Среда, 24.04.2024, 08:55

Главная » Статьи » Летняя рыбалка » Летняя рыбалка (прочее) [ Добавить статью ]

День рыбака.

День Рыбака.
Семидесятые годы. Закончился учебный год. Сдана сессия. Пора на производственную практику. Мы четверо близких по духу студентов выбираем местом практики Североангарский рудник. Что в Мотыгинском районе. Не долгие сборы . «Метеором» до Стрелки. «Зарёй» до Мотыгино, автобус и мы в посёлке Раздолинск. Главный энергетик спрашивает желание места практики. Трое выбирают Раздолинскую дизельную электростанцию. Доходит очередь до меня. Но я, то рыбак! Моё желание это глухая тайга с горной рекой, в которой много рыбы. Главный энергетик с восхищением заявляет, что таких- то мест здесь хватает! На выбор любой прииск. Несколько драг и все на диких речках, в которых «море» хариуса. Я в восторге приглашаю с собой сокурсников. В ответ: «Нет, уж! Лучше вы к нам!» Ночую в комнате своих товарищей в шикарном Доме молодого специалиста рудника. Отличная комната на двоих. Белоснежные простыни. Совсем рядом гастроном с дешёвым портвейном «Агдам». Одно слово – цивилизация!
Утро. Билет на « ПАЗик» и вперёд, на рыбные места! Середина дня и я в посёлке Партизанск. На брёвнышке сидят: главный бухгалтер прииска Людмила, её сестра-подросток Таня и я студент-романтик. Таня едущая в гости периодически как заклинание с тоской повторяет: «Д-а-а-а , страна Лимония!» Всё, приехали! Впереди около 20км. пути, но транспорт туда не ходит. Как хочешь, так и добирайся. Людмила останавливает проезжающий «ГАЗик». За рулём её знакомый Саша, который обещает через час – полтора отвезти нас на прииск. Ждём часа три. Нет ни кого. Позже я узнал, что через минут 20 после того, когда мы видели Сашу, его уже не было в живых. Перед нашим рейсом он решил на мотоцикле отвезти свою подругу в соседнюю деревню. За руль мотоцикла села подруга. Превысила скорость и на повороте они врезались в дерево. Жизнь обоих оборвалась в секунды. С горем пополам, на каком - то случайном грузовике мы доехали до прииска. Девушки ушли домой, а я пошёл искать коменданта общежития.
Прииск «Переходный» являл собой грустное зрелище. Десятка три брусовых домов, контора , магазин, он же столовая, он же продуктовый склад и длинный вросший в землю барак-общежитие . Комендант- деревенская сердобольная старушка узнав зачем я приехал, запричитала: «Миленький! Ты зачем сюда приехал? Здесь в общежитии одни вербованные. Тут пьянки и драки каждый день. До поножовщины доходит. И куда же тебя поселить? Ладно, я тебя к Саше поселю, он хоть, и пьёт, но не дерётся». Саша на смене и должен приехать с работы поздно вечером. По коридору «шарашится» пьяный люд, мне не до них, Устал как собака. Стелю чистую постель, выключаю свет и ложусь спать. Но не тут, то было! Явно слышу как на лицо что- то упало и поползло. Машинально смахиваю. Атака повторяется. Отбиваюсь и почему то чешусь как паршивый поросёнок. Чую что меня кто-то кусает. Вскакиваю, включаю свет. И, ужас! На стене, кровати и мне полчища клопов. На простыни пятна крови. Засыпая, я некоторых успел раздавить. Бью, трясу, сметаю. Снова выключаю свет и ложусь спать. На «свежанинку» их сбегается ещё больше! Мужественно сражаюсь и ложусь с включенным освещением. Помогает. Приезжает Саша. Небольшой мужичёк лет за сорок с пропитой физиономией, сбежавший на прииск от алиментов. Даёт короткий инструктаж: « Будешь вести себя нормально, ни кто тебя не тронет. С вербованными не бухай! За вещи не бойся. А вот деньги спрячь или отдай тёте Маше – комендантше. Иначе «по пьяни» даже я могу взять». Спасибо за откровенность!
