Пятница, 26.04.2024, 00:16

Главная » Статьи » Летняя рыбалка » "на Северах" [ Добавить статью ]

От истока до устья. Река Северная 2012 г. Часть 3

С погодой не повезло, почти весь следующий день шел дождь, камни на берегу были очень скользкие, я один раз подскользнулся и серьезно грохнулся, хорошо, что ничего не сломал. Не смотря на это мы все же решили пойти до порога. Отправились втроем мы с Мишей рыбачили по дороге, а Юра просто пошел до порога. Он не стал нас ждать и пошел вперед. Мы с Мишей останавливались и облавливали все ямки в надежде зацепить таймешку. Мише удача улыбнулась и был пойман первый таймешенок нашего похода.

Первый таймень похода.

Потом Миша пошел вперед сказав, что хочет поискать еще и охотничью удачу на озерах, которые расположены недалеко от порога, а я продолжил неторопливо облавливать все более или менеее подходящие места. Увы хариус ловлися исправно, похоже другая рыба просто не успевала добраться до блесен. Редко когда это удавалось сделать ленку, а вот таймень так и не попался.
Отшагав километра три и так и не добравшись до порога, я понял, что до него еще топать не мало, поэтому решил, что хватит, нужно возвращаться. Возвращаясь опять испытывал удачу, но по-прежнему ловился только хариус. Скоро меня догнал Миша, он прошел дальше меня и тоже до порога не добрался. Опять местные ребята с километражем нас подвели опять их два километра оказались гораздо больше реальных. Добраться до порога удалось только Юре, до него было около 6 км. Отмотать туда и обратно по скользким камням это просто был подвиг. Мы с Мишей прошли гораздо меньше, но когда вернулись и то еле ноги волочили.
Юра нам рассказал, что нас ждет теснина между двух скал и полтора метровый слив почти полностью перегораживающий реку. Вариантов прохождения порога два один по левому берегу, но с сильным прижимом о скалу, другой по правому, но возможно с бочкой, ему с этого берега было плохо видно. Решили, что завтра зачалимся на правом берегу так, чтобы можно было после просмотра успеть перегрести назад на левый.
Пока мы ходили Серега осваивал рыбалку хариуса на поперы, тоже эффектный способ ловли получился. Сходов и промахов много, зато красиво.
Борисыч сходил вверх по течению ему тоже посчастливилось зацепить таймешку, и нескольких ленков.

Северные ленки.

На ужин проверяли какие леночки вкуснее жаренные в виде стеков или как филе.

Ленковое филе и стейки.

Без сугудая конечно не обошлось, Готовиться это быстро филе рыбы, лук, немного соли и переца, чесночек, на все это выдавливается лимон и немного подсолнечного масла, Пять минут потрясти и готово. Но некоторые и этого не могли подождать и употребляли в виде карпаччо, уж больно аппетитным это выглядело.

Сугудай.

В качестве эксперимента был еще приготовлен баклан, которого Миша накануне ощипал, разделал и замариновал. Потом его долго варили, в общем получилось вполне съедобно, хотя не все стали его есть.

Баклан вариться, ленок жариться.

Зато жаренный ленки пошли на ура .

Приготовление ужина

Пока одни готовили ленка, другие готовили ложки.

Приготовление ложки.

К прохождению порога подготовились основательно. Убрали удочки, хорошенько закрепили весь груз, сами одели жилеты, сняли сапоги и вместо них одели сплавную обувь. У кого не было тот герметился с помощью скотча.
Причалили примерно за полкилометра до порога и по правому берегу направились к нему. Порог впечатлял, ни фото, ни видео не дают полного представления о его гигантской мощи. А сама ступенька так вообще видна плохо.

Большой порог на Северной.

Оценив оба варианта прохождения решили все же идти правым берегом. Единственная сложность, нужно было точно попасть в слив между двумя бочками, а для этого вовремя повернуть влево и войти в струю, осложнялось это только тем, что вдоль берега были навалены камни и приходилось лавировать, что бы не налететь. Мы наметили ориентиры, дождались пока наши друзья с "Бусика" займут позицию для фотографирования и пошли в порог. Мы не учли только одного, что нас на катамаране трое, и Юра с Семеном вдвоем перегребали меня одного. В общем мы почти попали в струю, хорошо, что бочка была проходная, только умылись.

