Пятница, 29.03.2024, 04:12

Главная » Статьи » Летняя рыбалка » река Мана [ Добавить статью ]

Большой Манский сезон 2014. Часть первая.

17.07.14-20.07.14

Так уж устроен человеческий разум, что со временем в памяти остаются только приятные воспоминания, а все плохое со временем улетучивается. Это сейчас, в конце октября, сидя дома, потягивая горячий чай, практически закрыв сезон летней рыбалки, ты смакуешь все приятные моменты летних рыбалок, вспоминая, с каким замиранием сердца ты видишь поклевку рыбы, как гнется удочка под ее мощными рывками, как потом трясущимися руками ты извлекаешь крючок и отпускаешь соперника на волю… Именно эти воспоминания врезаются в память, а не все те сложности, которые ты преодолеваешь, чтобы вырваться из шумного города, решение всех тех организационных вопросов, без которых никак не обойтись при планировании подобных поездок, но которые порой так много отнимают сил и времени…
Собственно, первый наш сплав на Ману долго планировался. По опыту прошлого года мы знали, что лучше запланировать сплав Береть – Усть-Мана на 3 с половиной дня, чтобы не спеша, с чувством, с толком, с расстановкой обловить интересные места, проточки, ямки. Пришлось подгадывать с работой, с машиной, с составом нашей группы.
Отдельное спасибо мега отзывчивому и позитивному человеку-Олегу, за то что согласился в разгар рабочей недели отвезти нас в Береть и забрать нас в воскресенье.
Время в дороге под приятные разговоры о рыбалке пролетело незаметно, бесконечная череда поворотов складывается в запутанный узор… И вот он последний поворот-ура! Мана!!! Давно не виделись! Очень по тебе соскучились.
Быстро разгружаемся, качаем лодки, собираем удочки, грузимся. На часах уже около 9 вечера-план у нас на сегодня не особо обширный-отплыть от Берети хотя бы на час до ближайшей стоянки.
Говоря о нас я имею в виду себя и Катю - мою верную спутницу по жизни

Настроение перед отплытием очень боевитое

Хотя, казалось бы, радоваться то особо и нечему. Мана встретила нас мутными потоками и высокой водой(сантиметров на 25-30 выше нормального уровня). Как сказали сплавщики, которые в тот самый момент только окончили маршрут Нарва-Береть, пару дней назад прошли сильные дожди, вода сильно поднялась и клев рыбы сошел на нет. Ну что же теперь делать, не домой же поворачивать?
Перед отплытием эти два дедули зарядили нас позитивом

Остается только поражаться их любви приключениям, природе, их энергии и уверенности в своих силах. В их то, уже не малом возрасте, выйти в плавание на таком самодельном судне да еще и с веслами из полиэтиленовых пакетов.
Вот мы и на воде. Видимость никакая-на глубине сантиметров 30 уже почти ничего не видно, сплошной грязевой поток. Катя решает остаток вечера посвятить блеснению, я же решаю покидать сухие мухи, хоть и не было особой активности рабы.
Причаливали уже в сумерках. Место мы это заприметили еще в прошлом году-напротив скального утеса, под которым течение вымыло глубокую яму и где в прошлом году мы уже наблюдали активность крупной рыбы-то ли ленка, то ли небольших таймешат. Да и до этого в этой ямке удавалось сплавом поймать приличных ленков.
Пробовали ночь помышковать, но бесполезно. Забегая вперед, скажу, что этот сплав вообще не очень нас баловал активным клевом…
Утро встретило нас прохладной погодой, туманом и довольно сильным ветром, что еще сильнее подпортило нам настроение. Вода за ночь упала на какие-то жалкие 1,5-2 см. Завтракаем, собираем наш лагерь и снова в путь. Как обычно, решили заскочить на наш традиционный уже остров, где обычно ловим первых хариусов.
Из-за высокой воды река плохо читается. Идем в протоку, обкидываем ямку под скалой. Пусто. Меняю муху, ставлю яркий оранжевый Клинкхамер. Есть поклевка! Есть все-таки рыба в реке и она не против полакомиться моими мушками! Но больше в этом месте поклевок не было. Плавно перехожу на основное русло. Замечаю интересное место-довольно мощная струя с основного русла сливается с более слабой струйкой, омывающей остров. Ниже этого слияния образовалась ямка под островом и обкатка в ней. Провожу мушку по более сильной струе вдоль границы струй-есть еще поклевка! Не успел подсечь, зазевался… Еще несколько забросов в ту же точку-и вот он первый манский хариус сезона!

