Пятница, 19.04.2024, 16:13

Главная » Статьи » Летняя рыбалка » Уса (приток реки Томь) [ Добавить статью ]

Сплав по р. Усе с 5 по 12 сентября 2009года.Продолжение.

Сентябрь, вроде уже и лето кончилось, но в этом году нам повезло, стояла солнечная погода, только одну ночь шёл дождик. Зато сказалось высокогорье, первые две ночи стоял мороз около -10 градусов, ну, по крайней мере, мне так показалось. Чай в котелке замерзал напрочь.
Сидение возле костра вечерами наводит на размышления. И невольно РЕКУ начинаешь отождествлять с живым существом, добрым, отзывчивым. Но и у неё бывает плохое настроение. Вот забрала у меня спин, подумала и вернула, а в награду тут же ещё и зачётного харька подарила. Видать не делал я ей зла. Не хапали мы рыбу без меры, а ловили только на еду, да домой немного, близких угостить. Да и скажите, кто, приехав на реку, не угостит духа реки водочкой или чем- то ещё, как в нашем случае. У нас были все непьющие. РЕКА, это нечто живое, со своим характером, то поворчит, то бушует, то тихо нашёптывает что-то себе, или как в моём случае, иронизирует. Да простят меня Тугуны за отступление от темы. Просто, когда я поехал на сплав, у меня вечером была температура 38, кашель, насморк, скакало давление, ел таблетки горстями, и вот, приехав на РЕКУ, я забыл, что я болею, у меня прошла температура, исчез кашель, насморк, нормализовалось давление. Ведь это РЕКА мне помогла. Я не обижал ее, и она мне помогала всю дорогу.
Третья ночь ещё знаменательна тем, что у меня стал пропускать надувной матрас, на котором я спал. Ребята проснулись среди ночи от шумных всхлипов моего насоса. Ну, а я проснулся, когда бок замёрз от земли так, что я его перестал чувствовать. После этого, каждую ночь я тренировался минут 10, подкачивая матрас.
На четвёртый день мы ожидали каменную россыпь. Здесь камни, размером с моё авто, а чаще и больше, разбросаны в беспорядке по всему руслу, и вода течёт между ними, облизывая их и лаская. Вода, как молодой жеребец, стремится сбросить тебя с седла, т.е. с лодки.

Здесь у нас была хорошая рыбалка. По левому берегу, стоя на огромном валуне, я бросал спиннинг. К тому времени я уже прилично половил хариузов размером с селёдку и мог представить их поклёвку. И вот, стоя на огромном валуне, по колено в воде, придерживаясь за рядом стоящий камень, забрасываю спиннинг и чувствую, как спин вырывается у меня из рук. Я с испуга хватаю его обеими руками, подсекаю, и начинаю подтягивать. Когда хариуз был возле моих ног, я стоял и смотрел на него и не знал, что дальше делать. До берега далеко. Поднять, сорвётся, а харёк - то приличный. Каким образом я изловчился и схватил его под жабры, лучше не рассказывать. Да и хорошо, что этого никто не видел, а то бы долго смеялся.
А вот и я со своими рыбками.

Виктор со своими хариузами.

Геннадий со своими зачетными харьками.

Дело в том, что заканчивается каменная россыпь двумя валунами,

между которых протекает почти вся речка, а метров 10 ниже, поперёк стоит ещё один камушек, слегка притопленый, и река со всего маху бьёт по этому камушку, пытаясь сдвинуть его со своего пути. У меня сложилось впечатление, что это иногда ей удаётся. В 2008 году в этом месте погиб рыбак, и у нас были все основания пройти это место по берегу.
Мы с Геннадием пошли по правому берегу, а Виктор пошёл по левому. Потом мы поняли, что он был прав.

Виктор, просто идя по воде, провёл лодку по отмели, в двух местах перетащив через камни. Но мы с Геннадием не ищем лёгких путей и идём по берегу, ведя лодки через бушующий поток. Геннадий идёт первым и проходит вполне удачно.

Затем иду я.

