Пятница, 19.04.2024, 13:06

Главная » Статьи » Летняя рыбалка » "на Северах" [ Добавить статью ]

Сухая Тунгуска 2014

19 августа. Я и мой напарник Евгений выгрузились в п. Туруханск. На следующий день наняли лодку и двинулись вверх по Нижней Тунгуске до реки Караульная, на 190-й км. Попрощались с водителем быстроходной лодки Игорем и отправились на поиски зимовья обозначенной на старых картах генштаба. Произошла неувязочка. Избушка оказалась на другом берегу, увидели ее крышу. Эх! Не туда мы причалили! Решили ничего не придумывать, а скорей достать спиннинги и порыбачить. Наловили хариусов на ужин.

Разведка показала, что будет очень нелегко пройти первые 20 км. Запланировали 4 дня на переход через водораздел. В среднем по 10 км в день.

21 августа. Переночевали. Утром взвесили рюкзачки. У меня 35 кг, у Евгения 45 кг, как и планировали. И шагнули в неизвестность. Ни тропинки, ни профиля просто тайга. Первый раз за все путешествия я шел вторым, мне это очень понравилось, еще и рюкзачок не тяжелый, думаю, дело пойдет. Даже стал фантазировать об опережении графика. Несмотря на непролазную тайгу, шлось мне хорошо. Евгений задал хороший темп. Первые 2 км были пройдены за 1 час.

И все! Задор улетучился! Я оказался первым в колонне. Темп снизился до неприличия. Лес покрыт пышным мхом. Он сильно нас вымотал, из-за того, что приходилось очень высоко поднимать ноги во время ходьбы. Периодически попадались ручейки, заросшие тальником. Там приходилось просто продираться. Попрыгали по курумнику, спустились к речке. Попытались перейти в брод, не получилось. Баста! На сегодня хватит. Ноги не идут, дыхалка не справляется. Ищем место для ночлега. С ужасом смотрю в навигатор. В этот день было пройдено около 3,8 км. Евгений с усталой настойчивостью уже пятый раз предлагает накачать катамаран и спуститься вниз. Рыбачим, жарим рыбу, пять капель, вроде отпустило. Решаем на утро пересмотреть рюкзак Евгения.

22 августа. С сожалением выгружаем 7 кг лишнего! Пакет с этим добром бережно упаковали и спрятали под кустик. Было принято решение, что питаться будем одной рыбой, без хлеба, хотя 1 булку все же взяли. Количество соли уменьшилось с 2 кг до 1 кг, шоколад, тушенка, какао, сахар, и еще много вкусного было выложено.

Одели рюкзачки, потопали вдоль берега, не суясь в лес. Речка Караульная очень шустрая, и каменистая, с крутым подъемом. Всю дорогу мы облизывались глядя на другой берег, очень он нам нравился своей пологостью. В брод, по прежнему не перейти. В руках появились шесты, у меня с колокольчиком, защита от мишек. Курумник стал появляться чаще, он основательно нас тормозил.

В этот день было пройдено около 5 км. Заночевали на отметке 9 км от Нижней Тунгуски, а впереди еще 30.

23 августа. В очередной раз подвергли ревизии рюкзак Евгения, выложили еще несколько килограмм, в итоге наши рюкзаки по весу сравнялись. Двинулись вперед. Через несколько км мы с помощью двух шестов перешли речку, залезли в лес и бодро стали проходить километр за километром.

Через 7 км остановились на обед. Тут же поймали несколько увесистых хариусов. Попили чайку, ушли опять в лес и остановились на ночлег на отметке 20 км от Нижней тунгуски. Осталась 20-ка по тайге и мы на р. Сиговая!

24 августа. Собрались, подпоясались и пошли перпендикулярно речки в лес штурмовать перевал. Через 2 км курумник отступил, мы шли по чистенькому лесу хоть и в гору. Это длилось часа 4. За все 40 км перехода это был единственный участок пригодный для передвижения двуногих.

