Пятница, 26.04.2024, 05:48

Главная » Статьи » Лирическое отступление [ Добавить статью ]

По нетронутым дебрям тайги. ВСТРЕЧА С АМБОЙ.

ВСТРЕЧА С АМБОЙ
Почти пол года я служил в Шкотовском районе. Всё свободное от службы время уходило на изучение и покорение тайги. Я много читал, изучал справочники, карты, расспрашивал бывалых таёжников. Меня интересовало всё, от папоротников до кедра, от клещей до медведей. Но больше всего меня интересовал тигр.
Первоначальный панический страх перед этим хищником прошёл. Мы с ним разминулись летом, когда я вышел на только что убитых им кабанят. Потом была ночная оборона лагеря, когда собака чуть не попала к нему на ужин. Несколько раз попадались свежие следы тигра. Я даже по ним походил в обратку.
Я понял, что хозяин тайги несколько раз только испытал меня, и находится всегда рядом. С каждым выходом в тайгу у меня появлялся опыт, улучшалась наблюдательность, становилась тише походка, появлялось чутьё на зверя. И я знал, что с каждым выходом увеличивается шанс встретиться с тигром лицом к лицу. И эта встреча всё равно когда-нибудь должна была произойти.
Этот день останется в моей памяти на всю жизнь. Он ничем не отличался от остальных дней и не предвещал ничего сверхъестественного. Стояла отличная погода, лёгкий Приморский морозец, солнце, сантиметров десять пушистого снега.
Ранним декабрьским утром я, вооружившись двустволкой шестнадцатого калибра, отправился добывать лицензионного изюбря. Районом охоты я избрал плато Широкого хребта, что расположилось между рекой Стеклянухой и Тараскиным ключом. Хоть на плато и не так много зверя, зато оно мало посещается охотниками. И к тому же меня устраивала тайга, заросли кустарника и густого подлеска, где регулярно держится коза и соболь, рябчик и маньчжурский заяц. Частенько в густом еловом подлеске задерживаются кабаны и совершают переходы изюбри. Изредка на Широком хребте я находил следы кабарги, медведя и, даже, самого тигра.
Так как охота намечалась в основном ходовая, я снарядился налегке. Рюкзак, фляга, консерва, хлеб, лук, соль, запас патронов, компас.
Меня всегда радует общение с природой, с тайгой. Не столько сама охота или добыча зверя, а именно красота природы, сопки, приключения зовут меня в новые походы. Зимний лес, он так же красив, как в любую другую пору. А если ещё и лежит снег, то путешествие приобретает новый смысл. Перед вами открывается Книга Жизни тайги. Десятки следов рассказывают о жизни животных и птиц, о том, что не получается увидеть самому.
С романтикой в душе я вошёл в тайгу и сразу обнаружил следы трёх косуль, что кормились в березняке ночью. Но меня козы не интересуют и я направился дальше, через Козий перевал в Тараскин ключ. Эту тропу ещё летом я прорубил сам. Срезал ветки, которые мешали движению, убрал сушняк, чтобы идти тихо. Несколько недель расчищал завалы и ставил метки на деревьях, чтобы в туман не сбиться с тропы. Козы сразу приняли на вооружение мои старания и ночами пересекали хребет именно этим перевалом. Отсюда и получилось название Козий перевал.
На перевале меня ждал сюрприз. Сутки назад там оставил следы Амба. Он совершал обход территории по вершинам хребта. Следы говорили, что это молодая тигрица. Встреча со следами тигра всегда поднимает у меня настроение. Это и романтика опасности и чувство полноценной Приморской тайги. Без опасности встречи с тигром тайга кажется пустой.
На склоне за перевалом оставили свои отметины кабаны. Целые борозды понарыли дикие свиньи в поисках кедровых шишек. Следы совсем свежие. Всего несколько часов назад тут прошло хрюкающее семейство из восьми зверей. Среди них выделялся огромный след секача. Можно только представить мощь и размеры вепря. С таким то и тигру не справиться, одним движением вспарывает мёрзлую землю сантиметров на пятьдесят вглубь. Мощь!
Возле Холодного родника по традиции привал. Даже зимой из него можно напиться. Бьёт он из под огромной глыбы. Летом его нашёл, расчистил и углубил. Теперь он в благодарность угощает вкусной родниковой водой и не только меня, но и разнообразных зверей и птиц. Снег вокруг родника буквально истоптан белками, козами, колонками.