Начинаются трудовые будни электрика на драге, которая моет золото. От прииска до драги, каких- то 40 километров. Смену рабочих возят в кузове зимой и летом на автомобиле «КРАЗ» по отвалам. На дорогу в один конец уходит полтора часа. Можно представить, что это за дорога! Прошла пара недель, и клопы за своего стали признавать. Кусали, но по свойски – не больно. Работа работой, пора и на настоящую рыбалку. Потихоньку начинаю выведывать у местных рыбные места. Есть оказывается такое место! И добраться до него проще простого. Нужно утром со сменой не доезжая до драги 15км. выйти и пройти перпендикулярно дороги по просеке 2 часа до небольшой речки. Спуститься по ней рыбача в течение полутора дней до стоянки геологов. А от стоянки до драги всего 3-4 часа ходу. Там есть дорога. Стоянку геологов узнать просто, на поляне куча пустых консервных банок и брошенные тракторные сани.
Уговариваю пойти со мной на рыбалку Сашу-соседа по комнате. Живописно расписывая ему прелести таёжной ловли хариуса. Приступаем к экипировке. Одежды особой вроде бы не нужно и снасти у меня есть, а вот резиновых болотных сапог у нас нет. Просим у местных рыбаков. В результате при родном моём размере 43 мне дают сапоги 44 размера, а Саше при его родном размере 41 одалживают 45-й. Выпрашиваем пару накомарников. Без них мошка в тайге заест. Чтобы всё было «красиво» рыбалку намечаем на День рыбака. Планируем в субботу утром поехать со сменой, а вечером в воскресенье вернуться с рыбой. Для проведения праздника предварительно отдаём деньги на спиртное хорошим знакомым с прииска и советуем держать наготове кипяток в кастрюле, для свежей ухи!
Всё свершилось! Утро. «КРАЗ» ушёл, и мы весело разговаривая, идём по просеке к речушке. Погода отличная! Птички поют! От цветущих трав медовый запах! Красота! Примерно через час хода товарищ садится переобуться. Я вижу плачевную картину. Ноги у него стёрты в кровь. Впервые узнаю на счёт его размера ноги и сапог. Предлагаю поменяться. Ещё через час и мои ноги приходят в такое же состояние. Но мы уже на речке. Сидим на брёвнах разрушенного моста и смотрим, как под нами ходят настоящие «черняки». Упитанные красавцы хариусы. Сразу прошла вся боль. Быстро из тонких длинных рябинок делаем удилища, ловим кузнечиков и вот уже у нас начинается настоящая рыбалка! Мошка жирует на наших телах. Соскучилась. На берегах -то даже и следа человеческого нет. Изголодала. Накомарники больше мешаются, чем помогают, да ещё и цепляются за ветки, рвутся. Нам же их дали по принципу «держи боже, что нам не гоже».
Тихо подойти к ямке. Укрываясь кустом положить на воду кузнечика и немного обождать. Из голубизны ямы извиваясь, вылетает «черняк» хватает наживку, секунды и он в твоих руках! И ни какие больные ноги, жара, мошка не могут испортить этого мгновения. Или по бурунчику заставить прыгать мушку сделанную из перьев красавца петуха и дразнить, дразнить, ожидая хватки! Вот оно, рыбацкое счастье!
Речушка делится на два рукава «по умолчанию» я иду по правому. Саша по левому. Между нами метров 100 глухой тайги с шумящей водой речушки. Когда расходимся на порядочное расстояние, Саша, узнав бесперспективность своего рукава, возвращается к развилке и идёт за мною следом. Я, подойдя к месту слияния рукавов, иду по «Сашиному» рукаву навстречу ему. Я же не знаю, что его там нет. Прихожу на точку где мы разошлись. Кричу. В ответ тишина. Иду вниз по своему рукаву. Саша, в свою очередь, порыбачив ниже точки слияния, возвращается и идёт по своему рукаву вверх. Так можно ходить в поисках друг друга вечно. Вот и ходили, орали на всю тайгу часа два. Потом с полчаса друг на друга матерились. Но больше нас на такие уловки не поймаешь! Пришёл к точке слияния. Садись, жди, и не «дёргайся».