Да, мелкий, зато какой бойкий! И главное-теперь более-менее ясно, в каких местах стоит искать рыбу сегодня. Еще через несколько забросов ловлю в том же месте его брата близнеца.

Зову Катю на мою точку, а сам перехожу на остров, хочу обкидать «обратку». Ловлю еще хариуса. Катя переходит ко мне на остров-на моем месте ей не повезло, да и неудобно ей стоять на сильной струе, да и проводку неудобно делать там. Спускаюсь еще ниже по течению. Снова поклевка-подсечка. Чувствую, на крючке явно не хариус, сопротивляется не так бойко, зато четко по дуге уходит в сторону. Елец. Еще через пару минут и ловлю такого же.
Довольно воодушевленные поимкой трех хариусов и пары ельцов за 15 минут на первом же острове (при такой то воде), отправляемся дальше.
Как оказалось, этот остров оказался самым рыбным местом того дня. Редкие поклевки и единичные хариусы-белячки. Со спиннингом тоже не особо везло, но пару ленков все-таки удалось словить. Особенно в тот день порадовал вот этот

Заночевать решили на уже знакомом по прошлому году острове.

Пока ставили лагерь, прямо напротив нас, в пяти метрах от берега начала «плавиться» рыба. Задача была максимально ясна-изловить этого нарушителя покоя. Сказано-сделано. Через пару минут изловил его, правда размер совсем не порадовал =)
«Повезло, какого-то залетного изловил»-сказала Катя, продолжая возиться у костра.

Когда я выловил четвертого или пятого, причем каждый следующий был все больше и больше, она тоже не выдержала и с удочкой наперевес направилась в реку)). Итого-за полчаса покидушек в пяти метрах от костра-6 хариусов, самый мелкий сантиметров 17, самый крупный потянул грамм на 450. За целый день было поймано чуть ли не столько же.
На следующий день с утра обнаружили, что вода упала еще сантиметров на 5-7, стала чуть прозрачнее.
С утра было принято решение попытать счастья с нимфами, но как ни пытались, сколько мух не меняли, рыба отказывалась на них реагировать. Поэтому первую половину дня можно было смело провести вот так

С обеда с вылетом первых насекомых активизировалась и рыба. Нет-нет да увидишь всплеск рыбы, сразу сердце замирает и вот уже мушка летит туда…
Начала и рыбка поклевывать

Особенно хороший клев был в период с 4 вечера до 6, когда начался активный вылет поденки.
Был в тот день и забавный случай. На одном из глубоких плесов удалось изловить на спиннинг ленка примерно на 1-1,2 кило. Мимо нас в это время проплывал плот с туристами и лодка с рыбаками, по скучающему виду которых было видно, что с рыбалкой у них «так себе». Судя по оживлению на плоту и одобрительными возгласами из лодки тех рыбаков, поимка не оказалась незамеченной. Ленок сел на 2 крючка. Довольно долго возился, пытаясь извлечь крючки, при этом еще не сильно травмировать рыбу. Но… Рыба решила, что сама она это сделает быстрее и, сделав мощный рывок, выпрыгнула из рук и с мощным «бульк» исчезла в пучине. Я схватил спиннинг, но на крючке уже никого не было.
-Отпустил его что ли? - послышалось от проплывающих рыбаков, по их голосу было понятно, что мысленно они покрутили пальцем у виска.
-Конечно, - невозмутимо ответил я, стараясь, как говорится, сохранить мину при плохой игре, - что с ним делать то? Мелкий же, пусть живет!
Ленка бы этого я бы, конечно, все-равно бы отпустил, но жаль, что еще остаются рыбаки, которые так удивляются, что рыбу можно не только убить и засолить, но и отпустить, подарив самому себе и другим шанс в будущем еще не раз поймать эту же самую рыбу. Только уже чуть подросшую, набравшую сил…
Кроме того ленка на спиннинг был пойман еще один, помельче. Не будь у нас нахлыста, заскучали бы))
Конечно же, соблюли традицию-заскочить к идолам и пофотографироваться с ними

Утром последнего дня обнаружили, что вода снова поднялась сантиметров на 5 и видимости никакой… Настроение упало. Понятно, что рыбалки сегодня не будет. По ямкам ленка поймать не выходит, даже хариус на перекатиках почти не клюет. Река как вымерла, куда ни глянь-сплошной грязевой поток и ни одного всплеска рыбы.

