Пятница, 03.05.2024, 04:35

Главная » Статьи » Летняя рыбалка » Летняя рыбалка (прочее) [ Добавить статью ]

Большая Река, Посох Шамана или 20 дней в харюзином рае

Предистория
Сплав в диких местах «Большой реки» и впадающей в нее «Шаманской палки» мы с другом планировали еще 3 года назад Мы это я – Игорь 140 кг живого веса, и Виктор – хромая нога, пенсионного и предпенсионного возраста. Но как всегда обстоятельства сильнее нас, и такое манящее путешествие каждый год приходилось откладывать. Но только не в этот год!!! Пацаны решили – пацаны сделали, и подготовка началась еще задолго до начала лета. Согласовав время, мы заранее утвердили на работе графики отпусков, изготовили и опробовали раскладную печку для кухни, запасались мушками, блеснами и прочими снастями.
Час Х
И вот день настал. За два дня до начала отпуска (понедельник), в субботу, мы на автовокзале Красноярска, билеты на дальний рейс заранее купленные, лежат в паспортах. Загрузка в комфортабельный автобус и 16 часов в кондиционированном салоне, с телевизором показались как 5 минут.

К отчету

Оказавшись ночью в одной из столиц некогда братского народа, с кучей барахла, мы зябко озирались в поисках приюта. Веселый местный житель, за сигаретку, радостно сообщил нам, что мол, куда вы дедки приперлись, здесь в такое время очень много отмороженных представителей местного населения и они очень даже запросто могут попробовать вскрыть содержимое ваших внутренностей. Пообещав ему, что мы не менее отмороженные представители иной цивилизации, спросили где бы бросить кости на ночь глядя. На удивление приют оказался чрез дорогу напротив, спасибо водилам автобуса, которые сразу поняли где нас высадить. Приют (некогда стильное здание), но уже порядочно обшарпанное с тех самых времен, приютил нас за 2 зеленых бумажки. Выходя ночью на балкон мы слышали радостное гуляние местного населения почти до рассвета.
Рано утром нужно было решать дальнейшую транспортную проблему, которую можно было осуществить 2 способами. 1-й приятный без тряски по воде и в относительном комфорте, 2-й по горам через 3 перевала, по дороге напоминающей козью тропу. Естественно мы хотели 1-й вариант. Выйдя с рассветом на улицу, в расчете найти речпорт, с удивлением увидели полное отсутствие местного населения. Город словно вымер, спросить решительно было не у кого. Все улицы были завалены следами ночного веселья, битыми бутылками, и тем, что не удержали желудки веселящихся. Выйдя к реке мы справедливо полагали, что речпорт будет находиться на ней, но в каку сторону? И тут на наше счастье на улице показалось одинокое такси. Таксист с удивлением выслушал про речпорт. Похоже он сам первый раз узнал о его существовании. Подъехав к какой то котельной, он в проем в стене что то крикнул на местном, из дырки показалась заспанная физиономия сторожа, после недолгой беседы мы тронулись и через пару минут оказались возле дебаркадера, до которого нам пешком от гостиницы можно было пройти за те же пару минут, спросив у «бомбилы» сколько мы ему должны, получили нетривиальный ответ - 47 рублей. Отдав полтинник и взяв в качестве сдачи визитку таксиста с просьбой звонить «если что», мы направились к окошку содержащую цены на билеты до различных пунктов назначения. Никакого расписания передвижения судов не было, да и расписания работы кассы тоже. Покрутившись в полном одиночестве, мы наконец то увидели одну живую душу, им оказался местный бомж, который подбирал на набережной бутылки с прошлой ночи. За сигаретку он сообщил нам что теплоход сделал в текущей навигации 2 рейса, и оба неудачных, добирался до порта на буксире. А сейчас в связи с крушением теплохода на Волге, его вообще закрыли. Делать нечего придется добираться по суше. К обеду нашли оказию в виде УАЗа таблетки, загрузились и через 6 часов перекатывания по его салону, оказались на берегу проточки «Большой реки»

Опробовали медведезащиту, уж сильно местный водила пугал в конец распоясовшимися в округе медведями. И к следующему утру благополучно отплыли.