Когда я уже почти переполз камень, лодка, ведомая мной на поводке, как шустрый щенок, сдёрнула меня с камня. Там было не глубоко, ну мне по грудь. Водичка чииистая, а какая она холооодная, это что-то.
Испугался я уже, когда был на берегу.
После купания.

Дальше мы сплавлялись относительно спокойно, рыбачили в устьях ручьёв и речушек, впадающих в Усу.
Шлагбаум закрыт, но нам туда можно.

Бадан растёт прямо на скалах.

Там же мы видим кедры, цепляющиеся корнями за камни.

Чистейшая вода, девственная природа.

Рыба ловится по немного.

Утро.

Спокойные участки воды сменяются бурными.

В одном месте я увидел, как свирепствует река здесь в большую воду. Расстояние между скалами метров 200 . Берег круто поднимается вверх на 2.5-3 метра, там кучи валежника и сухого хвороста, намытого туда рекой, а на кустах на высоте 2-2.5 метров отметины от воды, всякий мусор солома. Т.е. вода в этом месте заполняет всю ложбину между гор на высоту около 5 метров. Представив эту картину, мне стало не по себе. Какой же мощи поток свергается с гор, заполняющий эту ложбину!? Люди, которые там сплавлялись не один год, говорят, что река каждый год разная, там, где были огромные валуны, образуются относительно спокойные участки, а где два - три года назад спокойно проходили, образовались каменные завалы, которые лучше пройти по берегу.

Скалы, как хребет, какого- то невиданного животного, сползающегося попить к реке

Спускающиеся с гор ручьи, притягивающие взор своей красотой.

Виктор, пользуясь спокойной водой кемарит.

А рыбу он ловит одному ему известным способом, из- под себя.

Встаёт на перекате или выше камня и чуток мутит воду, а поплавок пускает от своих ног вниз по течению, хариуз видит муть, а потом разглядывает в мутной воде «Муху» и хватает её. Таким способом Виктору удалось поймать немало зачётных харьков.
Геннадий же ловит чаще на балду.

А вот на этом месте стоит остановиться переночевать, т.к. завтра будет тяжелый день. Прохождение порога «Сопливого». Он, порог, будет от этого места через 5-7 км.

Улов за вечер пятого дня.

А это уже порог «Сопливый»

А проходить этот порог лучше по левому берегу,ведя лодки на поводке, как собачку.

Река в этом месте делает крутой изгиб. Она как бы огибает полуостров, на котором растёт черника, смородина. В воде много камней с острыми краями, об которые легко рвётся лодка, а до р. Шатай пешком ох как далеко. Да и от него сплавляться ещё прилично по спокойной воде.

На реке Шатай находится нижняя граница заповедника, и там же находится Шатайский порог, он несложен в прохождении, но захлестнуть лодку может.

Встреча со смотрителем на нижней границе заповедника.

Сюда уже народ поднимается на деревяшках, но только в большую воду, а в малую больше тащат их на себе, чем плывут.
Сплав мы закончили на деревяшке, управляемой Геннадием Матвейчуком, который нас встречал.

Вот и цивилизация

P.S: Немного ниже Шатая будет впадать небольшая речка,на которой стоят золотари, ниже идёт мутная вода, и рыба уже не ловится. Немного ниже золотарей находится марганцевый рудник, который начнут в 10 году разрабатывать по полной программе. А марганцевые руды будут возить в посёлок Туим через весь заповедник. И, наверное, уже не будет рыбалки на этой прекрасной реке.

Золото рулит.
P.P.S: Прежде чем ехать на этот сплав, надо заехать в г. Междуреченск, купить путёвки на сплав по заповеднику, а также разрешение на рыбалку, а ещё разрешение на въезд автомобиля в заповедник. Без вышеуказанных документов будут большие проблемы на границе заповедника, а если быть точным, Вас не пропустят. Оружие брать с собой НЕЛЬЗЯ, т.к. вы будете сплавляться по территории заповедника.
Все фотографии можно посмотреть в моём фотоальбоме.