Суббота, 20.04.2024, 01:31

Отрывок из дневника...1990г. Часть_3

моя книга...

И СНОВА БАЗА АЛЕКАН

Проснувшись рано утром, мы с Димкой сразу принялись за камералку. Нужно доделать то, что не успели сделать вчера и просеять сухую металку. По утренней связи, Наташе передали, что конюх Саша повезёт продукты для отряда горняков и заодно заскочит к нам и увезёт часть вещей на базу Алекан.
За завтраком Наташа сказала, что когда Саша приедет за вещами, то нужно погрузить на лошадей часть лагерного имущества, наши с Димкой вещи, часть проб и в принципе можем сами отправляться на базу. Со следующим рейсом вывезут и их с Мишей.
- А потом куда меня направят? – Вопросительно посмотрел я на Наталью.
- Не знаю. Всего скорее в отряд главного геолога Сосновского Георгия Ивановича, к геологам, или к геофизикам. Я слышала, они там не справляются с работой, не успевают.
Отряд Натальи.
Отряд Натальи...

До обеда, мы с Димкой собрали свои вещи, палатку свернули и упаковали в тюки часть проб. Вскоре появился Саша, который привёл с собой трёх лошадей. Вместе пообедали и затем стали вьючить лошадок своими вещами. Попрощавшись с Наташей, Мишей и Стасом, мы сели на лошадей и направились по тропе в сторону базы Алекан, откуда не так давно мы прибежали сюда.
На лошадях на базу Алекан.
На лошади я ехал впервые и чувствовал себя неуютно; вокруг меня были вьюки, привязанный рюкзак «Ермак», лошадь постоянно задевала о деревья вьюками, спотыкалась о камни, о поваленные деревья и сучки, пару раз мне досталось веткой по лицу. Лошадь, то жёстко ступала по камням, то неуклюже проходила между деревьями, цепляясь о них всем, что было на ней привязано. Я всё время боялся, что в очередной раз, когда лошадь заденет дерево – она прижмёт мою ногу. Ружьё за спиной ерзало по всей спине, и я чувствовал каждый его выступ.

Верхом до базы Алекан...

Примерно через час нашего путешествия на лошадях, мы остановились возле небольшого ручья отдохнуть и попить воды. Да и лошадям нужно немного отдохнуть – груза на них наложили, как на слонов! Саша стал поправлять вьюки, Димка отошёл по нужде, а я подошёл к ручейку, чтобы попить прохладной водицы. Ручей был не более 40 сантиметров в ширину. Только я нагнулся к воде, как вдруг откуда-то появились два крупных, чёрных хариуса. Они застыли на одном месте, и создалось такое впечатление, что они смотрят на меня, как бы спрашивая – ты кто такой и что будет дальше? А я тупо смотрел на них, не зная, что мне сейчас делать. Так мы смотрели друг на друга, пока я не достал из кармана леску и мушек. Достал нож и побежал срезать удилище.
- Езжайте без меня дальше! – Крикнул я. – Я пешком дойду! Здесь в ручье хариусы и я немного порыбачу.
- Давай! – Крикнул Саня и сел верхом на лошадь. – Тока не заблудись, и поосторожнее будь!
- Я тоже с тобой останусь. Что-то у меня между ног побаливает от такой езды.- Проговорил Димка.
Мы с Саней рассмеялись, хотя и мне тоже не по душе такой вид транспорта.
- Ладно. Давайте, рыбачьте, тока не заблудитесь, и до темноты успевайте вернуться. – Сказал Саша и, махнув рукой, поехал дальше на базу.
Мы помахали руками и принялись налаживать снасть. Как только я привязал леску с мушками к удилищу, - сразу же подбежал к тому месту, где только-что увидел хариусов. Но рыбы в ручье, к моему сожалению, на прежнем месте не было.
- Вот гады! Уже смылись куда-то! – Досадно проговорил я.
- Может ниже уплыли? – посмотрел на меня Дима.
- Пошли, прошвырнёмся ниже. Может, на хорошую яму наткнёмся.
Побродив по извивающемуся руслу ручья, и спугнув ещё четырёх хариусов, мы бросили эту затею и, смотав снасти, отправились по тропе на базу. Скоро будет темнеть, а нам ещё нужно будет дойти до базы километров 6, и устроиться в избушке. Шли быстро и бойко. Нисколько не пожалели, что отказались от поездки на лошадях. Пешком идти было намного лучше и интереснее. Студент забыл даже снять свой накомарник от комаров и гнуса – так и шёл в нём по тайге. Вскоре мы вышли на основное русло Правого Алекана – теперь до базы осталось не более двух с половиной километров.
- Димка! Иди на базу, устраивайся в избушке, что-нибудь свари и помоги Сане развьючить лошадей, если понадобиться. А я сейчас на ужин рыбы наловлю с десяток и прибегу. – Обратился я к студенту.
Димка кивнул головой, и с большим удовольствием побежал по тропе на базу, присвистывая себе что-то под нос. Я срезал вновь удилище и привязал леску с мушками.
Рыбалка по пути.
Стал спускаться вниз по течению реки, облавливая каждую ямку. Пошёл небольшой дождь. Через 20 минут кончился. Я наловил уже десятка полтора рыбы и пора бы уже возвращаться на базу. Рыбу насадил на прутики в виде кукана. Азарт в глазах, и мне понравилась ещё одна ямка у небольшой, песчаной косы. Положив рыбу на песок, я осторожно подкрался к яме и стал вылавливать из неё хариуса за хариусом, бросая рыбу за плечо на берег. Клёв прекратился. Поймав шесть хариусов, я насадил их на кукан и стал искать рыбу, которую положил здесь же на песчаную косу, метрах в семи - десяти. Подошёл к месту, где положил рыбу на песок. Рыбы нет. Вместо рыбы, на песке свежие вмятины медвежьих лап. Следы пересекали косу и скрывались в ближайших кустах. Вначале я подумал, что рыбу положил не в этом именно месте, а следы всего скорее были уже ранее и я их просто не заметил.