К отчету

Сплав!!! Как много в этом слове.
Погода стояла отменная, голубое небо, быстрое течение, изумрудная зелень, и…. Распаковав удочки начали присматривать места куда их забросить. Виктор предпочитал встать в затишке рядом со струйкой, и кидать туда свои мухи.

А я плавал по многочисленным заливчикам и кидал спиннинг. Рыбы было просто море, но в начале мы никак ее не могли поймать, что то не нравилось в наших снастях. Наконец то Виктор подобрал муху, и первый черноспинный красавец забился на дне лодки. А я не ловко махая после зимы спиннингом зацепился блесной за куст, но видать заброс был настолько сильным что блесна обломила сучок, порвала леску и улетела на глубину, заодно сломав катушку, которая перестала сматывать леску. Пришлось из спиннинга делать простую поплавочную удочку. Размотав леску до нужной длинны, приделав поплавок и одну мушку с грузилом, я тоже стал ловить хариуса. В первый день решили не сильно напрягаться и встали на стоянку чуть позже обеда. Неспеша установили палатку и конечно сварили первую уху и нажарили рыбы.

К отчету

Похлебав ухи и съев по паре кусков рыбки, уселись на бревно и стали наблюдать как через проточку напротив ленок гоняет молодежь, мощными ударами хвоста по поверхности. Виктор все порывался наказать наглеца, но я остужал его порывы трезвыми рассуждениями, типа, а зачем он тебе нужен, в котелке есть уха, в сковородке – жареная рыба, ну поймаешь ты ленка, а он между прочим запрещен к вылову, и что будешь с ним делать – солить, лучше уж есть свежую рыбку. Полюбовавшись закатом, послушав «Радио России» - оно одно осталось на коротковолновом диапазоне (позор для нашей страны), отправились спать под непрерывный плеск рыбы на вечернем клеве.
Второй сплавной день
Утром доев уху и рыбу, неспеша собрались и выступили в 11-том часу. Погода опять благоприятствовала. «Большая река» радовала большими хариусами, мы сразу установили норму дневного вылова рыбы. 14 штучек – 8 по мельче на уху, 6 по крупнее на все остальное (малосол, паренка, жаренка) Поймал 14 штучек – дальше мирный соцерзатель природы, или фотограф, кому что нравиться. А посмотреть было на что, вдали горы с которых стекала «Большая река» кругом сосново-елово-лиственный лес, с полянами полными различных цветов, а воздух – хоть намазывай на будерброд.

К отчету

После обеда неожиданно нагрянули тучки, срочно решено было прятаться, так как плыть под грозой не очень приятное занятие, неожиданно подвернулась маленькая полянка, пригодная для установки палатки и мы не медля начали разгружаться. Надо сказать нам в этом походе сказочно везло, мы всегда все успевали во время, затащив последнее намокаемое барахло в палатку, разразился ливень, который мы пережидали за партией в шахматы, и под новости того же «Радио России». Гроза она есть гроза, отгремев оставила за собой мелкий моросящий дождик, который в прочем не помешал нам приготовить скорый ужин, на это раз без рыбных дилекатесов, а просто под малосол.

Третий день на «Большой реке»
Пока я спал Виктор успел с полянки наловить половину дневной нормы вылова рыбы. Он вставал в 6 часов утра, а я уже подтягивался к 8-9. Погода стояла великолепная, неспеша собравшись отплыли часам к 10. Пока я выловил первого харюзочка, лимит вылова закончился, и пришлось переключиться на фотографирование проплывающих пейзажей.

К отчету

Иногда попадались редкие избушки.

К вечеру, обветрились губы, лицо стало напоминать кирпич. Решили остановиться на небольшой полянке (как потом оказалось место старой фермы).