Запас воды начинал уменьшаться, к обеду мы были уже на высоте 500 метров, потом пришлось спуститься до 450 м к воде. Поели суп из пакетика, с вяленным мясом. Грецкие орехи (1,5 литра) с шоколадом (3 плитки) очень хорошо выручали на протяжении всего путешествия.

Погода улучшилась, солнце разбудило спящую мошкару и без того нас одолевавшая. Продолжаем путь, и вот мы забираемся на вершину 550 метров. Вся вершина в сплошном тундрятнике, проще мудадер. Спуск стал нехотя появляться. И вот, шагая бодро и быстро, мы подбираемся к ручью, который я путаю с притоком, впадающий в речку Сиговая. Разбираюсь с навигатором и понимаю, что до притока надо пройти еще 5 км, а время уже 19-00.

Вокруг тундра ни дровинки ни деревца. Всякими правдами и больше неправдами уговариваю Евгения сделать еще один марш бросок через перевал сплошь заросший мудодером. К 21-00 мы все-таки вышли к притоку речки Сиговая, пройдя за день около 20 км. Приток оказался крайне мелкий, заваленный большими булыганами, не пригодный для сплава. До Сиговой, осталось каких-то 3 км. Заночевали в стороне от медвежьей тропы.

25 августа. Утренний завтрак был безрыбным. Супчик, чаек с грахатульками (конфетки) и бегом по прямой через лес к заветной речке, волнуясь о том, а есть ли там нужный уровень воды. К 12-00 мы уже мыли свои сапоги в воде речки Сиговая. Уровень воды, погода, количество рыбы - все нам понравилось. Немного порыбачив, мы приступили к вязке катамарана. Кругом тундра, до ближайшего леса 500 метров. Не поленились, добыли березки для ката. Быстренько связали раму, покидали рюкзаки и оттолкнулись от берега. И самое интересное, захватили с собой шесты на всякий случай. На какой такой случай? И только на следующий день мы их выкинули. Вот ведь какая психологическая зависимость.

26 августа. Речка Сиговая названа ошибочно. Хариусовая в самый раз. Этой рыбы там куча. Клевала на самые большие тройники и блесна, без разбору. Несколько экземпляров были пойманы на мышь. Сплавлялись не гребя, речка для ленивых, ни плесов, ни перекатов скорость 7 км/ч. Было поймано всего два ленка за 50 км.

За 3 км до впадения в Сухую Тунгуску обнаружили следы людей, кострище полное пищевой фольги. И обнаружили, что здесь нет рыбы, ни одной поклевки. Мы до сих пор не брали ни одного хариуса впрок, на стоянке ловили для еды, тут же его чистили и в котелок. А скоро обед мы в панике, даже пешком ушли обратно на 2 км, чтобы поймать на пропитание. Не поймали, впереди рисовалась картина безрыбной Сухой Тунгуски. Довольно часто мы слышали от Туруханцев, что вертушкой туда ведется заброска туристов.

Выйдя в Сухую, мы схватились за спиннинги. Все хорошо, рыба есть пара ленков и все тот же хариус. Нормально, жить можно, разводим костер.

Пообедав, проезжаем шиверку, начинаем изучать речку, ее берега. Вдоль берега нет путика, как и на Сиговой. Странно, даже на Караульной был путик. Ловим леночков, хариусы уже в меню не входят. Вечерком в поисках черной смородины для чая, нахожу полянку с молодыми маслятами, собираю и к Евгению, старому грибнику, он их щедро добавляет в суп.