Чем ближе я спускался к Тараскину ключу, тем чаще чернели кабаньи порои. Любят кабаны поковыряться вдоль ключа. Кедровый орех и коренья, пока мало снега, ещё можно добывать без труда в неширокой пойме. Но на день кабан уходит далеко в бурелом на сопки, где его трудно достать охотникам. Как раз на тропе, что идет вдоль Тараскина, вчера оставили следы два человека с собакой. Значит охотники.
Не доходя метров двести до устья Глухого ключа опять темнеют ямки следов Амбы, что прошёл поперёк тропы. Та же тигрица с перевала, только следы ночные, более свежие, ещё не совсем твёрдые. Самое интересное то, что она держала путь в сторону плато, куда и я направлялся. Но меня это не пугало. Плато большое и вероятность встречи равна нулю. Да и тигр слышит хорошо, сам от человека уйдёт незамеченным.
Подъём по Глухому ключу нетрудный. Пологий ключ скован льдом, идти легко. Полтора часа и на плато. В верховьях нахожу следы кабанов и старый след двух изюбрей. Решаю пересечь плато, чтобы ознакомиться со следами и проверить северную его сторону. Там обильно растут кустарник и густой подлесок. За пол часа пути насчитал три следа соболя, два косуль, один кабаний. На северной стороне снова вышел на след двух изюбрей. Только теперь они выглядели посвежее и шли в нужном мне направлении. Я начал охоту.
Изюбри двигались медленно, иногда скусывали веточки осин и кустов, иногда что-то разрывали копытами в снегу. Олени то расходились, то топтались в зарослях, то снова двигались несколько сот метров без остановок. Только через час я вышел к первым лёжкам, которые расположились в еловом подлеске, за лёжками след явно стал посвежее, но оставался спокойный. Значит я их не вспугнул.
Ещё два часа очень осторожно и медленно я тропил оленей. Каждый раз. Когда следы подходили к островкам зарослей, сердце замирало в надежде на выстрел. Но изюбри не ложились и тропление продолжалось километр за километром. К середине дня небо затянуло облаками, пошёл снег и зашумело в кронах деревьев. А изюбри так и не ложились, но и не уходили с плато. Поэтому я не терял надежды.
Развязка наступила как всегда неожиданно. Ведя след, я услышал щелчок слева и повернул голову. Параллельно моему движению, в семидесяти метрах на встречных курсах, еле заметные сквозь пелену снегопада, медленно двигались изюбрь и ланка. Не спеша выцелил ланку, взял упреждение и выстрелил. Огромными прыжками олени кинулись в сторону колки подлеска. Когда ланка почти скрылась в снегопаде. Я выстрелил крупной картечью. Но только удаляющийся треск сучьев, шум в кронах и обида за досадные промахи.
Охотничья заповедь говорит: «Проверь, нет ли подранка, нельзя зверю зазря пропадать». Я вышел к следам: ни капельки крови. Явно промах, надо бросать след и идти искать другую удачу. Но какое-то подсознательное чувство подсказывало - необычайно большие прыжки одного из оленей и как-то он глубоко зарывается в момент касания, слишком обильный выброс снега после толчка. И я продолжил вести след. Только через сто пятьдесят метров след вдруг пошёл ходом и завилял. Второй след отделился и на махах так и продолжал держать выбранное ранее направление.
Ещё десять метров – след пошёл с поволоками, зигзаги увеличились, появились капли крови. А ещё через десять метров вижу лежащую без движения ланку. Вот так неожиданность! Оказывается первым выстрелом пулей Полева попал прямо в сердце. Поэтому-то крови и не было, вся осталась в грудной клетке.

…Два часа разделывал тушу, порубил на куски килограмм по пятнадцать и развесил на деревьях, чтобы мелкие хищники не растащили добычу. Загрузил рюкзак и сумку и двинулся в первую ходку. Только к ночи добрался домой. Немного отдыха, чай, ванна и в обратный путь. С рассветом добрался до места. Очередная ходка с грузом через перевал. К полдню, несмотря на усталость снова загружаю холодильник. Час отдыха, горячий чай и налегке в тайгу.
Через три часа вышел к изюбрю. Тут вовсю хозяйничали вороны. Они нахально клевали нижний кусок мяса, дрались и громко орали. С моим появление они взлетели и расселись по соседним деревьям, при этом на всю тайгу «высказывали» своё недовольство громким карканьем. Это не радовало. Вороны привлекают мелких хищников, а те в свою очередь, очень быстро расправляются с охотничьей удачей.