Как обычно нажарив рыбы и наварив ухи

К отчету

наслаждались пейзажем открывающимся с полянки.

Перед самым заходом солнца к берегу подошла моторка. Люди на берегу что, то громко обсуждали, а потом один из них ушел вглубь полянки и скрылся из виду. Второй остался на берегу. Подошли, разговорились. Оказался местный коммерсант, договорился, что бы к берегу, через полянку подошла УАЗка, с товаром, к этой поляне в лесу была дорога, так как здесь была ферма. Но машины почему то не было и товарищ пошел ее искать. Небо вызвездило и было довольно холодно. Возле костра мы рассказали ему, что хотим заброситься на «Шаманский посох» и в его деревне нужно найти перевозчиков. На что он нам ответил, что его сыновья занимаются этим промыслом, и он завтра подошлет их к нам. Мы пригласили его в палатку, дали телогрейку, и заснули. Глубокой ночью пришла машина, и он перегрузив товар в лодку уплыл в деревню.
Переброска на «Шаманский посох»
Утро следующего дня было еще солнечным, но на горизонте затягивали тучки. Наскоро доев остатки рыбы и ухи, начали сворачивать лагерь, и сдувать палатки. Часам к 10 подошла моторка с двумя молодыми парнями. Оба Ивана. Ребята быстро помогли нам доупаковаться, загрузили вещи в лодку, и мы тронулись на хорошем 40 сильном моторе шли довольно ходко. Проплыли «Большую реку», ребята показывали места стоянки, где лучше половить хариуса, где ямки с ленком и тайменем, вошли в устье «Шаманской палки». Вода сразу изменилась, стала более холодной и прозрачной. Видно было сразу, живая река. Кругом плавился хариус, пару раз видели как через реку переплывала кабарга, плохо, что фотоаппарат упаковали, и не смогли сфотать. К вечеру окончательно затянуло, и пошел мелкий дождь. Наконец лодка подошла к устью небольшой речушки, где в ельничке уютно расположилась стоянка, со столиком и напиленными чурками для сиденья. Иваны сразу предложили нам походить по берегу, размять ноги, а сами начали быстро разгружать вещи, помогли установить палатку. Вместо разминки Виктор сразу вынул удочку. Ребята сказали, что в ямке на устье стоит фляги три хариуса. В справедливости их слов, Виктор убедился немедленно – десять забросов не сходя с одного места и десять хариусов. «Шаманский посох» нам нравился все больше с каждой минутой пребывания на нем. Два Ивана попрощались с нами, на предложение переночевать отказались. На наш вопрос как вы на ночь глядя доберетесь до деревни, ответили что им не впервой ночью по реке плавать, и что они каждый камень на ней знают – уплыли, пообещав привезти хлеба и самогонки если будут проплывать мимо. Мы остались одни посреди моря тайги, чистых рек и озер. Да, в такие места мы еще с другом не забирались! Под ельничком было сухо, не смотря на дождик, так под его мерный стук мы и заснули.
Первый день на «Шаманской палке»
День начался с визита местных жителей, в верховьях реки находился оленеводческий поселок, и они время от времени ездили туда по делам. Завидев наш лагерь как водиться, решили стрельнуть сигареты. Вообще это национальная черта местных жителей, все курят, но своих сигарет ни у кого нет. Где они стреляют сигареты когда не туристический сезон – непонятно.

