Пятница, 19.04.2024, 09:20

Главная » Статьи » Летняя рыбалка » река Мана [ Добавить статью ]

Выезжий Лог. История наших путешествий с самого конца.

Часть 1.
Несбывшиеся надежды.

Уходящее лето, совсем не приветливый август, балующий изобилием осадков и крайне холодными ночами. Но отпуск дело подневольное, особенно, когда муж вахтовик. Вдоволь насытившись видами Берети, Манского, Нарвы и всех деревушек за ней мы решили – пора подняться вверх по течению, до того самого Выезжего Лога, прославленного легендарным Высоцким (всем кто не смотрел фильм «Хозяин тайги» - советую).

Авантюристов вроде нас долго уговаривать не приходится. Бардак и грязь дома, шкафы опустошены, а значит рюкзаки, и баулы собраны, снасти и удочки в чехле, артиллерия фонариков, батареек и сухпайков. При полном параде, а плавать «налегке» мы не умеем, погрузились в машину.
Сразу хочется отметить, что дорога до Выезжего лога, наверное, самая лучшая и комфортная, чем ко всем другим точкам сплава по Мане. Сравнимая ее с дорогой до Нарвы она неплохая, а относительно Берети отличная.
Живя в Красноярском крае, наверное, истинные пейзажи Сибири приедаются, но только не в случае с Маной. Покоряя дорожные серпантины, идущие сквозь загадочные таежные леса, граничащие с величественными горами, такая красота не может не восторгать.
В поселок мы как обычно приехали поздним вечером, а пока выгрузили часть вещей - совсем стемнело. Мы решили заночевать слева от моста, в двухстах метрах от памятника Владимиру Высоцкому. Дождь, слякоть, темнота, холод, в общем, все как я люблю. С горем пополам поставили шатер и воздвигли палатку. Еще ночью нас насторожило то, что мы остановились на каменистом берегу, но с каждым часом его понемногу затапливало, но ночью уже было не до этого. Да и горячее мясо, и чай поправили дело.
Утро было тяжким. Муж – сильный и выносливый мужчина, как и полагается с палатки вышел первым, принес чай и запасной свитер, облегчив мои утренние сплавные муки.

Выходить из сладких объятий спальника нет ни малейшего желания, но утреннее солнце таких лежебок не щадит, превращая ваше небольшое убежище в пекло.

С первыми лучами мы отправились на разведку: фото у памятника, поиск магазина и хлеба.
В Выезжем Логе мы нашли 3 магазина, в одном из них было практически все-то важное, что может забыть турист: плитка, угли, батарейки, разливное пиво и шоколад. На мой взгляд, в комплекте с фонарем и топором универсальный набор.

Уровень воды в реке не насторожил, но удивил, мне казалось, что накануне не было проливных ливней. И из-за чего так поднялась вода, нам было непонятно. В дальнейшем это добавило нам немало трудностей.
К обеду, позднему такому обеду мы собрали лагерь и погрузили его в «тележку». Налегке мы не плывём, поэтому наш сплав похож на баржу, большая лодка длиной 3,6 метра за которой идёт прицеп в виде «Агула», маленькой надувной лодочки, тянущей на себе предметы комфорта изнеженных туристов.

Пейзажи, адреналин, соитие с природой - это то, что ищет водный путник.

Пейзажами насытились, адреналина видно не хватает. Буквально через пол часа неспешного дрейфования от Выезжего Лога Мана дает понять, что она река горная и гордая, и сталкивает вас с небольшим (по словам моего мужа) перекатом, но, по моему мнению, это ужасный перекатище, издающий рев водопада. Минуты 3 ора и визга, и невозмутимая физиономия брутального мужа рядом, который все мгновения моего прощания с жизнью не переставал курить сигарету. Пересматривая видео прохождения этого «перекатища» я понимаю, значение фразы «У страха глаза велики», списывая все на богатое творческое воображение. Друзьям видео со звуком решили не показывать. В такие моменты я всегда думаю, как судьба-злодейка занесла такое трусливое создание на горную реку?

Шквал эмоций пролетел со скоростью 3х узлов. И все. Да именно все, практически вплоть до Нарвы это было самое запоминающееся событие.