Отдушиной стал один ленок у меня и один у Кати, причем пойманный в том месте, где мы каждый сплав ловим одного-двух ленков. Да еще и несколько хариусов небольших выловить. Да здоровенный елец, который долго не давался мне в руку и в конце концов оторвал поводок с мухой.
Ловился хариус в основном перед островами, в неглубоких протоках, перекатах и на местах слияния струй.
Когда клева не было, оставалось только любоваться пейзажами да фотографировать букашек

Сплав постепенно подошел к концу… Уставшие, грузимся в машину, рассказываем Олегу свои впечатления от сплава… Голова пухнет от мыслей, а ведь задуматься и правда было о чем. Сам сплав удался, никаких происшествий, все гладко, как и всегда. А вот рыбалка выдалась трудовая. Приходилось решать весьма непростые задачи-как заставить клевать рыбу, когда она клевать не хочет. Приходилось много перемещаться по реке, как на веслах, так и пешком, исследуя интересные точки, постоянно подбирать мухи, экспериментировать с проводками. Именно вот на таких трудовых рыбалках действительно удается чему-то научиться, а не на тех, когда чуть ли не на каждом забросе на любую приманку ловится.
Из негатива-ну очень много в это время сплавляется плотов, все со своей музыкой, тамадой, ведущим, с мотором, из-за чего река становится похожей на оживленное шоссе, иногда буквально приходилось уворачиваться от них. Но это было ожидаемо. Поэтому и поехали туда с четверга, плоты нас стали догонять только в субботу вечером. Но мы знали, что это точно не последний сплав, успеем еще порыбачить!

22.08.14-24.08.14

Следующий наш сплав состоялся только через месяц.
Пропущу все подробности сборов, рассказ о том, как из 4-5 желающих сплавиться, нас осталось только двое, как мучительно долго таксист вез нас по разбитой дороге до Берети, буквально вздрагивая от каждой выбоины и кочки на дороге.
И вот мы снова на реке. Ура! Вода гораздо ниже, чем месяц назад и намного прозрачнее, хотя конечно, бывало и лучше. Определенно, рыбалка состоится!
Причаливали уже в темноте. Дальше был приятный вечер с разговорами и чаем нашими новыми соседями, посиделки у костра. Ночью Катя всю ночь гоняла мышь, которая бегала по тамбуру палатки, шурша пакетиками и мешая ей спать. Я как обычно спал как убитый

Утро нас встретило туманом над рекой, было довольно прохладно. Особый шарм этой реки-это утренние туманы. Горы, чьи вершины скрываются где-то в тумане, неясные контуры скал, очертание деревьев… И всегда загадка-какая же нас погода ждет в этот день? Что там, над туманом? Чистое голубое небо или свинцовые тучи?

Но мы то знали по прогнозу, что все 3 дня должна быть теплая солнечная погода.
Так же сюрпризом того утра был прогрызенный пакет с едой-ночная мышка пробралась в сумку с едой, проникла в пакет и погрызла булку хлеба, а так же продигустировала каждый вид конфет, что у нас был. Чуть позже еще нашли «привет» от нее у себя в кружке

В лесу нашли целый выводок груздей

Пока Катя намывала котелок, я настраивал снасти.

Короткие сборы, быстро переплываем на другую сторону реки, причаливаем к скале. Место очень примечательное, именно тут в 2008 году я поймал своего первого ленка со второго же заброса, а потом оттуда же и еще 3 приличных окуней. Что интересно, в том же 2008 году на следующем сплаве тут же я поймал и своего второго ленка, правда уже с третьего заброса и еще двух окуней.
Поэтому у меня всегда большие ожидания от этого места. Минут через 15 непрерывных забросов и смены приманок слышу голос Кати: «Есть один!». Бегу к ней с подсачеком наперевес, спиннинг гнется под рывками рыбы. Но скоро он сдается и Катя позирует с ним…

Следующим местом остановки был тот самый остров, где в прошлый раз я поймал нескольких хариусов и ельцов. Клевало пока что вяло, наверно было еще рано для сухой мухи, но пару некрупных удалось все же поймать. Катя немного заскучала, а может еще не отошла от поимки ленка и не торопилась пока в воду. Зато решила пофотать меня

Кручу "пончики"-Снейк Ролл

А тут уже Дабл Спей

Примерно в 11 часов туман начал расходиться и, как оказалось, прогноз нас не обманул-нас ждала отличная погода!

