Четверг, 25.04.2024, 13:25

Главная » Статьи » Летняя рыбалка » "на Северах" [ Добавить статью ]

Уступы Бахты

Слушая день, шум и говор людской, снова вспоминаю наше путешествие по Бахте, ухожу в тишину и покой этой вечной и разноликой реки…

Мы не собирались идти в этом году в сплав, но чем ближе становился август, тем жгучей тянуло куда-то из города. Так и собрались. Рванули проверенной дорогой до Бора, на вертолет – час лета – и мы на Голдоикте.

[/c]

Мы - это Антоха, я и Евгений Борисыч, наш добрый попутчик и товарищ из солнечного Подмосковья, с которым познакомились в Бору.

Как оказалось, компания подобралась веселая, балагуристая. По крайней мере, наши вечерние ужины-планерки затягивались порой и до трех утра.
Маршрут, о котором много есть в Интернете, проходили на двух плавательных средствах, Антон и я шли на четырехместном кате – этаком широкофюзеляжном лайнере, а Женя - на надувной байдарке - Щуке, которую он усилил двумя березовыми жердинами для более уверенного прохождения порогов.
В верхах воды оказалось очень мало, все камни и перекаты обнажились, порой приходилось проводить катамаран пешим ходом по воде.

На порогах «Красная обезьяна», так мы прозвали наш кат за цвет и маневренность, показала себя уверенно, нипочем ей оказался Уступ (самый серьезный порог на нашем участке и по такому уровню воды), а остальные мы даже и не смотрели, ничем толком не запомнились. Однажды, впрочем, как-то боком зашли в один слив и потом на гребенке так разболтало, что я не знал, как быть: грести или держаться, чтобы не выпасть, выбрал второе, а катамаран сам вышел из порога как надо.
Кстати, не сказал об изюминке нашего Варяга. Это 3,5-сильный тезка Антохи. Моторчик мы берегли на мелководье и порогах, а на глубоких плесах он вывозил не только нас, но и Женю с его Щукой на прицепе со скоростью 10 километров в час.

Первый раз опробовать мотор поторопились, уж больно надоел ветер-мордотык, из-за которого катамаран практически стоял на месте, а мы с товарищем гребли из всех сил и с завистью смотрели в спину Жене, уходящему на байдарке за горизонт.
В общем, сорвали шпонку шибко быстро. А запасной нет, пришлось отложить мотор до ближайшего зимовья, где разжились гвоздями – шикарными шпонкам. К концу маршрута на моторе и пороги проскакивали.
Первые дни проходили километров по двадцать-тридцать, потом речка стала более глубокой, скорости возросли, начали пробегать уже кило по пятьдесят-семьдесят. Шли комфортно, не напрягаясь, старались хватануть кайфа, но мало так этого времени, мало…
Ночевали и в палатках, и в зимовьях, причем Женя не изменял себе и в этом случае, после ужина и посиделок в избе шел спать в одноместную палатку, а мы с Антохой размещались на полатях.

Погода радовала, деньки пригожие, солнышко светит, небо синее, пару раз только град заставал, причем, собака, выгадывал именно те моменты, когда мы на порогах скакали, матерясь про себя. Вслух нельзя - камера нас снимала.
Зато вечером, отогревшись у костра, отведывали ленковой ухи, выпивали спирту, его как раз хватило до поселка Бахта. Не каждый день, конечно, такая радость - Антоха четко следил за количеством этой важной для жизнеобеспечения жидкости - думали о вечном и невероятно блаженствовали.
Когда вертушка сбросила нас и улетела, прихватив оседлых рыбаков–отдыхающих, тишина опустилась на тайгу и Голдоикту, мы объявили дневку и разбежались по разным очень важным делам.
Ну, половили рыбки, конечно, Антоха порадовал рекордным ленком, а Женя зачетным тайменем, который был отпущен, со словами рыбы у нас много еще впереди будет, но не все так оказалось просто… Воды было мало, на Бахте лишь в устьях ручьев обрыбливались, рекордных трофеев не добыли, но удовольствие все равно получили, а рыбу брали только на еду.

А пока расставили палатки, замутили спирт, пожарили хариусов и сытно откушали аппетитной ухи. Знакомство, переходящее в разговор по душам - разошлись по домам-палаткам уже далеко за полночь. Утром я встал пораньше, покидал мыша, и, окромя ударом хвостом небольшого таймешонка, ничего не добился. Но уже пора собираться в путь.
День ладили раму, для чего искали ровные высокие березки, которых не так много, надували баллоны, жрали смородину и жимолость и отдыхали, каждый по своему.

Двинули в путь, столкнулись с первыми порожками. «Давно ли обносили пороги на Вороговке», - подумал я, но ведь кат не байдара, поэтому наш зоркий Антоха сказал: «Поехали!» И мы поехали, вернее покатили.

Все прошли уверенно, одновременно перестраиваясь с техники байдарочной гребли на катамарановскую и подстраиваясь друг к другу. Такое подстраивание порой заставляло наш кат на тихих участках вилять из стороны в сторону, а нас с ненавистью глядеть друг на друга и подозревать в саботаже.
Вторую стоянку устроили на устье Голдоикты, половили щуки и хариусов, отужинали плотно, но без спиртного, Антоха поколдовал над обвязкой ката и легли спать.

Кстати перевязывать катамаран стало его «любимым» делом, конструкция постепенно утяжелялась, добавлялись новые поперечины, доски, даже лист фанеры, появился транец, который постоянно изгибался, но смекалка, упорство и метры веревок сделали свое дело, кат шел, не разваливался, а нам того и надо.