А большой такой отрезок маршрута вы неспешно плывете (в нашем случае по большой и мутной воде) вдоль... железной дороги. Дикая природа, скалы, звери и железная дорога, а иногда и автомобильная трасса, фуры, машины, мотоциклы. Разочарованию первый день не было предела.

Уровень воды поднялся на добрых 1-1,5 метра. Грязная мутная вода, в которой даже самый маленький и невезучий пескарь ни за что бы, ни разглядел рыболовную «мушку». Ухой даже и не собиралось пахнуть. Но ситуацию спас маленький, проклятый судьбой и сородичами, заброшенный водоворотом прямо пастью на нашу мушку - хариус. Хотелось верить, что это небольшое оправдание Маны за несбывшиеся надежды, возложенные на этот маршрут.

Со стоянками как выяснилось к вечеру здесь тоже невесело.

Ближе к сумеркам в Мелкий промозглый дождь мы причалили к поляне. Из-за большой воды остановка у берегов стала довольно затруднительной - спасал только рыболовный комбинезон. По пояс в воде, мой герой затаскивал лодку на берег, в которой гордо восседала я - хранительница очага и раздавательница указаний и не очень ценных советов.
Через полчаса, после схода на берег выяснилось, что межник опоясывающий поляну, растет вдоль дороги, по которой всю ночь ездили грузовики и машины. Романтика... Но признаться честно такое соседство «храброго» путника вроде меня даже немного успокаивало.

Шатёр и палатка стоит, огонь трещит, уха варится.
Мне много лет было непонятно, почему туристы воспевают оды ухе? Но не просто ухе, а именно ритуалу ее создания, изысканным тонкостям в виде затушенной полешки, влитой рюмки водки, крупно нарезанных овощах и специях. Ах товарищи, теперь и я пою ей оды, томно сидя в походном кресле у костра, под звёздным небом, с тарелкой животворящего варева, после которого жизнь (хоть и холодная, мокрая) становится так прекрасна, что с радостью и лёгкостью ждёшь нового дня отправляясь ночевать в палатку. Попробуйте!
Так прошла первая ночь нашего сплава.

Часть 2
Чертовы чертоги.

Проснувшись утром ничего, не предвещало беды. В это солнечное начало дня, с легкостью покинув спальный мешок, я в очередной раз вспомнила, почему судьба-злодейка занесла меня сюда. До жути все это банально, но лето, солнце, речка, ммм… В общем изобилие витамина Д3 в чистом виде и отсутствие осадков свое дело делают.
Сразу отплыть не получилось, пришлось задержаться на несколько часов, чтобы просушить часть вещей после дождливого дня в лодке. Зато есть минуты счастья для эстетического насыщения, гармонии, уединения с этим чудным мужчиной, который спустя 4 года натиска сдался и понял, что я его судьба (счастливчик, что сказать). И кстати, это был наш первый сплав под совместной эгидой «Захарченко». Ах да, уединение… настрой моментально сбила проезжающая в 20 метрах от нашей палатки легковушка.

Лагерь в этот раз был собран оперативно.

Идя по течению, водная гладь гипнотизирует. В Мане вода прозрачная, под кромкой скрывается мир валунов, камушков и громадных бревен, оттисков истории, напоминающей о молевом сплаве леса много десятилетий назад. Но ни в этот сплав. В этот день вода была большая и мутная как весной. И ничего кроме созерцания шедевров матушки Тайги и чтения книг в телефоне не оставалось.

Близ станции Лукашевич, спасибо Яндекс навигатору, намечался мост. Наш путь лежал прямо под ним.
Течение здесь отличается от низовий. Быстрее, да и сама природа кажется немного суровее (не смотря на очевидное соседство с цивилизацией). Берега обтянуты паутиной тальника, чаще встречаются большие острова и не всегда понятно насколько удачен заход в тот или иной рукав реки. Гигантские голые деревья, пугающе стоящие на берегах под углом в 45 градусов вот-вот готовы обрушиться прямо на вас. Ветви, как гигантские редкие зубья гребня, в секунду прочешут зазевавшегося лодочника. Такая встреча в лучшем случае грозит потерей вещей, в худшем – лодки. Поэтому постоянно приходится подгребать и уходить от берегов.