27 августа. Утром я подумал под кустиком….. и понял, что грибы это не мое. Употребил медикамент под название лоперамид, что бы больше не хотелось думать.
Едем дальше, похолодало, грести не зачем, речка несет, а сидя на ветру быстро замерзаешь. Появился плес, немного погребли, все равно холодно. Решаем причалить. Разводим костер и отправляемся на поиски витаминов в виде всяких дикоросов. Немного погодя, встречаемся у костра, и Евгений так осторожно меня спрашивает: «а справится, или нет моя ленточная пила со стволом сантиметров эдак 25-30?». - «А тебе зачем?» - «Надо!», - а сам уже пилу разматывает. «Нет, - говорю, - пила максимум 15 см возьмет уже пробовали». А он знай себе пилу собирает. - «Зачем пилить?» - спрашиваю. – «Топор у меня застрял на дереве, на самой макушке». Евгений захотел пощелкать кедровых орешек, паданки еще не было. Все шишки на деревьях, да и то не на всех. Найдя подходящий кедр, Евгений стал швырять топор в шишки, расположенные на самой макушке. Дошвырялся!

Кидать камни в топор нам быстро надоело, поэтому решаю залезть на дерево, вспомнить детство. Все получилось топор на свободе. Перед уходом, пинаю рядом стоящий кедр, с которого упало с десяток шишек.

Варим головы ленков, основательно подкрепляемся, согреваемся, ехать никуда не хочется.
Зарядил дождик, который без перерыва шел 5 дней. Правильно купленные куртки из мембраны 20000 мм вод ст., хорошо себя показали. Пару раз одевал дождевик и буквально через час начинал чувствовать дискомфорт от накапливаемой влажности.

31 августа. На 10 й день путешествия встретили на острове группу туристов из 10 человек, Москвичей геофизиков. Заброшены были на вертушке из Туруханска за 190 тыс руб. Сплавлялись на двух лодках. Стульчики, тент, оцинкованные ведра все с собой. Даже 2 газовые плитки видел. Наловили сигов. Хорошо нас встретили, налили 100 грамм, чай, сыр, колбаска. Мы им вернули коробочку с блеснами, найденной на речке Большая Сиговая.
На речке Окуневка видели два 2-х этажных дома. Мы даже не рискнули туда подняться. Увидели вдалеке лодку с мужиком, и решили направиться к нему. Уже находясь достаточно близко, мы начали сомневаться в увиденном. Мужик в лодке оказался здоровенным оленем! Неподвижно стоявший в воде.

[img]

[/img]

Мы были совсем близко, когда он нас заметил. Я подумал, как бы эта туша на нас не наскочила. Учуяв нас, он побежал, как бут-то слепой вдоль берега по воде ломая копыта. Кое-как он нашел дорогу на берег находившийся в 3 х метрах от него. Удрал, показав нам белы зад.

[img][img]

[/img][/img]

В этот день нас ждал последний и самый важный на всем пути порог, под название Большой. Остальные 7 порогов были пройдены без просмотра. Была хорошая видимость и не большая вода. За 500 метров до порога мы стали всматриваться и прислушиваться. Порог не давал о себе знать. По карте, все-таки перепад 30 м. Причалив к правому берегу, пошли на просмотр. Порог представлял собой очень мощную струю в длину 50 метров по правому краю. По левому камни и мощная бочка. Рисковать не захотели. Рама ката могла не выдержать и рассыпаться в струе. Быстро обнесли и заодно чуток разогрелись.

Впереди речка Дьявольская с заброшенным одноименным поселком. Поселок давно зарос бурьяном. Остались несколько обрушенных срубов, металлическая стружка от токарных станков, металлические плиты, трубы от скважин.

[img]

[/img]

Ночевать, как мы планировали там негде. Вода в речке Дьявольская, из-за дождей стала мутная, плыл мусор, трава. Не стали по ней далеко подниматься

Рыба совсем стала плохо клевать. Да и не нужна она. На еду есть и ладно. По отвесным скалам оживились ручейки. Дождик припустил так, что на воде стали появляться пузыри. Стало грустно, от того что приближается конец маршрута. Из продуктов у нас остался перец горошком. В деревне Костино, мы рассчитывали посетить магазин и пополнить запасы харчей.