К отчету

Поговорив о рыбалке, они спросили нас почему мы не рыбачим. Объяснили им, что вчера выловили две нормы, и что сегодня рыбачить не будем. Узнав у нас норму, они посмеялись, и что то весело перекинулись на своем (типа во придурки за столько верст приехали ради десятка рыбок в день). Попытались им объяснить, что мы не ради рыбы сюда приехали. Напоив гостей чаем, и угостив сигаретами распрощались в полном непонимании. День задавался солнечным, и было решено устроить банный день. Поскольку в реке вода холодная, надули лодки, наполнили водой и стали ждать вечера, для приема ванн. Виктор ушел по притоку, искать хорошие ямки, я походил по лесу в надежде добыть дичь, но место от реки было горелое и ничего не попалось, зато наелся красной смородины до изжоги. Вечером была баня, 100 гр., уха, и хачимасы, так мы назвали блюдо из соленой рыбы, с луком, перцем, уксусом и вареным рисом. Рыбу маринуешь отдельно, затем отвариваешь рис с добавлением растительного масла, а потом все перемешиваешь. Получается довольно вкусно. Закат на реке обещал еще много счастливых и беззаботных дней. Город с его проблемами будто бы остался в прошлой жизни.

Жизнь в «Харюзином раю»
На следующий день было решено дожидаться Иванов, поскольку оказалось что скамейки для моей лодки, забыли выгрузить, а плыть на сворачивающейся Уфимке без скамеек невозможно, так как они распирают лодку. Кроме того стоянка хорошая, рыбы море, непуганый хириус плавает прямо рядом с палаткой под обрывом. Оказывается очень интересно за ним наблюдать, как он заплывает под обрыв и ждет, когда струйка обратного течения чего нибудь принесет, а затем из под берега быстро атакует что ему приглянеться, и опять скрывается под берегом. Из восьми рыбок Виктор набирал по пол кружки жира. Это свидетельствует о богатой кормовой базе на «Шаманской палке» и вольготной жизни. Мы назвали это место «Харюзиным раем».

К отчету

С тех пор как я оторвал блесну, мы больше не пробовали блеснить, да и запрет на ленка и тайменя, как законопослушные рыбаки, мы соблюдали. Но все таки, время от времени, на мухи попадались леночки, которых добросовестно выпускали, кроме одного, которому леской повредило жабру, пришлось его посолить. К счастью это был единственный ленок, который пострадал от нашего путешествия.

Проплывающая группа рыбаков, которые забросились в верховья реки самолетом, наоборот ловили только ленков и тайменя. Четыре хари с катамарана, мерно пробрасывали окружающее водное пространство блеснами. На наш вопрос об успехах, только отмахивались и неопределенно бурчали. Кстати Виктор сразу после них на муху тут же поймал ленка где на блесна ничего не клюнуло. Ниже нас встала группа кемеровчан, две семьи, с женами и взрослыми пацанами. У них были надувные моторки. Подъехали, познакомились, они здесь каждый год отдыхают. Спросили нас не против если они тут будут ловить. Мы сказали, что мол рыбы на всех хватит, тем более нам много не надо. Так мы с ними потом и сплавлялись до устья «Шаманской палки», то мы их обгоним, то они нас. Через несколько дней полной расслабухи в «Харюзином рае» приехал один из Иванов, привез обещанный самогон, хлеб, и зелень с огорода. Но сидушек от Уфимки не было, так как лодка была другая.

Он вез туристов в верховья реки, и планировал остаться с ними там на неделю. Ждать столько времени его мы не могли и на совете решено было делать самодельную седушку из жердей и начинать сплав.

К отчету

Настроение улучшалось, опять сплав! Прощай «Харюзиный рай» может быть еще побываем в этих местах!
Сплав по «Шаманской палке»
Не успели мы отплыть как на берегу увидели длинную лодку. Человек из лодки деловито грузя в нее фляги с рыбой недвусмысленно дал понять нам подплыть к нему. Ничего не подозревая мы подплыли, оказался местный рыбинспектор. Почему нарушаем! Грозно спросил он нас. Ничего не понимая мы стали оправдываться, что мол ловим только хариуса, ленков если что выпускаем. А почему у вас три крючка! Положено только два. Да на верхний ничего не ловиться, только два нижних и работают, а верхний так для числа стоит, оправдывались мы. Ладно, учитывая ваш возраст на первый раз прощаю, а крючок уберите. Мы немедленно стали выполнять предписание, клятвенно заверив, что больше ни за что на три, так и разошлись. Несмотря на два крючка, рыба ловилась по прежнему, так что мы нисколько не расстроились, наблюдая первозданные ландшафты окружающие не менее первозданную реку.

