Пятница, 26.04.2024, 20:06

Главная » Статьи » Путешествия [ Добавить статью ]

Каменные стражи Котуйкана. Часть 5.

На следующий день мы с Димой сложили очередной очаг для бани. Когда начали его топить выяснилось, что часть камней не выдержали температуры, лопнули, и очаг провалился. Пришлось перекладывать его еще раз. Со второй попытки получилось удачнее и печка протопилась на славу.
Погода стояла очень хорошая, все нашли себе занятие по интересам. Дети устроили игры на песке, носились, прыгали, кувыркались и даже колесом ходили. Время от времени ссорились, потом мирились в общем все у них было нормально. Лена с Машей пошли на прогулку по окрестным горам. Борисыч отправился ловить тайменя, то что он здесь было точно известно.
Еще накануне, когда мы ловили в устье притока, у Димы сошел таймень. Мы сразу же попытались развить успех, пробросали все устье и, а также прилегающую к нему акваторию, как выше так и ниже по течению, но все безрезультатно в плане тайменя. Другая рыба зато была в избытке, крупного хариуса наловили так, что на котлеты хватило.
Кроме рыбы, была и другая добыча, Дима зацепил старую плетенку и за нее вытащил огромный воблер. Другой конец плетенки не поддавался и он ее выбросил, а возможно если бы был по настойчивее, то трофей был побогаче, может на другом конце лески был спиннинг.
Поэтому, когда мы с Димой разобрались с печкой для бани, и убедились, что около лагеря не клюет, то тоже отправились в рыболовное путешествие в надежде на крупную рыбу. Переправились на другой берег и поднялись вверх по течению, половили в устье небольшого притока, дошли до скал, половили около них, потом совершили небольшое восхождение на эти скалы, так как они преграждали нам дальнейший путь и спустившись на другой стороне продолжили рыбачить идя вдоль скал. Димин простенький "Блю фокс" № 5 работал безукоризненно, он на него рыбачил весь поход и почти всех своих тайменей на него поймал, да и хариус им не брезговал

рабочий "блю фокс"

У нас получилась интересная рыбалка с элементами альпинизма, но мы вернулись довольные и с добычей. Борисыч тоже вернулся в лагерь не с пустыми руками. было решено, что надо приготовить малосольную рыбку.

Готовлю малосол.

Обязательно сугудай сделать, это блюдо никого равнодушным не оставляло.

Сугудай

Понятно, что не забыли пожарить свежей рыбки, а на завтра еще и закоптили. Все получилось очень вкусным, я уже не раз говорил, что хоть мы ели рыбу каждый день, но такой рыбой наесться не возможно. (187)

Копчененькая

Днем, нарушив наше одиночество, прошли четыре лодки с моторами, на них человек 8 рыбаков. Из короткого разговора которым мы с ними обменялись, стало понятно, что это группа забросилась в район Ильи 22 августа. Они спросили, ловиться ли рыба, как мы поняли имея ввиду тайменя. Мы ответили, что рыбалка хорошая, таймень есть, у нас все замечательно, а они сказали. что у них, с рыбалкой очень плохо, а в плане тайменя вообще пусто. Они прошли мимо нас и встали на несколько километров ниже по течению.
Мы же пошли париться в бане, которую поставили на камнях на самом берегу, так как на песке ставить не вариант, потом от песка избавиться очень сложно, он залазит везде. Пар получился отличный, даже веники сделали из местной карликовой березы. После баньки чай с интересной травкой. Лена назвала ее "саган дайля", по научному рододендрон Адамса, мощнейший природный имуномодулятор.
Лена родом из Иркутской области, раньше занималась лыжным спортом и тренера во время тренировок постоянно заваривали им эту травку.
Надо сказать, что кроме полезных свойств, у этой травки, а точнее маленького кустарника очень приятный вкус и запах. К сожалению растет она только в северных и горных районах, в наших широтах ее найти сложно. Поэтому мы, почти все, заготовили себе этой травки домой. Я тоже насобирал пакетик и дома высушил его. Всю эту зиму, когда идем кататься на лыжах или коньках, я всегда беру с собой термос, в котором завариваю чай с этой травкой. Вкус и запах сушеной не отличаются от свежей, правда не знаю как с ее полезными свойствами, но надеюсь, что они тоже не меняются.