На пути к мосту практически посреди реки лежит настоящий гигант (в моем понимании) огромные корни некогда величественного дерева. Нужно ли рассказывать, что пока мой герой его огребал, страху я натерпелась не меньше чем на «перекатище». Препятствие пройдено, а следом и мост (без эмоциональных потрясений).
Вечереет, стоянка на горизонте не виднеемся, гребем. В голове мелькнула мысль – «стабильность наше все». Гребем.
Рыбалка в этот день не принесла ни одной поклевки, лишь только снасть зацепилась за траву у берега. Попытки ее спасти, припарковавшись у берега и идя вброд вверх, снасти обратно не принесли. Решили судьбу не испытывать. Гребем.
На очередном крутом повороте, уводящем русло влево, совсем неприметно справа раскинулась поляна. На удивление течение нас занесло как раз к ее берегу, что странно на повороте в этом месте река очень широкая, но мелкая, вся усыпана корягами и промелями. Это знак, решили мы. Да и вечереет, поэтому особо выбирать не приходилось.

Крутой пологий подъем на берег, основа для походной бани, и даже небольшой навес со столом и лавкой, сколоченной из досок деревенскими на время сенокоса. Поляна на само деле была огромная, вдали символично стояли 7 стогов сена, а за ними густой и непроходимый лес. По ту сторону реки непроходимый тальник, а Мана круто поворачивает с одной стороны окруженная неприступными скалами.

Быстренько перенесли вещи, подтянули лодки на берег и начали разбивать лагерь.

Погода баловала, решили не ставить шатер, только палатку. Костер горит, в котелке тушится картошка, муж рядом, ляпота.
С самого начала как мы здесь высадились не покидало чувство, когда хочется оглянуться и в страхе увидеть, что за тобой кто-то наблюдает. Как только начало смеркаться вдали от нашего лагеря, у стогов сена, начался ложиться туман. Он быстро растекался по речной глади, поляне, кустарникам… Я много раз видела туман, но настолько плотную субстанцию, такой «серый кисель» я видела впервые в жизни. Сначала это показалось забавным, таким «чудом природы», но с каждой минутой молочное облако становилось ближе к нам и в считанные мгновения поглотило все вокруг. Стоя в трех метрах друг от друга мы не могли разглядеть лица. Собственная рука казалась размытой. С каждой минутой туман усиливался и в какой-то момент достиг своей максимальной плотности и повис в воздухе. Сайлент хилл не иначе.

Вы верите в нечисть? А в колоритных персонажей русского фольклора из народных сказок? Ведьма, водяной, черт… В тот момент я начала верить во все, моя бурная фантазия и умение себя накрутить рисовали в тумане образы самых страшных «чудищ». Ночь, тайга, кругом ни души, до дома сотни километров, ну вы поняли).

Спать еще было рано, и мы с мужем решили посидеть у костра. Прижавшись поближе к моему защитнику сосредоточилась на созерцании прекрасного – костер потрескивал, окутывая пространство вокруг теплом и некой иллюзией безопасности и спокойствия. Солодно-хмельная консистенция была призвана снять остатки напряжения с нервной системы и миссию свою выполнила успешно. На ощупь в тумане, найдя наш временный дом, вогрузившись в спальник, я впервые за вечер выдохнула, пара миллиметров материала палатки в два слоя создала для меня иллюзия безопасности. Прижавшись к моему супругу, сон меня забрал.

Утро снова встретило ясной погодой.

Быстрые сборы. Спустив лодку на воду, заметили, что уровень воды упал на 1 метр, и ушла муть. Вода снова была прозрачной, позволяя разглядеть каменистое дно.

На протяжении всего дня река петляла как змея, уводя с одного крутого поворота на другой. Скалы встречались редко, чаще всего берега поросшие тальников и другими кустарниками.
Мой главный страх с начала нашей сплавной деятельности и по сей день – встретить медведя. Я всеми фибрами души мечтала его увидеть и эта же мысль приводила меня в ужас. Нам доводилось замечать некоторых животных, лису, сусликов, мудрого ворона, бесстрашных мышей.