Прохождение порога.

Ниже порога мы увидели Хиус и группу рыболовов, которые рыбачили и наблюдали за прохождением нами порога.

"Хиус" спрятался под порогом.

Мы причалили и стали снимать на видео как "Бусик" отлично проходит порог.

"Бусик" входит в порог.

Ребята шли точно по струе.

В пороге.

Они прошли лучше нас.

Порог пройден.

Пока ждали к нам подошел проводник с Хиуса, мы с ним разговорились. Он рассказал про трагедию двух годичной давности. Парни на катамаране пошли левым берегом по тому проходу, который первоначально предлагал Юра, но не смогли уйти от прижима и их размазало по скале. Проход и прижим хорошо видно выше в кадре, вода правда была выше и мощность течения соответственно больше.
Он уже в этом году тоже чуть на разбил Хиус о эту же скалу. Не попал в проход, а потом мощности не хватило, сначала завис, а затем развернуло поперек и понесло на скалу, еле успел отвернуть, только немного зацепил. Сюда в лагерь они прибыли вчера вечером и вечером же успели поймать двух неплохих тайменей, а сегодня пока впустую, только хариус клюет. Пригласили нас в гости в лагерь, который стоял сразу за поворотом на левом берегу, там была заводь с шикарный пляжем.

Лагерь ниже порога.

Мы поблагодарили за приглашение и двинули вдогонку за ними.

Чуть ниже нас ждали еще ступени этого порога, они конечно были не такими экстремальными, но тоже поплескало. Было желание остановиться недалеко и тоже попытать счастье в порогах. Несколько раз причаливали между шиверами, но опять ловился только хариус. На ночевку хотели стать так что бы можно было вернуться к порогу и порыбачить, но к сожалению стоянки, которые мы осматривали были не самого лучшего качества, поэтому пришлось идти достаточно далеко. Еще и погода опять начала портиться, вновь пошел дождь, стало не до рыбалки, поэтому остановились там где нашли приличное местечко. Первым натянули тент, под который перетащили все вещи, а потом ставили палатки уже под дождем, хорошо, что натренировались делать это быстро.
Так как река в этом месте делает широкую петлю, то можно было вернуться через гору напрямую к порогу и даже была такая мысль, но дождь похоронил все эти поползновения на корню.

Стоянка под дождем.

Дождь шел всю ночь не прекратился и к обеду следующего дня. Собирались в палатках, под тентом, просушить палатки не удалось и упаковали их мокрыми. Это был самый тяжелый день нашего путешествия. Так как на реке лучше не стало, дождь не утихал, временами пробрасывал снег. Встречный ветер тоже не помогал. да и сама Река преподнесла несколько неприятных сюрпризов в виде широких разливов с мелями. Часто приходилось глушить моторы и грести веслами, а иногда и тащить через мели катамаран на руках. Один раз даже пахнуло безнадегой, так на очередном мелком месте пришлось заглушить двигатель и попытались перегрести веслами, но встречный ветер был такой силы, что катамаран вставал на кораблик и ходил от одного берега к другому не продвигаясь вперед. Отсутствие четвертого гребца сыграло с нами злую шутку, вдвоем перегрести ветер невозможно, но как только включался третий, катамаран сразу заваливало, как я не старался грести за двоих. Сделав несколько рейсов от одного берега к другому мы в изнеможении остановили греблю и нас тут же потащило ветром вверх по течению. Тут руки опустятся от безысходности, а ветер и не думает стихать. Но нашли все же выход, разгоняли катамаран поперек реки, потом делали телемарк, т.е разворот на 180 градусов через спину, и все разом включались когда нос поворачивался в нужную сторону, за счет этого у ката появлялась горизонтальная скорость и он начинал двигаться вниз по течению. Несколько таких маневров и вот уже мы продвинулись настолько, что можно опустить двигатель и потихонечку рискуя зацепить дно винтом поскреблись вперед.
Проходили мимо еще одной базы на реке Северной, она расположена сразу за правым притоком Колю, раньше она принадлежала Газпрому, кому сейчас неизвестно, но к ней очень подходят слова из песни Слепакова: "Газ он общий у нас, а мечты сбываются только у вас." Хорошие, красивые дома из оцилиндровки, электричество, даже уличные фонари светят, причал с несколькими лодками, в том числе и водометом. Охрана рыбку ловит в свое удовольствие, оборудованная вертолетная площадка.
За этот день мы прошли всего 20 км, промокли, промерзли и устали как собаки. Как только нашли хорошую стоянку сразу же встали лагерем. Хорошо хоть к вечеру дождь прекратился и небо стало разъясниваться, это прибавило нам оптимизма. На закате небо очистилось обещая утром хорошую погоду. А еще перед нашими глазами предстало уникальное зрелище. Темно зеленая тайга, на том берегу Северной, когда на нее упали лучи заходящего солнца неожиданно окрасилась в багряные тона. Это было очень красивое зрелище, которым мы любовались в течении нескольких минут и конечно - же постарались заснять его на все имевшиеся у нас средства фото, видео фиксации. Оно очень поспособствовало поднятию настроения.