Я решил в эту ходку взять наиболее ценное мясо. Скинул куртку, залез на дерево и снял пару кусков. Пока готовился разрубить куски поудобней, заметил, что в тайге наступила необычная тишина. Вороны сидели по деревьям, но молчали. Как всегда при резких изменениях обстановки в тайге, мозг старается понять причину и бешено просчитывает варианты.
-Наверное, охотник идёт,- первое, что подумал я, продолжая рыться в рюкзаке.
Прошла минута, две – вороны молчали, а шагов охотника я не слышал. Смутные догадки овладели мной. Если это не человек, то только зверь ходит тихо. А из крупных хищников, которых могут «позвать» вороны, волка тут нет, медведь спит. Я вспомнил про свежие следы тигрицы. О нет! С тиграми встречаться у меня планов не было. Мороз прошёл по коже. Внимательно осматриваюсь вокруг себя. Кусты, две ёлочки, коряга, упавшее дерево, оранжевое пятно… От страха свело ноги. Возле упавшего дерева, всего в тридцати пяти метрах, сидит тигр и смотрит на меня.
-Ружьё, где ружьё? Чёрт! Чтобы взять ружьё, надо сделать три шага в сторону хищника.
Ружьё я прислонил к кедру, да и в стволах заряжена только дробь. А нож воткнут в дерево возле рюкзака. Не шевелясь я смотрел на опасного зверя и пытался угадать свою судьбу, хотя кроме пессимистических вариантов своего поедания, я успел вспомнить, где находятся пулевые патроны и продумал действия по возвращению ружья в случае атаки.
Амба же и не собирался никого атаковывать. Он вообще пренебрежительно перестал обращать на меня внимание. Посидел на корточках, зевнул, царапнул лапой снег и принялся разглядывать ворону, что сидела на небольшой рябине. Та начала причищаться. Позируя и каркая. Пока Амба занимался вороной, я воспользовался этим и медленно добрался до ружья. Эти три шага показались мне целым километром. Ещё медленнее и осторожнее взял ружьё и открыл стволы. Руки застыли на морозе так, что перестали слушаться. С третьей попытки вытащил патроны и долго вставлял пули.
Тигр не проявлял агрессивности. Часто зевал, лизал лапу, потом вообще лёг и уставился на меня. От страха и удивления мне ничего не оставалось делать, как тоже рассматривать его.
Хищник, как и положено, средних размеров с крупной головой, общего ярко-оранжевого фона с тёмными поперечными полосами по всему телу. Удивил очень белый низ туловища и шеи. Практически одна треть из шкуры была белого цвета. Непомерно длинный полосатый хвост тигра постоянно подергивался из стороны в сторону. Взгляд зверя вовсе не внушал страха. Страх исходил от осознания беспомощности. Если что, то и справиться с такой силищей не смогу.
Долго ли длилась дуэль взглядов сказать не смогу. Но то, что я колоссально замёрз, так как стоял без куртки, говорит, что прошло не меньше 10-15-ти минут. К моему удивлению, я ещё оставался жив. Только теперь появился шанс попасть не на обед, а превратиться в ледяной памятник. Необходимо принимать решение.
-Раз тигр не хочет меня, значит хочет изюбрятины,- вполне разумно подумал я.
После чего задом, медленно, оставив и мясо, и рюкзак, и куртку, стал отходить к оврагу. Тигр без эмоций провожал взглядом моё отступление. Через сто метров я совсем потерял его из вида, спустившись в распадок. Ещё метров триста старался не наступать на сушняк и озирался по сторонам. Но я так сильно замёрз, что пропал всякий страх и только одно желание сидело в голове: быстрее добраться до горячей ванны.
Дома продумал встречу и пришёл к выводу, что тигр молодой, не знает человека. Крик ворон и аппетитный запах мяса привлёк хищника. Обнаружив меня он решил не связываться с неизвестным существом, просто ждал и показывал своим видом, что мне нужно уступить силе и величию. Что я и сделал. С хозяином тайги оспаривать добычу я не решился.
Через сутки с напарником мы вернулись к месту встречи. По следам определил, что это всё та же молодая тигрица, следы которой я находил уже ранее. Тигрица очень культурно взяла шею оленя целиком и ушла на север плато, не тронув рёбра и часть грудины…
… Спустя некоторое время узнал, что в нашем районе произошло несколько встреч с необычным тигром, который не проявляет никакой агрессивности, сидит или лежит при встрече и абсолютно не боится человека.
Вот так и закончилась встреча с редким, опасным и красивейшим хищником Приморья, встреча с Амбой, которая осталась в моей памяти на всю жизнь!