Переночевали. К обеду пришли к конечной точке рыбалки. Вот она бывшая стоянка геологов, как нам её и описывали. Пообедали. Остатки продуктов оставили птичкам, чтобы не нести лишний груз. У нас ведь только рыбы почти по ведру у каждого. Время 12-00. Стали на дорогу и пошли на драгу. Машина с драги на прииск пойдёт в 18-00 , поэтому не спеша можно дойти даже на больных ногах. Дорога как то странно уходит вправо, но это и понятно впереди большая гора. Вот сейчас обогнём гору, а там и драга! Мы же идём по дороге, про которую нам рассказывали. Громко сказано «идём», скорее «тащимся» с грузом по колее проделанной танкеткой или трактором. Вот и «притащились» к 18-00 - на ту же речку, с которой ушли, в нескольких километрах ниже по течению. Пропал праздник. И уху придётся друзьям с прииска из петуха варить!
Первый конфликт. Я предлагаю идти назад и внимательно искать развилку, с которой мы пошли не туда. Саша показывает на дорогу, уходящую перпендикулярно речки в направлении драги. Саше под пятьдесят, а мне 26. Со старшими особо не поспоришь, подчиняюсь. Идём по плавной дуге. Ночь. Сооружаем ночлег. На двоих два перочинных ножа, коробка спичек, полпачки сигарет «Прима», рыба, которая превратилась в кашу, драный в клочья накомарник (второй пришлось выбросить). Две изъеденные мошкой и опухшие морды (по - другому их не назовёшь) и четыре ноги в кровяных мозолях. Не густо! Греем костром землю . Убираем угли. Стелем лапник. Поверх него пластины бересты. Спим, укрывшись полиэтиленом. Шикарнее постели я не встречал!
Наутро держим путь по дороге в направлении драги. Но к обеду дорога кончается очередной стоянкой геологов. Привычная картина: горы пустых консервных банок, гнилые ящики от керна. Всё, тупик! Настаиваю идти «дёром» по тайге строго на восток не обращая внимания на дороги и тропинки. Только так можно выйти на реку где работает наша драга! Лезем «дёром». Часа через 3 натыкаемся на каменные осыпи с таким буреломом, что идти просто не возможно. Выбираемся назад. К вечеру выходим, на какую- то тропу. Ночуем. Хочется есть. Рыбу мы давно уже выбросили. Спелых ягод в это время нет. Только изредка попадается земляника. Единственное утешение чай из смородиновых листьев.
Утро вторника. Просто тащимся, по какой-то тропе. К обеду соображаем, что тропа идёт по кругу. Встретив пару ловушек на белку, понимаю, что это охотничий путик. С юга доносится протяжный гудок. Прислушиваемся. Может нам мерещится? Идём тайгой на юг. Очередная тропа и на ней след от каблука женского сапожка. Что это? Как сюда попала женщина? Ведь в округе на 30-40 километров нет ни одного населённого пункта. Подходим к высокому горному хребту. Вечер . Сил больше нет. Устраиваем ночлег и снова слышим на юге за хребтом длинные гудки. Саша уверяет, что рядом автомобильная дорога. Я это отметаю, так как ни по одной дороге не ездят, автомобили постоянно сигналя. Да и не было отродясь здесь дорог с интенсивным движением. Засыпаем с надеждой!