В дебрях сказочной тайги.

А еще и хорошая порция согревающего под жареную рыбку так настроение вообще полезло вверх и ночевка в мокрых палатках не казалась такой уж страшной. Хорошо, хоть спальники оставались сухими.

У костра.

Погода и утром осталось хорошей, что было редкостью, как мы усвоили за время нашего путешествия.

Каты отдыхают.

Нужно это было использовать, для просушки и приведения в норму снаряжения , да и самим хотелось помыться так что бы вода на голове не замерзала. Поэтому дневка была установлена общим решением без вариантов.
Не могла дневка обойтись без рыболовного похода. Для придания сил на завтрак поели кашки с голубикой.

Походный завтрак.

Мы с Семеном отправились вниз по течению искать тайменя. Скоро нас догнал Борисыч. Начало вселяло надежды буквально на первых же забросах я поймал таймешенка.

Таймешенок

Которого отпустил со словами приведи мне кого-нибудь из старших. Чуть ниже Борисыч поймал неплохого ленка. К сожалению далеко нам спуститься не удалось, дорогу нам преградила широкая и глубокая старица. Борисыч прошел немного вдоль ее берега, но вскоре вернулся сказал что идет она далеко да еще и заворачивает в сторону лагеря, перейти сложно так как дно очень илистое и топкое. В общем пришлось возвращаться к лагерю, так как хариус продолжал ловиться бесперебойно, то прихватили несколько крупных экземпляров на еду.

Для обеда.

На обратном пути встретили Мишу с Ларисой, которые успешно ловили ленков, точнее ловила Лариса, а Миша помогал ей снимать их крючков.

Лариса показала как надо ловить ленков.

Пока мы ходили по реке Юра заварил витаминную настойку из тех ягод которых набрал прямо на стоянке, тут и шиповник и голубика и брусника и черника. Получилось необычайно вкусно!!!

Витаминный чай.