Рыбалка с медведем...

Медведь украл мою рыбу.
Но вспомнил, что только что прошёл дождь, а на песке отличные отпечатки медвежьих следов, на которых отчётливо видны когти.
Дрожь пробежала по все спине от копчика до затылка. Волосы чуть зашевелились на голове. Внутри тела всё похолодело. Я вновь посмотрел на ближайшие кусты и, достав из-за спины ружьё, зарядил его пулей. Быстро срезал леску на удилище и побрёл по тропе в сторону базы, проклиная медведя и свой азарт. Пройдя метров 200, я успокоился.
- Вот гад! Я так старался, ловил рыбу, столько времени потратил! А он! А он! Лишил нас солёных хариусов! Что там шесть рыбин! Из них только уха на ужин! Я так старался! А он тихо и нахально подошёл ко мне на 10 метров и….спёр рыбу, да так, что я ничего не услышал! С ума сойти! Такая громадина, а я не услышал! Да как-же так?! – Шёл я и вслух возмущался над этим эпизодом.
Уже стемнело, когда я пришёл на базу Алекан. В избушке сидели начальник базы Дехнич и Димка. Я положил рыбу на пень, показав свой улов из шести хариусов. Дехнич, в бывшем геолог, но когда начались сокращения штатов и геоорганизаций, то его назначили начальником базы Алекан, чтобы он обеспечивал всем необходимым в тайге все отряды Мамской партии. Здесь его называли все просто Палыч. Помимо этого на базе Алекан были женщины – минералоги, которые в полевых условиях делали первичные анализы шлиховых проб, а также рабочие, которые дробили сколки и каменные пробы, для дальнейшей их обработки и анализу. В Мамскую поисково-съёмочную партию, после сокращения, вошли четыре геолого-разведочных партий; Маская ПСП, Лужбинская ПСП, Сехтинская ПСП и Луговская ГРП. Поэтому так много народу, участков и видов работ на данный полевой сезон. И, конечно же присутствует небольшой бардак, как в организации работ, так и в их проведения.
Начальник базы выдал нам продуктов. Объяснил мне, что я полечу в отряд главного геолога Сосновского Георгия Ивановича, «тянуть» геохимический профиль по водораздельной части района работ, а пока до прибытия вертолёта буду помогать по базе. Сказал, что Димка летит в Иркутск и почему-то у него уже закончилась практика. Я помню, когда я был студентом и находился на преддипломной, производственной практике в Саянах, то находился в тайге 4 месяца! А он всего 2 недели, как в тайге и уже у него практика закончилась…странно это. Когда Дехнич ушёл, я рассказал Димке, как у меня медведь спёр рыбу, пока я рыбачил. Димка посмеялся, но мне было не до смеха. Палычу не стал ничего говорить про медведя. В тайге нельзя ходить по одному по технике безопасности, и чтоб не было всяких разговоров и упрёков, я посчитал - лучше промолчать.
На следующее утро, я сдал начальнику базы своё ружьё, так, как не видел в его дальнейшей необходимости. Познакомился с геологом Юргиным, с которым мне предстоит работать у Сосновского Г.И. в отряде. Он пока проживал в избе вместе с Палычем и ждал так же, как и я, вертолёт. Юргин на вид худощав, среднего роста, с тонкой, небольшой прореженной бородкой, и лицо с постоянно бегающими глазами. Ему было 42 года. Как он сам сказал – 15 лет геологического стажа. Какой-то он нервный. Постоянно шутил и подшучивал, и порой не впопад. Внешне и по характеру он напоминает хитрого лиса. По территории базы летал уже знакомый мне ворон Каркуша и к новым людям на базе он проявлял особенный интерес и садился рядом, наклонял голову на бок, внимательно смотрел и изредка каркал, словно присматриваясь и заглядывая в душу к людям. Я с ним поговорил, как будто он что-то понимал по человечески, и пошёл в свою избу. Придя в свою избушку, я поделился информацией с Димкой, но ему уже было всё-равно, так как он улетает домой.
После завтрака, Саша – конюх взял вновь трёх лошадок и отправился к Наталье, чтобы привезти её и Мишу на базу, и всё оставшееся имущество отряда. Мы, со студентом решили пробежаться вниз по р.Алекан и порыбачить. Я увидел, как здесь коптят рыбу в самодельном чуме, построенном из жердей и обтянутом тентами. Хариусы красивого, золотистого цвета. Рабочий, который занимался копчением рыбы, угостил меня, и мне так понравилось, что я захотел тоже наловить хариуса и закоптить его. Тропа тянется вниз, вдоль речки и через метров триста выходит к бане, которой пользуются все жители базы Алекан. В километре от базы, Левый Алекан впадает в Правый Алекан, и образуется общее русло реки - Алекан. Ниже этой стрелки оказывается очень много рыбы. Рыбалка здесь просто отличная! Мы за два часа с Димкой, наловили по рюкзаку хариусов и едва дотащили до базы. Почистив рыбу, мы засолили её, а ту, которая была засолена вчера, я стал коптить. После обеда на базу прибыл Саша