Пригревающее солнце означало одно - вот-вот начнется жор у хариуса, и сухая муха в этих условиях отлично работает. Первый хариус не заставил себя долго ждать, правда поклевки пока были вялые и хариус был некрупный.

Останавливаемся в интересных местах, облавливаем точки

По пути нам встретился новый друг-Стрекозел. Или Стрекозец, кому как нравится. Он сопровождал нас весь сплав

Вскоре и я поймал своего первого леночка.

К трем часам дня причаливаем к острову немного перекусить да размять ноги.

Пока Катя на берегу отдыхает, я замечаю, что в левой протоке то тут, то там прыгает хариус. Вот оно-Эльдорадо!

Вдоль самого острова небольшой перекатик. Дальше до середины протоки мелководье-примерно по колено, а дальше начинается свал в глубину метра на полтора. Чуть выше в воде лежит коряга. Самая активность рыбы наблюдалась от свала и дальше, ближе к левому берегу. Остановился не доходя до свала метров 10, дистанция комфортная, все видно как на ладони. Начинаю ловить на всплеск-вижу выход рыбы, кидаю туда. С первого же заброса-есть, затем второй, третий, четвертый… Из первых 10 забросов-8 хариусов! Больше времени занимает сам процесс заброса, вываживания и отпускания рыбы, чем ожидание поклевки. Даже если в выбранной точке рыба не клюет, то ниже по течению муха все-равно не остается без внимания. Зову Катю, встает на мое место, а сам я иду ниже по течению. Нахожу там полукруглый мелководный участок, с трех сторон окруженный свалом. Кидаешь выше отмели, если не клюет там, то муха проплывает вокруг отмели и как правило проводка ее заканчивается выходом рыбы…

Смещаюсь выше по течению, замечаю корягу-это всегда отличное место стоянки крупных хариусов. Кидаю четко вверх по течению, чуть выше коряги. Муха плывет мимо нее-поклевка! Подсечь не успеваю, но видно, что рыба не маленькая. Следующий заброс-снова в том же месте поклевка! И опять мимо. Неудобно подсекать, когда шнур плывет на тебя. На третьем забросе я уже был готов к поклевке и, кажется, сделал подсечку даже за миг до того, как произошла поклевка. И вот уже неплохой хариус грамм на 400 в руках. С той же коряги ловлю еще двух таких же и одного поменьше.
В общей сложности за час рыбалки на этой протоке поймал штук 30-35.
Вот и я довольный возвращаюсь к лодке.

Белячка ловится много, вот и Катя отличилась

А потом и я словил вот такого красавца горбатого

Такое чувство, что досталось ему от электриков, тело искривленное, горб, как у окуня и нереально толстый. Такое чувство, что с какого-то момента перестал расти в длину, только а ширину.

Зато какой красавец, плавник на загляденье.

Под вечер снова начался вылет поденки, клевало и на клинкхамеров, но решили поменять мухи на имитации поденок. Но то ли с цветом, то ли с размером не угадали, то ли просто напросто в тот момент ничего лучше, чем старого доброго Клинкхамера ярко-оранжевой окраски не было, но на поденок хариус клевал гораздо реже. Тем не менее до места ночевки смогли поймать еще десяток-полтора хариусов да одного ленка на спиннинг.

Катя, за день нарыбачившись уже, лежала в лодке, отдыхала, я продолжал рыбачить, рассматривая окрестные пейзажи. Внезапно увидел на берегу какое-то движение прямо напротив нас. Буквально секунд через 10 на берег вышла маралуха и, как ни в чем не бывало, глядя прямо на нас, начала переплывать реку, двигаясь прямо в нашу сторону.

Не знаю, чем бы все закончилось, но дибилотуристы, которые шли на плоту метров на 50 ниже нас, тоже заметили ее и начали орать, улюлюкать, бить по воде веслами. Естественно, зверь развернулся и что было сил погреб в сторону берега… Честно, даже стало как-то стыдно перед маралухой за представителей своего «цивилизованного» вида…
Только и оставалось, что наблюдать, как она удаляется от нас по берегу.