После обеда, мы понежились на теплом солнышке, но народу не сиделось на месте, Миша решил сходить к старице посмотреть там уток, Борисыч решил попытать счастья выше по течению. Мне тоже не сиделось и мы с Сергеем решили сходить до места где клевали ленки и тоже покидать. Серега узнав, что по пути есть место где был пойман и отпущен таймешенок сказал, что он уже наверняка привел родных и они ждут когда появиться те кто их звал. Он остался покидать там, а я пошел ниже к камням где были пойманы ленки в надежде, что они опять соберутся на прежнем месте. По пути сделал несколько пробных забросов выше по течению, но все были пустыми, и это, как ни парадоксально звучит, радовало, то есть хариуса поблизости не наблюдалось и был шанс поймать ленков. Первый заброс и проводка около камня дали неожиданный результат на мепс № 5 зацепился хариузок немногим больше блесны. Он конечно же был отпущен, но и у меня мелькнула мысль, о том, что раз он такой смелый, то и не только крупного нет, но и вообще рыбы нет. На следующем забросе вообще зацеп, просто казалось бы невезуха. Но зацеп неожиданно потянул в глубину, похоже что серьезное взялось, а у меня плетеночка 0,15, катушка 1500 и спиннинг 10 - 30, я же ленков половить собрался. Мощный спиннинг с мощной катушкой и прочной плетней стоит в лагере в ожидании сражений, а мне тут приходится затаив дыхание по сантиметрам выбирать леску, что бы не порвалась. Форсировать события я не стал, потихоньку подтягивал к себе, потом давал возможность поработать фрикциону. Берег для вытаскивания не самый удобный, поэтому стал спускаться вниз по течению. И вот уже стало видно, что взялся неплохой таймень, который упорно сопротивлялся и пытался уйти на глубину, но я старательно разворачивал его вниз по течению и потихоньку подводил к берегу. Во время борьбы с ним мне довелось увидеть то, о чем я раньше знал только из рассказов, о том как таймень упирается головой в камень и не дает себя тащить. Это действительно так, он подошел к камню и встал за него, мне пришлось спуститься ниже и потянуть его вниз по течению, не сразу, неохотно, но все же он пошел. Борьба продолжалась около получаса. тут уже и Серега подбежал на помощь. Я ему кричу камеру неси, он приносит и спрашивает: "А как ты снимать то будешь?". Я ему говорю: "Серега снимать будешь ты." Он мне сообщает, что никогда не снимал на видео и не знает как ей пользоваться. Пришлось воюя с тайменем попутно провести ликбез по пользованию видеокамерой. В конце концов я ему сказал " Снимай как сможешь, надеюсь хоть что-нибудь получиться". В конце концов мне удалось подтянуть тайменя к берегу, но и я и Серега без сапог, вводу в кроссовках лезти не хочется, потом ведь до лагеря еще полтора километра топать. Завел я уставшего тайменя в небольшую выемку - заливчик с покатыми берегами, подошел сзади и подхватил под жабры. И вот он на берегу и я издаю победный вопль.

Северный таймень.

Теперь программа путешествия мною выполнена полностью и можно возвращаться домой и со всей ответственностью заявлять "Рыбалка удалась!!!". На видео тоже кое-что получилось заснять, за что я благодарен Сереге. Не часто такое удается. Я даже рыбачить после этого больше не стал слишком много адреналина и эмоций, поэтому пошел назад в лагерь, а Сергей остался еще покидать в надежде, что таймени ходят парами.
К сожалению ему это не удалось, Борисыч тоже только ленка сумел добыть, а вот Миша принес нам чирков, из которых получилась замечательная похлебка с лапшой.

Чирки.

Еще в меню вошли традиционные блины, которые мы готовим в каждом походе и это был самый подходящий момент.

Традиционные походные блины.

Такой замечательный день не мог завершиться просто так и я достал фляжку с французским коньяком припасенную именно на такой случай.
С утра опять набежали тучки но в общем уже дождем не беспокоили и дальнейший наш путь проходил уже в отличных погодных условиях.

Острова.

В районе острова Поворотный мы повернули на юг, река стала извилистой и стремительной. Берега стали более крутыми. В одном месте река сужалась настолько и потом резко поворачивала влево, что до самого последнего момента казалось, что она здесь и заканчивается при этом суммарная скорость течения и катамаранов возросла почти до 14 км/ч. Правый берег украшала природная колоннада.

Стена.

Сразу за поворотом она сваливалась в такую славную шиверу, что многие нанесенные на карту пороги ей бы позавидовали. Мы оказались не совсем готовы к такому повороту, но сумели проскочить лишь немного умывшись.
Рыбалка в принципе продолжала быть неплохой, правда в основном ловился все тот же хариус. Иногда попадались ленки или сиги, у меня крупный ленок после того как я его уже поднял, снял с тройника, выскочил прямо из рук, издевательски перепрыгнул через голову и конечно сбежал, что делать катамаран не лодка Я честно говоря не сильно по этому поводу расстроился. еще поймаем. А когда встали на обед в отличном месте около впадения ручья, с большими камнями и глубоким ямами между ними, то у Семена на первом же забросе взял таймень, но вытащить он его не сумел и сверкнув красным хвостом тот с мощным шлепком ушел назад в глубину. Похоже четверка которая стояла у Семена оказалась ему маловата. Больше сколько ни кидали, в этом месте, так, кроме хариуса, никто и не клюнул.
Несмотря на дикость природы, на реке все чаще туда сюда сновали Хиусы, по такой воде другой транспорт вряд ли смог бы пройти, ну еще наверное только такие как мы, со своими катамаранами.
Мы шли первые и когда стали выбирать место для стоянки на одном насобирали целый пакет грибов, а все началось с огромного подосиновика который нашел Юра.