с имуществом отряда, Миша и Наталья со своими детьми – Стасом и Леной. Миша и Стас поселились с конюхом Сашей, а Наталья с Леной поселилась у нас в избе, так как больше нигде не было мест. До самого вечера сидели у Саши в избушке, где он рассказывал различные смешные истории, как попал сюда из Краснодара, как сейчас по дороге его любимому коню Ване впилась заноза величиной с палку. Рассказывал, как впервые с бичами отправился на охоту…и не просто на охоту, а на охоту на медведя! Мы все держались за животы от его рассказов, где правда плавно переходила в ложь, но это так было сделано красиво, что мы сидели с раскрытыми ртами и слушали его. Когда он рассказывал истории – все сидели тихо, затаив дыхание и внимательно слушали его. Саша очень интересный и положительный человек. Вечером с Наташей сделали уху из хариусов.
На следующий день, с утра, я решил вновь сходить вниз по Алекану и половить рыбу. На рыбалку отправились с Мишей и Стасом. Студент остался на базе – коптить рыбу и писать отчёт о практике. Река оказалась очень рыбной. Отличная рыбалка! Стас вскоре ушёл обратно на базу, а мы с Мишей нарыбачившись, решили не жадничать и отдохнуть у костра. Мы разожгли костёр, и почистив хариусов нанизали их на палочки, стали жарить на костре, как шашлыки. Мясо у хариуса очень нежное и солью пропитывается мгновенно. Открыли банку салата «Охотничий» и, наслаждаясь запахом тайги, стали поедать рыбу. В реке плескались хариусы, гоняясь за мошками и мухами, которые низко летали над водой. Вокруг тишина и лишь потрескивание сучьев в костре и перекличка птиц, нарушали это внеземное спокойствие и гармонию природы. Отдохнув у костра, мы собрали свои пожитки, и пошли на геологическую базу. Тем временем Димка закоптил часть рыбы и, попробовав её, мы оценили вкусовые качества копчёного хариуса. Это было просто восхитительно и вкусно! Наташа попросила нас с Димкой сходить на р.Правый Алекан к складам и принести несколько ящиков для проб. Это где раньше хранили ВВ, и где недавно разбился вертолёт, о котором мы слышали по рации. Там я ещё не был, и Наталья мне объяснила, как пройти к складам. По тропе, мы быстро добрались до бани, от которой тропинка раздваивалась - одна уходила вниз по р.Алекан, а другая пересекала речку шириной метров 6-7 и скрывалась в тайге. Мы раскатали болотные сапоги, и перешли речку вброд. Быстро добежали до русла р.Правого Алекана и по мостику перешли на другую сторону реки. Нам открылась большая поляна, которая больше напоминала таинственный заброшенный посёлок. Две большие избы без окон, двери раскрыты и внутри темнота, из которой пахнет сыростью. Возле избушек, на краю поляны, возле леса, стоит оранжевый вертолёт МИ-8 без хвоста. Вокруг вертолёта, на земле, повсюду валялись многочисленные обломки от его хвоста и лопастей. Иллюминаторы затянуты паутиной и казалось, что он сейчас скрипнет и на глазах развалится полностью. Когда мы подошли ближе к вертолёту, внезапно из его хвоста вылетела птичка. Мы подошли и заглянули в хвост вертолёта. Почти у самого края, внутри хвостового отсека находилось аккуратно свитое гнездо.
- Надо же! Приспособилась же какая-то особа! – Ухмыльнулся я.
- А давно он здесь стоит? – Кивнул головой Димка, показывая на вертолёт.
- С июня.
- А что с ним приключилось?
- Подробностей я не знаю. – Пожал я плечами и поведал Димке историю про вертолёт, которую мы слышали по рации, находясь ещё в отряде Албычева Сани.
Разбившийся вертолёт.
Внезапно из хвоста вертолёта послышался писк из гнезда, и показались четыре розовых головки с разинутыми, жёлтыми клювами.
- Пошли отсюда. Они есть хотят, а мы пугаем их мамашу. – Проговорил я и пошёл к ближайшему ящику возле склада.
Мы выбрали более, менее четыре целых ящика, ещё раз осмотрели обломки вертолёта и отправились в обратный путь. Перескочили мосток через речку и вновь посмотрели на брошенный вертолёт, который создавал мрачный вид.
Интересно его когда-нибудь отремонтируют? И долго ли он ещё будет здесь находиться? Жутковато смотреть на него. Представляю, какого было людям, которые в этот миг находились в вертушке. На сколько помню, из радиосвязи, кому-то даже ноги отбило. Хорошо, что живы, все остались, и никто не погиб!
Принесли ящики на базу, и немного подремонтировав их, сразу стали раскладывать пробы с наших маршрутов в верховьях Алекана. Подготовили их к отправке в лабораторию города Иркутска. С работой управились быстро. Вечером пошли мыться в баню, что в трёхстах метрах от базы, мимо которой мы не раз уже проходили. Давненько я в нормальной бане не парился и не мылся. Как это здорово! Рубленная баня в тайге!
Баня на базе Алекан.
баня в тайге..

