Четверг, 25.04.2024, 09:00

Главная » Статьи » Лирическое отступление [ Добавить статью ]

Жизнь моя – ПОЛЯ (Эпизод 6, Часть 1-Первая встреча)

Жизнь моя – ПОЛЯ
Лучшие, во всех смыслах, годы моей жизни прошли в режиме ПОЛЕ – КАМЕРАЛКА в соотношении ~ 45/55. Т.е. практически половина из 27 лучших лет прожита в полях: тайге, тундре, горах Северов и Дальнего Востока России.
Каждый сезон, каждое поле оставили след в душе. Когда смогу что-то сделать с черно-белыми фотографиями, то попробую их сюда втиснуть для иллюстрации. А пока – это будет так как есть. Но утомлять Вас описаниями 27 сезонов я не собираюсь. Попробую, на примере некоторых тем форума, объединить их вокруг наиболее запоми-нающихся и значимых эпизодов полевой жизни.

Эпизод 6
Встречи с медведями.

Их, этих встреч, насчитается примерно сотни три, может чуть больше - чуть меньше. Кто их считать-то станет, когда в период 1985-1990 г.г. в предгорьях Джугджура с Якутской стороны за день прихо-дилось сталкиваться с ними до десятка раз. Но из всех встреч есть такие, которые и сейчас вспоминаются во всех подробностях, а неко-торые даже повторялись во снах.
Первая встреча – заплыв по перекату
(другу моему Мише Верещагину - посвещается)
Произошла она во время первых рыбалок, которым научили друзья детства. Перед этим я два года прожил в детдоме с. Березовка, расположенного на северном берегу Камского водохранилища. Загадка – почему я там-то не рыбачил? А вот здесь, на севере Вятского края, в глубине ГУЛАГовских Вятских лесоповалов, где до рыбалки надо было добираться 12 км. на велосипеде по брошенным лесовоз-ным дорогам, и 4 км пехом по таежной тропе – здесь я был готов мчаться (добираться) до речки в любое время ! Видимо потому, что моей первой пойманной рыбкой оказался хариус длиной 45 см. пойманный на поплавочную удочку, состоящую из: сухой длинной и ров-ненькой сосенки длиной 5 м., лески, сплетенной в косичку из мононити 0,06 мм (просто в леспромхозовском ОРСе другой не было), крючка ~ №6, и поплавка из сосновой коры, Наживка -овод. Почему крючок ПРИМЕРНО №6 ? По-тому, что он был самодельным, изготовленным из опущенной на огне свечки булавки, и закаленным в растворе хозяйственного мыла. Сколько весил тот хариус – я не знаю, но размер составил ровно 9 спичечных коробков.
Вот там-то, на заветном «харьюзном» перекате и произошла моя первая встреча с медведем.
Ширина речки Черная в том месте составляла от 15 до 40 м. По-сле переката длиной метров 40 шел длинный плес с ямками глубиной до 3 м. В конце этого плеса у нас был постоянный лагерь с кострищем и почти капитальным шалашом. В шалаше на жерди были подвешены оставшиеся после рыбалок харчи, мука. Сразу же за лагерем начи-нался следующий перекат.
Компания наша, состоящая из 4 пацанов возрастом от 12 (Юрок) до 14 (Мишка) лет, в своих походах всегда носила с собой два ружья – заимствованным у отцов-охотников.
Вот и в этот раз – лень было идти лишний километр пешком, да и на плоту куда как интересней. Загрузились мы на хиленький, связан-ный веревками из четырех лесин плотик (лишь бы до места доплыть), взяли в руки шесты и…вперед с песнями и матюками. Лично мне все-гда нравился этот момент – берега сближаются, течение всё сильнее и сильнее, песен уже не слышно, хотя матюки различаются по интона-ции, вот несколько раз хорошенько тряхнуло на водяных бугорках и…. вот она – красота, вырываешься на просторный и глубокий плёсо (именно так у нас говорят). И тут начинается – застигнутые врасплох лесные жители этого плёсо, с кряканьем, писканьем и гавканьем бро-сается врассыпную, поднимая столько брызг, что еще целых полчаса после этого над речкой висит яркий мостик радуги.
В этот раз долгожданная феерия повторилась, но когда мы уже начали заруливать в лагерь, из шалаша, напуганный звериным гамом, выскочил «ведьмедь», который, из-зи радуги и брызг не увидевший наш плот, ринулся в воду и торпедой понесся на противоположный берег. Из-за течения и инерции мы, конечно, не смогли вовремя тор-мознуть и, неизбежность, наши пути пересеклись почти посередине плёсо. Обалдевшие от увиденного четыре пацана, обалдевший от внезапно нагрянувшего гомона медведь, все пятеро обалдевшие от нечаянной встречи посередине реки. Мы тупо ощетинились шестами сгрудившись на одной стороне плота, отчего он с нашей стороны по-грузился в воду по колени. Поднявшейся стороной плота мы уже прак-тически наехали на мишку, когда он, опомнившись, а может просто инстинкт самосохранения, рванувшись из воды резко и сильно ударил по нему. Можете запустить свое воображение и представить, каким веером мы взмыли над рекой, Я этого со стороны не видел, ибо опом-нился уже в воде, поняв, что мне не выгрести из стремнины начавшегося следующего переката.
Долго еще во снах ко мне являлось это чувство беспомощности, безнадеги и недетского понимания - вот оказывается. как погибают.
P.S. Троих из нас, уже нахлебавшихся, вытащил самый старший – Мишка Верещагин. Все в конечном итоге оказались живы-здоровы. Все об этом вспоминаем при встрече после первой же стопки. Только последняя из встреч была уже больше 10 лет назад…
P.P.S. А ружья мы все-таки нашли на дне. А неделю назад Мишка нашел меня и на «Мой мир» и сообщил, что в прошлом году приезжал и добрался на наш плес, к нашему костришу, но не рыбачил, а бродил по тропинке вдоль плёсо, орал наши песни и еще кричал:-«Юрка-а-а! Борька-а-а! Сашка-а-а! Как хорошо что Вы не утонули!»