К отчету

К вечеру нашли уютную стоянку в ельничке.Где Виктор принялся за священнодействие – то есть за приготовлением ухи. На пяти литровый котелок варяться сначала потрошки рыбы и жир, затем – луковица, потом 4 больших ложки манки, и в конце 8 свежих рыбок. Да ключевое слово в этом рецепте свежие рыбки, с другими рыбками уха будет другой.

После ужина, шахматные баталии и новости «Радио России», а то как когда то на Сисиме, тоже про войну в Грузии узнали в тайге. Тьфу, тьфу, тьфу не дай бог! Пару раз подъезжали кемеровчане, которые блеснили, показали нам своего хариуса, который они ловят на блесну, мелкий и мало, они на 4 спининга вылавливали 2 наших дневных нормы. Так они его почти не ели, так как коптили. Мы благоразумно не стали их убеждать в преимуществах балды. Сориентировавшись по картам мы убедились что за день проплыли не больше 15 км. Течение было слабое, а мы не гребли. Поэтому эти места назвали «Тиши». Два последующих дня плыли по этим «Тишам». Во второй день я заметил, что Виктор весь день ловит, неужели не поймал 7 рыбок? Подплывая спрашивал, мол что не клюет, он отмахивался, а вечером нагло улыбаясь выкатил свой улов.

Я пытался его устыдить, но он резонно заметил, что ему нужно привезти хоть немного рыбки домой, а то кто ему поверит что был на рыбалке, а не в соседнем подъезде водку пил. Решили на этой стоянке постоять пару дней. Виктор засолил рыбу, а на следующий день вывесил в тенек

К отчету

Так мы и перевозили эту рыбу со стоянки до стоянки. Каждый вечер развешивая в тенечке. Так как на жареную рыбу требовалось много масла, а мы взяли его мало, то пришлось от жареной рыбы отказываться. Начали делать паренку. Паренка хороша тем что не требует масла, достаточно на сковородку уложить плотно рыбку, обильно засыпать ее луком, сдобрить перцем и лаврушкой и оставшееся пространство залить водой. Получается очень неплохое блюдо.

Уха уже стала приедаться, на одной из стоянок было решено сварить борщ из банок, зачем 10 банок тушенки взяли, что бы привезти назад?. Ну и само собой бод борщ, кока кола самое то.

А после кока колы послушать свежие новости.

К отчету

Интересно местные ночуют в тайге. Палатками не пользуются. Выбирают места в густом ельничке, из жердей делают навес, на него укладывают лапник и на землю лапник, а рядом разжигают нодью. Спят надо понимать под фуфайкой. Так что для ночлега у них только топор и фуфайка. А мы палатка, спальники, коврики. Единственная проблема – высыхая лапник становиться как порох, и может загореться от любой искры. Впрочем мы его сразу сжигали на костре.
Сплавляясь днем из далека увидели оленя, собирающегося переплывать реку, но услышав наши крики он вероятно передумал и быстро скрылся, незнаю видно ли будет на таком большом расстоянии (белая точка в низу у берега)

А за следующим поворотом показался сам хозяин реки – Хам (шаман)

К отчету

Дальше на берегу стали появляться следы цивилизации, домики, зимняя переправа через реку и сам зимник. На поляне возле переправы мы и разбили свой последний лагерь.