саган дайля

Вечером, на зорьке, хариус стал активно "плавиться" в устье речки, но на блесну не брал. Я настроил свой кораблик и на первом же забросе мощная поклевка, подсекаю, начинаю тянуть, сход из-за обрыва лески 0,2 на поводке мухи. Понимаю, что рыба тут серьезная. меняю леску основную с 0,25 на 0,3, а поводки с 0,2 на 025 и дело пошло. Хариус красиво прыгает на мои мухи. Ловятся экземпляры по 600 - 800 грамм.

Хариус на верховую муху.

Сначала Миша заинтересовался такой рыбалкой, попробовал ловить на нахлыстовый стример, но у него ничего не получилось. Потом Виктор попросил научить его ловить такой интересной снастью. Я показал ему как это делать и у него на первом же забросе огромный хариус выпрыгивает и пытается схватить мушку. Витя от неожиданности подсек раньше времени и хариус, дернувшись несколько раз, сошел, но уже на следующем Витя зацепил и дотащил до берега хорошего харюзину. Потом еще пару штук, наверное, поймал, ему очень понравилось. Вечерело и клев затихал. Я уже стал ловить не в самой речке, а в струе которая образуется при слиянии притока и основного русла. Там и почувствовал мощный удар, подсек вывожу хорошего хариуса, начинаю снимать его с крючка и понимаю, что у него в пасти две мушки, причем обе мои это то самый хариус, который оторвал у меня муху на первом забросе. Вот замечательно порыбачил и с рыбой и муха вернулась. Клев закончился, но я забросил спиннинг и оставил кораблик играть на струе до утра.
Завтра нас ждал последний сплавной день, предстояло дойти до стрелки - слияния Котуйкана и Котуя, и там ждать "Хиусы", которые должны были нас забрать и доставить до Хатанги.
Утром погода начала портиться, небо затянули тучи, подул холодный ветер, резко похолодало. Мы собрали лагерь и вышли около 11 часов. Пока грузились, я проверил кораблик, и вытащил неплохого хариуса, который плотно уже давно сидел на крючке.
Когда вышли на воду стало еще холоднее, пошел дождь. Не хотелось даже рыбачить. Все сидели закутавшись и спрятав руки в рукава. "Одина" взяли на буксир и по очереди тянули за собой "Фокс" и "Бедный".

Похолодало.

Рыбачить в такую погоду, а тем более с ходу совершенно не хотелось. Да и рыба практически не клевала. Я, правда пользуясь небольшими затишьями, сумел поймать несколько крупных хариусов, но это были единственные рыбки, которые нам удалось добыть. Хотя, возможно, кроме меня никто, в этот день, больше не ловил. Хорошо, что моторы работали как часы и оставалось только удерживать катамаран на курсе и любоваться окрестностями. А посмотреть было на, что.

Ближе к устью крепости все больше

Шикарные гипорберейские крепости вздымали свои стены по обеим берегам реки.

Скалы все круче.

Олени, совершенно не обращая внимания ни на погоду, ни на нас, переплывали реку прямо перед катамаранами.

Вернись речной олень ...

Погода еще ухудшилась, ветер становился все сильнее. Река петляла, и ветер то дул в спину, то дул в лицо. По закону подлости, в основном получалось, что дул мордодуй. И местами, несмотря на течение, приходилось помогать мотору веслами. Температура воздуха еще упала, и стал пробрасывать снег.

Снег пробрасывает.