После Уступа, который нас выплюнул очень быстренько,

мы долетели до трехсотого километра, где на высоком берегу стоит охотничья база, и живет там Николай – звезда Интернета, отшельник, охотник, сторож этой базы. Послушали его байки про медведей, волков и соболей, разбавленные немного спиртом, поделились сигаретами (они еще у нас были), сахаром, конфетами и поплыли далее.

Хлеб Николай печет в русской печке, а сахар, который ему дают, очень быстро использует для изготовления бражки, видимо, охоч до этого дела, так что и лабаз хозяйский, и изба под замком. Тот сахар, что мы ему дали, туда же пойдет, скорее всего.

Странно все у Николая смешалось в голове, он помнит Максима, который проходил сплавом в 2011 году, а группу Китаевых с того же года, не помнит, говорит, что были года два назад. Думаю, нас он тоже скоро позабыл.
За базой Николая вниз по течению есть на Бахте красивая гора Сулимэ, которую каждый считает своим долгом сфотографировать, не удержались и мы. Недалеко от нее впадает речка Ноя, в устье ее Антон поборолся с хорошим тайменем, а мы с Женей поспешили вверх по ручью. Ноя тогда реально как ручей была. Нашли ямку, очень похожую на бассейн, размером пять на десять, хорошенько обкидали, взяв несколько добрых ленков.

На следующей стоянке, возле зимовья, наткнулись на хороший склон, усыпанный брусникой, вот где восстановили запас витаминов в организме, вкусная спелая, она сама лезла в рот. Наевшись от пуза, набрал быстренько литровую кружку этой лучшей в мире ягоды, принес товарищам, но они мой энтузиазм не оценили, один варил какой-то компот из красной смородины, второй починял примус… Не расстроился, нашел в самом зимовье сборник рассказов советских писателей 20-30 годов, сел на пенек, жевал бруснику и читал, воздух звенел от тишины, становилось прохладно, но это не угнетало, ведь за порогом в избушке гудела печка, шкворчала рыбка, прел смородиновый чай. Я улыбался, сам не зная чему, как самый настоящий дурак, такой счастливый.

А книжку я прихватил с собой, и читал на ночь, очень, знаете ли, хорошее средство для сна.
На двухсотом километре встали мы на стоянке Хивусов, которые туристов возят. Незадолго до базы половили на впадении речки Хурингды. Хорошее там место на Бахте – глубина, тяга, бросаешь блесну далеко, где-то в это глубине рыба берет уверенно, место ей много, чтобы разгоняться и делать красивые свечки.
База Хивусов располагается на островке Голый посреди Бахты - все голо, только стоит баня и нужник из фанеры, везде электричество подведено, культур-мультур.

Банька пригодилась, чтобы вещи посушить, а стол - ужин разместить. Нужником не пользовались, одичали, наверное. Побахали запасенными петардами, как будто предчувствовали, что дикая часть сплава завершается, через день точно повстречали на Малой Бахтинке местных рыбаков, которые кидали мыша на тайменя.

Узнали одного по фильму, но особо болтать с аборигенами не стали, а чуть позже в этот же день пролетел мимо нас Хивус с партией рыбаков.

А днем раньше Антоха выловил изрядную зубатую щуку. На одном из поворотов остановились перекурить, он сделал заброс, и какой-то монстр откусил драгоценную блесну. Такая наглость только разозлила нашего рыбака. Снасть была оперативно восстановлена, снова заброс и зацеп практически сразу. В общем, боролся Антон с этим зацепом минут пять. Вытащил наконец, глаза злючие, челюсть нижняя выпирает, несимпатишная, скажу, барышня. Осмотрели всю, засунув для страховки булыжник меж зубов – блесны оторванной не нашли, плюнули и утащили в воду, где она, проклиная нас за бестактность ушла на дно к своим товаркам.

Мы разгоряченные происшествием и подгоняемые графиком, тоже быстро отчалили и в хорошем темпе прошли два каскада приличных порогов. И тут, Антоха вспомнил… на берегу в запарке мы забыли коробку со всем запасом антохтиных блесен. Твою дивизию. Развернулись и обратно, в пороги против течения, на нашем маленьком моторчике, он ревет - мы летим, долетели до порога и встали, в буквальном смысле встали, на быстром течении и в камнях не хватает мощи. Один заход, второй, потом потихоньку галсами, прошли первый каскад, а вот на второй уже и нервов и времени не было, причалили к берегу и почапал Антоха за заветной коробочкой. Хороший кросс пробежал, но все обошлось благополучно, и блесны забрал и воспоминания остались…
Крайняя стоянка на Бахте была на берегу. Хотели сначала в зимовье тормознуться. По притоку протопали до него метров пятьсот, а оно все разломано.
Мы прихватили пару полен березовых и айда вперед, встали чуть пониже, расставили палатки, помылись дождичком и полюбовались радугой,

которая как будто нас провожала… накатила грусть, что все так быстро заканчивается. Погрустили немного, как без этого.

Утром проснулись в молочном тумане, не хотела Бахта отпускать, Женя умотал вперед, потерявшись из виду, ну и мы пошли на малом ходу, стараясь ориентироваться по очертаниям берегов.

День набирал силу, уже поднялось солнце, прошла знобящаяся прохлада, мы летели по зеркальной воде. Остановились на Сухой Бахте, там прямо в устье порадовал поклевкой крайний таймень, упористый и свободный, на свечку которого я полюбовался, и незлобно ворча, больше для виду, вымотал пустую вертушку из воды.
Все. Финиш.

Выходим на Енисей часам к трем. Рядом Бахта, уже деревня, а не река. На берегу разбираем катамаран и байдарку, покупаем все необходимое, чтобы не озябнуть, договариваемся с хорошим мужиком и летим до Бора на моторе. Приехали к ночи.