Рано утром напротив нашего лагеря на косе появился мужик. Он что-то кричал, как мы поняли просил его перевезти. Виктор сел в лодку и перевез мужичка. Мы его пригласили на уху и чай он не отказался. Что не поговорить с хорошими людьми. Интересную историю поведал он нам. Зовут его Соломатин Валерий Константинович. Лет 12 тому назад попал он сам незная как в эти края, да так в них и застрял. Ни родные ни знакомые из Иркутска не знают где он. Живет вольно, в тайге построил себе избушку, бьет зверя, ловит рыбу, заготавливает шишку и ягоды, а иногда ходит в деревню батрачит. Как только заведутся деньги тут же пропивает. Из имущества – телогрейка, старое ружье да еще что на себе одето. «-Без меня как без помойного ведра в деревне никто обойтись не может”. Парень ладный, крепкий облазил все вокруг, 60 километров без дорог для него не круг. Сказал, что на «Шаманской палке» не рыбачит, рыбы для него там уже нет, а ходит на один из притоков, куда моторки не проходят, нес оттуда в поселок тайменя килограмм на 12. Если таймень свежий и больше 10кг, перекупщики за него дают 5 тысяч, вот и несет в поселок. А что вчера ел спросили мы у него, да вот съел подсоленные потроха тайменя, для меня это самая сытная еда. Мы его спросили, а что назад в Иркутск не едешь. А зачем, я уже здесь привык, мне всего хватает, да и сопьюсь я там в городе.

Рассказали ему о наших планах доплыть до устья реки и подняться вверх до поселка, откуда ходит вахтовка в цивилизацию. Плывите до устья, а я в среду за вами заеду со своим другом, он как раз собирается в поселок. Задарив ему немного мух и тирольку, распрощались, он взял на плечо тайменя и зашагал по дороге в поселок, а мы решили еще постоять денек на этой поляне, а на устье сплавиться во вторник, что бы к среде выехать в цивилизацию. Ночью с поселка приплыли две лодки, и всю ночь ряжевали. У нас еще была рыба, привезенная сверху, и я сказал Виктрору, что мол бесполезно что то ловить, так как за ночь реку изрядно процедили. Но он мне не поверил, и за пару часов с берега все равно выловил дневную норму.

К отчету

На следующий день собрались в последний «аргиш» - то есть сплав, до устья реки было всего три-четрыре километра, проплыли их за полчаса. Последние полчаса рыбалки.

И были на устье еще раньше обеда, решено было перед отплытием в цивилизацию принять последние банные процедуры.

Из остатков муки, взятой для жарки рыбы сделали оладушки

К отчету

Пообщались с местными жителями у которых сломался мотор и они плыли вниз по течению, на предмет нет ли у нас редуктора для «Вихря». Показав им на наши лодки, мы сказали, что есть только запасная лопасть для весла, а с редукторами у нас напряженка.
Так и закончился наш сплав.

Утром упаковавшись, дождались лодки с Валерой и его другом Андреем, мы отправились в поселок. Вахтовка должна была отъехать только в четверг, то есть на следующий день и Андрей любезно предложил нам переночевать в его доме, он летом там не живет, а переезжает туда только на зиму. В доме есть холодильник, телевизор с Три Колором, работает сотовая связь, и самое главное баня. Вообщем мы неплохо устроились на ночь. Соседи были рады новым постояльцам, тут же выкатили копченого хариуса и тайменя, делать было нечего, и мы сгоняли в магазин, так как у нас уже все кончилось. Вечер был долгий практически до самого утра, я все таки отвалился часов в 2 ночи, а Виктор с Геннадием (соседом) играли до утра в шахматы, кое как я их заставил поспать пару часов.

К отчету

Утром переправились к местному автовокзалу, Виктор и Геннадий (который тоже ехал с нами) поправляли здоровье пивом.

Подкатила вахтовка, загрузились и рано поутру тронулись в «Большой город». Все когда нибудь кончается, кончились и эти 20 с небольшим дней в «Харюзином рае», пролетели как один день, мы ехали довольные и грустные, дай нам бог побывать еще хоть раз в этих чудныъ местах, и дай бог что бы не оскудела природа этих мест, и не превартился «Харюзиный рай» в ад. До свидания Горы «Большой реки»!!!