Утром с остервенением лезем в гору. Поднявшись на гребень, видим впереди уходящий вниз склон, покрытый стройными ангарскими соснами и что- то голубое вдали. Забыв про усталость, скатываемся по склону вниз. Ни хрена себе! Перед нами Ангара! А гудки дают теплоходы. Сели два бедалаги на камни. Измученные, голодные, но счастливые что людей увидели, и теперь они точно знают куда идти. Ковыляем, как можем по берегу Ангары. Задача дойти до устья речки с мутной водой. Верным признаком работы драги на ней. Нашей драги! Дошли до устья речки, сели отдохнуть на валёжину. Мошка заедает. По брюхо в воде, опустив морду на нас идёт олень. Даю знак не шевелиться и не шуметь. Олень подходит на расстояние 7-10 метров. Вокруг него туча мошки. Александр: «Эй, ты!» Олень резко поднимает голову, и как близорукий всматривается вокруг себя, понятно , что он нас не видит. После моего хлопка в ладоши , олень подпрыгивает и быстро скрывается в тайге. Движемся вверх по «нашей» реке, а это не просто. Речка довольно полноводная и перейти её можно только по перекатам. По правому берегу подходим к скале, всё дальше ходу нет. Идём назад до ближнего переката, по пояс в воде переходим речку. Выливаем воду из сапог и дальше по левому берегу до очередной скалы. Каждый соорудил себе посох. С ним идти легче. На ходу срываем дикий чеснок, разжёвываем и с отвращением выплёвываем. Какая это гадость без хлеба и соли! Но есть, то хочется. У меня организм моложе и спиртово-табачным ядом ещё не отравлен. А вот напарнику очень тяжело, он еле плетётся за мной. Иногда слышу сзади звук падающего тела. Упав, Саша переворачивается на спину и мгновенно с храпом засыпает. Сначала уговорами я потом и грубостью поднимаю его и уговариваю идти. Голод, мошка, жара изматывают. Я понимаю, что нас ищут. Нас должны искать. Ведь идёт уже пятый день нашей «рыбалки». Слышим звук вертолёта. Быстро собираем сухую траву на костёр. Пока разжигали, вертолёт ту-ту над головами и нет его. Залили костёр , а он обратно над головами ту-ту. И так два раза. Река между высоких сопок, деревья большие. Разве увидишь тут людей. Бесполезно. Идём дальше. Рёв медведя справа в распадке, хорошо не впереди, резко увеличивает нашу скорость. Побежать, не побежали, но пошли пошустрее. Вдруг у него плохое настроение, или мамашка с детьми!? Понимаем, что идём правильно, но не знаем, сколько ещё до драги. Вместо глаз на опухших от укусов мошки лицах узенькие щелки. Места укусов начинают гноиться. Рубашки порвали на портянки. На теле одни брезентовые «штормовки». Ночуем.
Утром встаём и снова в путь. Ближе к полудню Саша вдруг сообщает: «А вот тут весною я налимов ловил! А может и не тут!? Но место похожее. Да, кстати там впереди я в балагане пачку «Примы» забыл». До балагана почти бегом. Через попавшийся на пути залив почти вплавь. Вот он балаган и то, что когда- то до дождей называлось «Примой»! До драги около километра. Подходим. Слышим шум бульдозеров расчищающих от деревьев площадку перед драгой. Выходим на чистое место. Выбрасываем посохи - стыдно. На ходовом мостике драги нас встречает народ с криками: «Рыбаки! Почём рыбу продаёте?» Проходим на драгу. От сочувствующих получаем на двоих банку баклажановой икры и булку хлеба. Моментально съедаем и смотрим голодными глазами. В ответ получаем категорический отказ. Нельзя! Стыдно, но в кузов «КРАЗа» мужики нас грузили как мешки с картошкой. По дороге на прииск получили совет выпить по прибытии бутылку водки на двоих и лечь спать. Завтра на утро как огурчики должны быть! Еле уговорили продавщицу по кличке «Пусто-ноль», по причине отсутствия одного глаза, продать нам водки и продуктов. Выпили , поели и спать. Прибежал в общежитие начальник драги . Приподнял меня «за грудки», заматерился , бросил на кровать. Приподнял Сашу с постели, ударил по лицу, бросил и ушёл домой. Но мы про это узнали только утром от соседей. Утро встречали два, можно сказать инвалида. Ноги, тело, лица в коростах. На мне 4 насосавшихся крови клеща. Сашина кровь им почему-то не понравилась. Хороший День рыбака получился! Жаль рыбы не удалось попробовать.
P.S. Для нашего поиска начальник драги договорился с пожарным патрульным вертолётом. Но за два дня поисков он ничего не обнаружил. Мужики с прииска сделали нам выговор за то, что мы рано вышли. На следующий день, если бы мы не нашлись в тайгу пошли бы группы поиска. Такую шикарную рыбалку им сорвали в рабочее время. На вопрос : «Какая рыбалка?» . Они смеясь отвечали: «Конечно, рыбачили бы! Что вас искать. Куда вы денетесь!?» Позже я проехал по карте курвиметром по маршруту блужданий ( приблизительно), он показал 156 км. Отличная рыбалка!