грязный. Пыльный. Кругом одни пьяные. Мужики, бабы, дети.
Есть ресторанчик, бары. Много иностранцев посещают Ольхон и попасть туда, минуя Сахюрты, невозможно. Цены везде запредельные. Готовят отвратительно. Устроились на турбазе (слева при въезде в поселок).
Сняли на троих домик. Народ со всей России. Много иностранцев За эти три дня вымотались, больше чем за все время, проведенное на Байкале.
Уехали в Иркутск на Газели. Цена до Иркутска в три раза меньше, чем от Иркутска до Ольхона. В Иркутске сходили в сауну. . Сходили в ресторан на какой-то улице. Понравилось пиво 200 руб за 0,5. Вкус обалденный. Не пил больше нигде такого.
Вечером сели в поезд и выехали домой.
Захарыч – известный микрохирург. Живет сейчас в Сочи. Сам мэр Сочи ему подарил квартиру. Кому что нужно удлинить, утолщить, отрезать, звоните. Свяжу с ним. Лечит все и качественно.
Николай работает в Новокузнецке. Увлечения – женщины, сплав, горные лыжи. А я сам по себе. Хожу везде, где захочу и когда захочу.

P.S. «Зеленые» и экологи Байкал проморгали.
Я на Байкале был четыре раза. Видел, какие изменения произошли с точки зрения экологии.
На побережье много поселков. Есть фермы прямо на берегу. Весной и после дождей вся грязь, навоз и пр. грязь стекает в озеро. У поселков в воде разводы ГСМ. Раньше ходили разговоры, что местные в воду даже плюнуть не решаются. Сам наблюдал – и плюют, и сморкаются и оправляются. Убить хочется. Не было карабина.