Подосиновик

К сожалению место отвергли хотя оно было просто отличное. И грибы и ягоды и рыбалка, сухо, но слишком рано, нужно было пройти за день расстояние побольше.
Со стоянками была проблема, местность вокруг в основном поросшая густым лесом, ровных мест практически не было, а там где хоть немного поровнее, было сыро. Почти везде бурелом, да и чалок нормальных не было.
Просмотрели и отвергли несколько мест и уже не раз пожалели, что не остались на грибном месте, но назад не вернуться. Мы все ближе подходили к месту впадения Делингне, а как мы помнили там находился большой лагерь, стоять рядом с толпой народа не хотелось
Наконец буквально километров за 5 нашли на одном из поворотов лоб на котором было неплохое ровное местечко и хорошая чалка.

Крайняя стоянка.

Остановились мы поздно, пока готовили, стемнело и ужин проходил при свете фонаря. Но хуже от этого не стал жаренные грибы с картошечкой стали отличным дополнением к рыбке.

Грибочки с картошечкой.

Перцовочка в этот вечер тоже показалась особенно вкусной и мы засиделись далеко за полночь. Было весело, мы бы и еще посидели да своим смехом не давали другим отдыхать, поэтому после грозных окриков пришлось расходиться по палаткам.
Наступил наш последний ходовой день, погода радовала, в ярких солнечных лучах совершенно по иному воспринимались все краски северной природы.

Северная красавица.

Как и ожидалось недалеко от нас за поворотом оказалось устье Делингне, а напротив него на каменном пляже большой лагерь, но похоже Хиусы все ушли вниз, так как кроме сторожа там никого не оказалось. Экипаж "Бусика остановился около устья и попытался что-нибудь поймать, а мы не стали тратить время, резонно почитав, что напротив стационарного лагеря рыбы быть не может.
Река немного успокоилась и широкие достаточно глубокие плесы позволяли наслаждаться открывающимися пейзажами. Плоские горы, окружающие нас, просто завораживали так и казалось, что на их вершинах скрываются затерянные миры.

Затерянные миры.

Впереди нас ждал островной порог, когда мы разговаривали с аборигенами на Большом пороге, нам рассказали, что Островной надо проходить левым берегом. Мы последовали совету бывалых и пошли вдоль левого берега. Хорошо, что успели перегрести на струю по центру, а то бы так сели на камни, что пришлось бы на себе катамаран нести.

Островной порог на Северной.

Сразу за порогом было отличное место для рыбалки, мы причалили и опять удача отвернулась. На первом же забросе у меня, на шестерку БФ, взяло что хорошее, но вытащить не смог. Больше у меня даже поклевок не было. А вот чуть ниже нас вполне успешно ловили, но только хариуса.

Рыбалка под порогом.

Борисыч, правда, тоже пытался поймать только крупную рыбу, но тоже впустую.

Заброс на крупную рыбу.

На перекус мы остановились около очень красивого ручья под названием Таежный.

Ручей Таежный

Это место нас привлекло тем, что когда подходили, то чуть ниже ручья в лесу, что очень ярко светилось и нас это заинтересовало. Пока кипятили чай, Семен успел туда сходить и рассказал, что там стоят две огромные бочки, которые кто-то пытался переделать под избушки, окна и двери прорезали и даже печки и кровати поставили, но удобство использования вызывало большие сомнения, пол то круглый получается, наверное не доделали и бросили.

Перекус

В месте впадения ручья была небольшая ямка и мы попробовали там свою удачу.

Борисыч ловит везде.

Но продолжал ловиться только красавец хариус.

Красавец хариус.

Попив чайку, размяв затекшие на катамаране ноги и спины мы двинули дальше к финишу.