Руки мерзли так, что пришлось одевать теплые перчатки, а, чтобы они не намокли, поверх них резиновые, иначе весла невозможно было держать.
Погода сразу напомнила ту которая нас сопровождала в первые дни на плато Путорана, о чем мы сообщили тем нашим товарищам, кто не был в путешествии на Путоранах. Вот мол ребята путоранская погодка, здесь всего один день, а там мы почти неделю с такой шли. Это рассказывали в качестве утешения, о том, что бывает и хуже. Как бы то ни было, все мужественно терпели, даже дети не пищали, а что делать, идти-то надо. Жалко, что последний сплавной день был омрачен такой погодой, но Котуйкан явно не хотел нас отпускать. Идти в такую погоду на катамаранах очень тяжело. Постоянно сидишь в одной позе, а так как сильно не подвигаешься, то быстро начинаешь замерзать на холодном ветру. Пришлось несколько раз останавливаться, что бы размять ноги, подвигаться и согреться. На перекусе, первым делом, развели большой костер, что бы обогреться и приготовить горячего чая. Это нас немного приободрило, тем более, что до финиша оставалось недалеко.
Недалеко от устья, нас догнали две лодки из другой группы, они попытались немного порыбачить под скалой, но быстро бросили это занятие и рванули к устью.

конкуренты.

Как потом выяснилось в устье была всего одна удобная площадка для стоянки и они видимо стремились занять ее первыми. Нам пришлось пройти дальше, зачалились в месте впадения Котуйкана в Котуй и стали искать подходящее место для лагеря. Мы с Димой пошли назад вверх по течению Котуйкана, Борисыч, Виктор, Юра и Миша отправились вниз по течению Котуя. Нам далеко идти не пришлось, мы поднялись на террасу и достаточно быстро нашли ровное место для стоянки. Оно уже неоднократно использовалось раньше. Там стояла деревянная хибара затянутая черным брезентом, местами порванным. Внутри были сколочены нары, но все было засыпано мусором и о ее использовании не могло быть и речи. Тем более, что у нее уже имелся жилец. Когда я подошел к ней первый раз и заглянул оттуда выскочил огромные заяц и рванул, во все лопатки, в лес.
Площадка рядом с хибарой была достаточно большая и ровная, хотя тоже изрядно загажена мусором, но ее можно было почистить и всем хватило бы места. Был только один существенный недостаток, она располагалась на обрыве высотой около трех метров от уровня берега где стояли катамараны и стенка эта была практически вертикальной, что создавало серьезные трудности для подъема и спуска. Тем более, что в место где в принципе можно было подняться или спуститься в окрестностях площадки было только одно. Как выходили из этого положения строители избушки мне сложно представить. Мы же предложили срубить дерево, сделать из него и веревки блок для подъема и спуска грузов. Решили оставить окончательное решение до возвращения другой группы.

старая избушка.

Ждали очень долго, наверное не меньше часа, хоть и прятались от ветра под высоким берегом, но все равно основательно промерзли. Уже потеряв надежду на скорое возвращение другой группы, мы с Димой решили развести костер. Достали пилу и топор залезли на обрыв и стали валить сухие лиственницы, стоявшие на краю обрыва, так что бы они падали на берег. Только мы свалили парочку сушин и собрались запалить костерок, тут появился Юра с Мишей и рассказали, что ниже они нашли хорошее место, там остались Витя и Борисыч разводить костер, надо переходить туда.
Мы быстренько попрыгали на катамараны, вышли в Котуй и направились к месту крайней стоянки. По Котую прошли около 2 км., на протяжении всего этого пути хорошо видно две еще не смешавшиеся струи, чистая вода Котуйкана по правому берегу, а мутная Котуя по левому, видимо на Котуе дождей было гораздо больше.

Котуйкан впадает в Котуй.