После проливных дождей вода за ночь резко поднялась. Шквалистый ветер ломал ветки, которые летели нам на палатку. Утром с удивлением обнаружил, что один баллон ката, который не спускал, плавает в воде. Второй в полу-сдутом состоянии обнял камень и тем самым мешал судну тронуться с места. Повезло. Кат был не привязан. Но трудно было поверить, что вода за ночь поднялась на 1 метр, хотя катамаран полностью был вытащен на довольно крутой берег.

[img][img]

[/img][/img]

Через 50 км, Енисей, а до теплохода еще целых 3 дня.

1 сентября. Вот и Енисей. Пытаемся пешком вверх по Енисею дойти до поселка Сухая Тунгуска, проходим 800 м, ничего не находим, садимся на кат и направляемся вниз по Енисею в деревню Костино. Пройдя 4 км, решаем переночевать. Привязываем катамаран к камню, который закапываем в берег. Забуриваемся в тальник, разводим костер, и второй раз поднимаем кружки с последним спиртом за день знаний. Почему второй? Да потому что очередное недоразумение, я почему то решил, что в августе 30 календарных дней. Этот косяк заставил нас выйти с речки на 1 день раньше.

2 сентября. Утром не спеша начинаем движение, как сплавом, так и ведя кат вдоль берега, попутно собирая шишки, приплывшие из Сухой Тунгуски. На берегу много поплавков от самоловов и куча пластиковых бутылок. Стеклянные тоже попадаются. Текила, водка «командор» и много других неизвестных марок. 15 км прошли, как-то совсем быстро в обед мы были уже в Костино. Из далека насчитал около 8 домов. 3 точно брошены. Лодок не видно.

Решаем идти к зданию с синей крышей, возле которого Российский влаг, точнее пол флага. Замечаем, 3 мужика чешут вверх на угор, не оглядываясь и бут-то нас не замечая. Догоняем, здороваемся. Не очень хотят с нами разговаривать, говорят что ни какого магазина нет, электричества нет, жителей тоже нет, поселок ликвидирован. Тут же заходим в два домика, где разжились лапшой быстрого приготовления 10 пачек. И то хорошо. Уходим, разбираем кат и перебазируемся в лес рядом с деревней. Впереди еще сутки до теплохода.

Немного расположившись, решаю еще раз сходить в деревню, расчет на те дома, где растет картошка. Нахожу, 2 мужика, как раз копают ее родимую. Дали прилично картохи, ну теперь не пропадем! Сварили, с рыбкой поели, красота, а теперь чай, а чая нету, кончился! Кладу малосол в пакет и бегом в деревню, меняться на чай сахар. Дядя Вася единственный не пьющий мужик, это было видно по лицу, щедро отсыпал чая и сахара, немного поговорили. Говорит начал изучать китайский язык, что бы понимать, что говорят по радио. «Скоро охотники заедут, будет весело в эфире». Жалуется, что долго из Туруханска стекла на керосинки не везут, эти все перебились. Генераторы тоже все пожгли, нахимичив с защитой. А дизельную электростанцию забрали в этом году кержаки, из-за ликвидации поселка. Так и живут, как самые стойкие.

Легли спать, решив утром спать сколько влезет. Дак нет! В 9 -00 нас разбудил вертолет. Рядом аэродром. По средам рейсовый вертолет по деревушкам делает облет. Улетел, забрав с собой наш безмятежный сон. Ну что? Картошечку поедим? И чай весь день чай.
3 сентября. Вечером выдвигаемся на берег. В 23-00 должен быть теплоход, фонарики в режиме мигания. Теплоход «Александр Матросов» встал на рейд и 30 минут заставил нас очень сильно нервничать, не сбрасывая мотобот.

Все обошлось, мы на борту. Не доходя до каюты, Евгений завернул в буфет я пошел в супердуш и спать. Еще одна замечательная речка в кармане воспоминаний.