Видимо, где-то в верховьях недавно прошли дожди, потому что утром последнего дня вода стала гораздо мутнее, чем в предыдущие два. Это не могло не сказаться на клеве. Большую часть дня впустую хлестали по воде шнурами, бомбили блеснами. Ни хариус, ни ленок не отзывались, даже в самых проверенных местах.
Зато клюнул вот такой вот таймешка.

И все же было у нас в запасе еще пару козырей, точнее пару козырных мест, где, скорее всего, мы должны были поймать ленка. Одно из них расположено в неказистой на первый взгляд протоке, узкой, неглубокой, заросшей травой. Затем эта протока раздается вширь, еще больше мелеет. Это территория хариуса(где я ловлю чуть ли не первого хариуса того дня), а затем протока снова сужается и имеет уже приличную глубину. В прошлые 2 сезона мы обычно ловили в ней на ходу по 2-3 ленка.

В этот раз протока тоже не подвела. Забросе на третьем Кате на блесну садится рыба. И судя по треску фрикциона и спиннингу, согнувшемуся в дугу, это был ленок сплава… Сперва он упирался, затем решил сменить тактику и бросился в сторону лодки, заплыл под нее и выплыл с другой стороны. Только тогда мы смогли увидеть его… Красавец, весом 2-2,5 кг, не с первого раза он дался в подсачек. Вытащенный из воды, он смотрелся даже еще больше. Катя вся светилась от счастья-еще бы, самая крупная рыба, пойманная ею в жизни. Решено было причалить в этой протоке сфотографироваться с ленком, а потом уже попробовать изловить и его старшего брата, а если повезет, то и папу или дедушку.
К сожалению, ленок рассудил иначе всю эту ситуацию. Катя уже приготовилась позировать с ним, но не рассчитала его и свои силы, он вырвался из рук и, помахав на прощанье хвостом, медленно удалился… Катю такой поворот событий явно не обрадовал, еще бы, такой трофей, а даже фото на память не осталось, никто дома не поверит… Тем более все равно его бы после фото отпустили бы.
Пока Катя ходила по берегу, успокаиваясь, я пошел на отмель со спиннингом. Через несколько забросов на тот конце плетенки почувствовалось сильное сопротивление, ленок рванул вниз по течению и сделал свечку. Начал подтягивать его к себе. Вот он уже совсем близко, тянусь к посдачеку… Но ленок сходит прямо под ногами… Зову Катю на свое место, сам поднимаюсь метров на 15, кидаю на середину протоки, блесна по дуге проходит мимо той отмели, на которой только что стоял я и сейчас стояла Катя. Забросе на пятом, когда блесна начинала разворот рядом с той косой, снова клюнул ленок, но и он очень быстро сошел.
Больше на той протоке у нас ничего не клевало, хотя пробовали и блесны менять, и на свитч стриммера ставили.

Но ясно было, что протока эта не простая и очень рыбная, решено было, что в следующий раз мы на ней обязательно остановимся подольше и хорошенько ее обловим.
Сплав подходил к концу…

Напоследок, немного не доходя до Перекопа ловлю еще одного ленка но совсем маленького. Затем наступила развлекательная часть нашего сплава-старались захватить все многочисленные шиверки на перекопе, пуская лодки боком в самые сильные струи. В перерывах между ними еще и умудряясь закидывать блесны. Даже успели ленка зацепить, правда тот легко отделался, очень быстро сошел.
Быстро пролетели два с половиной дня сплава, тем более что рыбалка определенно удалась. На рыбалке время всегда идет быстро, даже слишком. Вроде только недавно разложил удочку, а вот уже наступил час, когда нужно сворачивать ее. А уж если и рыба ловится исправно, то это время вообще пролетает за миг. Видимо, ленок не очень сильно зависит от мутности и уровня воды, потому что ловился он примерно так же, как и в прошлый раз при гораздо худших условиях. На двоих поймали 6 или 7 штук. А вот хариус более привередлив к качеству воды, за одну только субботу поймали, наверно, больше 60 штук. Будь у нас с собой «красное ведро» или «розовый тазик», мы бы его за одну только субботу с легкостью бы забили. Но тазики мы не возим и рыбу почти всю отпускаем, за исключением той рыбы, которую уже нет смысла выпускать.
До свидания, Мана! До свидания, но не прощай, скоро увидимся! Даже очень скоро…