Финишируем в 18 часов 20 минут, вот и закончилась сплавная часть нашего путешествия, за эти дни пройдено 292 км. Впереди у нас еще 200 км. по Котую и Лене до Хатанги, надеемся, что на аэролодках, которые должны прийти за нами к вечеру следующего дня. К сожалению телефон не работает и связаться с ними мы не можем.
Продолжает сыпать мелкий холодный дождик, и ветер не утихает. Все промокли и промерзли, но быстро разгружаем катамараны и вытягиваем их на брег, знаем, что если пойти к костру, то потом очень тяжело будет заставить себя от него отойти на холод. Катамараны относим до линии кустов и открываем клапана, пусть потихоньку спускают. Место для стоянки в лесу и поэтому ветра почти нет, это уже легче. Вот палатки установлены, тент натянут и наконец можно подойти к костру. Тепло - это такое блаженство.
Костер развели на самом краю поляны, прямо у тропы по которой поднимаемся к берегу. Точнее у нас два костра, один для готовки, другой для обогрева. Если сделать один, то готовить будет невозможно, все будет жаться у костра и к нему будет не подойти. А так отдельный костер не только греет, но и на натянутых около него веревках сушится промокшая одежда.
Ветер еще усиливается, он дует навстречу течению и по Котую поднимается высокая волна, хорошо, что мы уже на берегу. К счастью ветер дует вдоль берега и от него нас защищает лес, лишь изредка, он меняет направление и тогда порыв накрывает наше убежище. В один из таких особенно сильных порывов сдуло часть вещей с веревок и прямо в костер. Лешка мужественно бросился их спасать, что-то успел, а часть подгорела, особенно синтетика та сразу сплавилась. Ну какой поход без сгоревших на костре вещей.
Несмотря на то. что рыбалка в этот день на задалась, на ужин пожарили нескольких харюзей, что успели поймать с утра, пока погода не испортилась окончательно.

Котуй.

Всем досталось понемногу, но хватило, как дополнение к другим блюдам. Раскладка по продуктам получилась правильная, всего хватило с небольшим запасом, только соли почему-то осталось в обрез.
После ужина ни кто долго не стал задерживаться у костра, все быстро разошлись по палаткам, так как промерзли и устали, да и погода не располагала к посиделкам.
С утра погода опять не радовала, дождь прекратился, зато ветер поменял направление и дул со стороны реки. Костер из-за этого полностью прогорел. На ветру мне с трудом удается развести огонь. Потом подтягивается еще народ, становиться понятно, что при таком ветре в этом месте у костра будет не комфортно. Решаем, что его нужно перенести в другое место, где нет ветра. Разводим новый костер, и приступаем к готовке завтрака. После завтрака разбираем катамараны. Погода немного улучшается, ветер уже не так сильно задувает. Лена вспоминает про запланированное, еще пред стартом, путешествие к заброшенному хризолитовому руднику, постепенно формируется команда из 9 человек которые собираются в поход. Идти до рудника около 7 км. С помощью карты и навигатора ребята определятся с направлением и уходят. Они идут вниз по течению Котуя, доходят до распадка между горами, по которому течет небольшая речка Кугда-Юряк и уходят вдоль него в сторону от реки.
7 человек остаются в лагере. Кому-то надо сушить катамараны и готовить обед к возвращению группы. Мы достаем баллоны и развешиваем их на веревках, шкуры прислоняем к стойке из листвяжных стволов, неизвестно для каких целей сбитой на берегу. Время от времени, все это переворачиваем, следим за тем чтобы с баллонов стекла вся вода. Когда баллоны высыхают сворачиваем и убираем их в рюкзаки.
Шкуры сохнут гораздо дольше, поэтому появляется свободное время и я решаю напоследок прогуляться со спиннингом по окрестностям. Иду вниз по течению, поклевывает мелкий хариус, его брать стыдно, поэтому сразу отпускаю, так до хожу до ровной площадки, очень похожую на вертолетную. Она отмечена синей 200 литровой бочкой, которая оказалась до половины залитой бензином. Рядом лежат мешки с солью и свежим хлебом. Возможно приготовлено для какой-то группы, сплавляющейся по Котую или Котуйкану. Берег одинаковый ровный, видимых перспективных мест для рыбалки не видно, а до скал далеко, и туда идти не хочется, поэтому возвращаюсь в лагерь.

жарка рыбы.