Из парилки, мы сразу бежали в холодные воды речки Правый Алекан. Это просто кайф и блаженство! Рубленая баня в тайге – это роскошь! Её тоже срубили геологи, как и все избы на базе Алекан. Изначально предполага-лось, что здесь будут базироваться все отряды всей партии и первичные исследования минералогов и петрографов. Поэтому, кроме жилых избушек и бани, здесь были построены склады под взрывчатку, имущество, необходимое для работы в полевых условиях, камеральное помещение и разборные помещения под дробилку. Вдоволь напарившись и намывшись, мы весь вечер просидели у Саши в избе и слушали его увлекательные истории из жизни и приключения в тайге.
Утром, Палыч сказал мне и Юргину, чтобы мы собирали свои вещи, и были готовы к сегодняшнему вылету в отряд Сосновского. Возможно, сегодня прилетит вертолёт. А студенту сказал, что с этим же вертолётом он полетит в посёлок Мама. Мы с Димкой собрали все свои вещи и перебрались в избушку к Саше, которая стояла буквально в 20 метрах от вертолётной площадки. Чтобы зря не терять времени, я стал продолжать коптить хариусов, мимоходом зашивал свои вещи. После обеда на базе появилась часть отряда горняков. Они тоже сегодня вылетают в посёлок. Объёмы работ на этот сезон заканчиваются, и штат стали понемногу сокращать. Рабочих увольняют, студентов отправляют в посёлок собирать материалы, для своих отчётов по практике. В геологической партии остаётся «офицерский» состав – то есть, когда геолог будет ходить в маршруты с геологом. На сколько я понял, – я буду ходить в маршруты с Юргиным. Будем работать с ним в паре. У Юргина была с собой собака породы Лайка, но со странной и не звучной кличкой – «Кедр», что говорило о странности самого хозяина. Люди обычно дают звучные имена своим четвероногим друзьям, чтобы легко было подзывать их к себе, красивые клички и прочее, а тут – Кедр! Попробуй-ка в тайге позвать собаку – Кедр! Кедр! Кедр! – язык сломаешь! Весь день прождали вертолёт, но он так и не прилетел. Рабочие на ночь разместились в камералке, где лежали пробы, образцы и различное имущество геологов.