В лагере было все спокойно, Виктор тоже не захотел сидеть без дела и решил отправится на охоту. Я же разобрал спиннинги, упаковал снасти, для меня рыбалка закончилась. Половил я достаточно и был очень доволен путешествием с этой части. Дима поймал тайменей больше чем я, но зато самый крупный таймень был пойман мною. Жалко только, что Лешке не удалось поймать тайменя, а он так хотел, но зато он сумел поймать единственную нельму, что даже большая редкость чем таймень. Но и основная цель у нашего путешествия - это посмотреть места куда редко кто добирается, а рыбалка это приятное дополнение. Но в любом случае порыбачил я, в этом походе, достаточно, душу отвел как надо и снасти убрал без сожаления.
Вскоре вернулся в лагерь и наш охотник, он сумел добыть зайца, которого тут же отправили в готовку.

Разделка зайца.

А в это время группа отправившаяся в поход повернув от Котую, двигалась вверх по распадку, по которому текла небольшая речушка.

речка в распадке.

Они дошли до конца ущелья где начинался подъем вверх на плато, речушка стекая с плато прыгала по ступенькам.

ступенчатая речка.

А потом падала в ущелье симпатичным водопадом

симпатичный водопад.

Что бы пройти дальше на плато, пришлось карабкаться по крутой стене ущелья.

вверх по склону.

Здесь тоже стояли высоченные каменные стражи.

Страж ущелья.

Дальше лес заканчивался и пришлось до самого рудника идти по голой тундре.

Начинается голая тундра.

На плато их встретил сильный ветер и дождь переходящий в снег, но наши путешественники упорно шли к своей цели, постепенно поднимаясь все выше пока не достигли зоны снега, дальше пришлось идти по сплошному снежному покрову.
Дорогу искали по описанию данному в интернете и навигатора (205-1)

смотрим куда идти.

Не все рискнули продолжить путь, некоторые предпочли вернуться к началу леса и развести костер ожидая остальных. А самые упорные дошли до рудника, порылись в шурфах и даже сумели отыскать кусочки хризолита. К сожалению ни кто не догадался запечатлеть это на фотографиях.

Хризолиты

Возвращаясь сделали остановку у леса, где их ждал костер, согрелись и обсушились как могли и пошли дальше. В лагерь вернулись около 18 часов и все равно мокрые, пришлось их срочно переодевать во все сухое и отпаивать горячим чаем. Но поход им всем понравился, даже снег в августе, то же был интересен.
После возвращения группы, мы под руководством Юры и Миши, правильно упаковываем катамараны. Потом каждый переупаковывает свои вещи, так что бы быть готовыми к выходу.
Дима, не удержался, взял спиннинг и на вечерней зорьке пошел до скал, надеясь там кого-нибудь поймать. И надо сказать ему это удалось, на тот самый воблер, который он выловил из Котуйкана, под скалами клюнул не плохой таймень, жалко, что вновь не нашлось фотографа, который бы запечатлел этого красавца, прежде чем он ушел к себе домой. А так нам пришлось довольствоваться рассказами Димы, как он ловил тайменя, стоя на узенькой скальной полке, с риском, того, что таймень стащит его в воду.
Когда все собрались, то в лагере ждал практически праздничный ужин, нам предложили как говориться, что бог послал, а бог в этот вечер послал: зайца тушеного, салат из овощей, гречку с тушенкой, малосольную рыбку, и на десерт шанежки со сгущенкой.
После ужина, за разговорами и чаем коротаем время в ожидании прихода аэролодок, но их все нет и нет, связи тоже нет и мы уже начинаем беспокоиться. Завтра планировался ранний выход, что бы дойти до Хатанги и успеть на самолет до Красноярска. Наконец около 23 часов по реке слышен гул, у нас на берегу, на стойке, повешена красная ткань, но на всякий случай выходим на брег и машем руками, что бы ребята не проскочили мимо. Они похоже уже давно нас заметили и причаливают напротив лагеря. Пришли две аэролодки "Хиус" и "Марс"

Аэролодки нас уже ждут.

Мы приглашаем водителей на ужин к костру, но они отказываются, видимо не хотят покидать свои теплые машины. Договариваемся о выходе завтра в 5 часов утра. Возвращаемся в лагерь и расходимся по палаткам, подъем намечается в 4 часа утра.
Утром поднимаемся очень организованно, кто-то готовит завтрак, кто собирает вещи и перетаскивает их на берег. К 5 утра мы позавтракали, все собрали, упаковали и перенесли все вещи на берег, начинается погрузка на аэролодки. Сначала грузят снаряжение, непромокаемое на крышу и борта, остальное в кабины, потом уже по загрузке распределяют людей.

погрузка.

На конец, все погружено, все распределены, последний смотр стоянки на предмет забытых вещей, вроде бы ничего не оставили и вот мы отходим от берега и направляемся вниз по течению Котуя к Хатанге.

на берегах Котуя, тоже много красивых скал.

Скорость у этих лодок очень приличная, идут в основном вдоль берега, практически по самой кромке воды, обходя крупные камни, Водители стараются только в крайнем случае выходить на открытое водное пространство. Видимо там больше волна и из-за этого скорость приходится снижать. Я первый раз ехал на такой лодке, мне понравилось. Достаточно комфортабельный и объемный салон, вазовская водительская панель, плавный ход, шумно конечно, но не смертельно. Лобовое стекло постоянно забрасывает брызгами и дворники практически не выключаются.

скальная стена на Котуе

В салоне тепло и сухо и несмотря на то, что погода была переменчивой, то выглянет солнце, то туман и дождь со снегом, мы могли спокойно любоваться окрестностями. А посмотреть было на что, скалы по берегам Котуя не менее живописные чем на Котуйкане.

Каменные столбы.

Особенно контрастно выделялись останцы там где линия снегов подходила к самому берегу.

появилась граница снегов

Когда мы вылетали на Котуйкан, окружающие Хатангу горы были без снега, а сейчас все вершины побелели.

вершины гор побелели

За время пути было сделано несколько остановок во время которых можно было выйти прогуляться.

небольшая остановка

К 13 часам мы подходим к Хатанге, аэролодки с ходу выскакивают на широкий песчаный пляж. Очень удобно разгружаться, машины подгонят прямо к лодкам и мы быстро перегружаем весь наш скарб. После чего нас довозят до аэропорта, там мы встречаемся с представителем "Магии тайги", которому вручаем, пропутешествовавший с нами все это время, рюкзак. Вот тут то и состоялся разговор о котором я упоминал в начале своего рассказа выясняем, что в этом году действительно аномально высокая вода и у них на рыболовных турах проблема с рыбалкой, а вот в прошлом году рыбалка была, что надо - таймени спиннинги ломали.
Проходим регистрацию, сдаем багаж и о радость у нас нет перевеса. Пока ждали самолет, народ соскучившийся по сладкому, накупил шоколада и конфет. Не обошлось без бутылочки красного вина, за успешное окончание маршрута.
В самолете, места можно занимать какие успеешь, нам повезло, дети первыми просочились в самолет и мы занимаем несколько первых рядов. Самолет заполняется не полностью, в салоне много свободных мест, так что устраиваемся с комфортом.
Спустя три часа совершаем благополучную посадку в Красноярском аэропорту, благодарим экипаж, они разрешили нам в ручной клади провести красивые оленьи рога, найденные на Котуйкане, которые Дима решал забрать с собой в качестве сувенира.

Рога северного оленя.

Ребятам вылетать в Москву и Питер только утром, поэтому приглашаю всех заночевать у меня на даче, места всем хватит. Утром все благополучно вылетают в разные города, мы расстаемся в надежде через год совершить следующее путешествие в какой-нибудь дикий край, где мы еще не были, где мало людей, а много красивой природы. Где мы можем полностью отрешиться от своих повседневных дел, забыть все проблемы и полностью погрузиться в единение с природой. Только так получается полноценный отдых.
Я бесконечно благодарен своим друзьям за это путешествие по Котуйкану, как мне кажется это одно из самых красивых мест в нашей стране. Очень сложно и дорого организовать такое путешествие. Огромный респект Гагариной Лене, она вела дневник нашего путешествия и разрешила мне использовать эту информацию при написании этого материала. Так же благодарю моих друзей за предоставленные фото материалы.