Мы плыли по правую сторону реки, медленно и неспешно, рыбачив, рассматривая берега.. Мое внимание привлек куст, на противоположном берегу, который как мне казалось неестественно, против течения качался, присмотревшись, я увидела его, играющего с кустом у воды, маленького пушистого колобочка, черного как уголек - мишку! Ману озарил мой ор: «Медведь». Брутальный мужчина, сидящий со мной в лодке, подскочил от неожиданности, взглянув на мою ошарашенную моську, схватил весла, я схватила телефон. Отойдя от шокового восторга, кричу: «Не греби». Судорожно начинаю снимать удаляющего в лес медвежонка. В эту минуту в моей голове даже не промелькнула мысль о том, что медведя надо избегать, не привлекать его внимание, не кормить, не искать встреч с ним. И вообще ночами не я заставляла мужа стучать по банкам, прятать все крошки еды, и разводить кострище, дабы отпугнуть медведей.
Сказать, что я была в восторге – ничего не сказать, милейшее создание, какое я видела! Маму этого косматого мы, слава богу, не заметили.

Отправляясь с Выезжего лога, вперед нас отплыли два рыбака на моторе, с которыми мы периодически встречались на поворотах или берегах. Такая своеобразная проверка – увидели друг друга, улыбнулись, кивнули, все живы, плывем дальше. Нагнав их на очередном повороте, мужчины, обменявшись парой фраз о рыбалке, собрались плыть дальше, и я радостно заявляю: «А вы видели мишку? А мы видели» и с детским восторгом жду их реакции. Мальчики, почему-то не улыбнулись, также как и мой мальчик, а похмурели, уточнили, где конкретно, получив ответ, кивнули и были таковы. На мой безмолвный взгляд, мой Константин посмотрел на меня снисходительным взглядом, пояснив, что такие встречи до добра не доводят. На лице читалось явное: «Какая у меня замечательная супруга и как мне с ней не скучно жить!». Молча прочитав его мысли, я была довольна ответом. Хотя в этот момент он и не предполагал, что с ним ведется диалог.

Остаток дня прошел спокойно.

Кончалась вода, за все время сплава мы не нашли ни одного ручья, это начинало немного волновать.
Ближе к вечеру возобновился квест «Найди стоянку». Сумерки, плывем очень осторожно, стоянок нет, паника на моем лице начинает волновать моего мужа. Наткнувшись на очередной остров, было принято экстренное решение заночевать на нем.

Благо уровень воды упал, и размер острова позволял разбить там небольшой лагерь.

Мы даже умудрились насобирать веток с коряги, лежащей на островке, развести костер и приготовить ужин. На удивление, по моим ощущениям вечер и ночь были очень спокойные, чувство волнения ушло. Ночь прошла без приключений.

Часть 3.
Закрытие сезона 2019.

Ориентируясь по карте, предположили, что к вечеру доберемся до Нарвы и не ошиблись.
Наш сплав изначально был запланирован на 4 ночи, но отсутствие ручьев внесло свои коррективы. Поэтому приняли решение «сесть на весла» (думали вместе, а гребет, конечно, один).

Рыбалка как-то задалась не особо, этот участок реки не баловал шикарными видами. Река на протяжении всего дня петляла из стороны в стороны, уводя из одного затяжного поворота в другой. Часто за очередным поворотом поджидал остров, разбивающий проход на два рукава. В этом случае советуют уходить в широкий. Кто советует? Интернет статьи вроде наших, а теперь и я.

Особенность наших сплавов – это исключительно весла. Моторная лодка, в связке с еще одной «багажной» но без мотора (покупка которого - дело недешевое, в разы самой лодки). К этому сплаву мы приобрели новую лодку. Довольно бюджетная, неплохое качество, «Аква» 3600. Но прицепив к ней еще одну, она стала практически неуправляемой, относительно тех, что у нас были до нее. Пару раз, Константину, пришлось очень попотеть, чтобы избежать столкновения с огромными корягами, которые сулили дырку лодке. На мой взгляд – это довольно неприятно, наблюдать за стремительно приближающимся островом, похожим на крепость, из которой торчат «копья» из высохших корней и бревен, а в этот момент супруг изо всех сил гребет, а лодка все равно идет по стремительному течению, которое на меляках и у берегов в разы быстрее.

Намного приятней встречать посреди реки мель, чистую без сучка. «Встать на мели» - это отличная возможность перевести дух, вскипятить чаю, и сделать пару шикарных фото прямо посреди горной речушки, помочить ноги или искупнуться.
Купание на Мане – это больше закаливание. А если вы решите зайти в воду без тапочек, то точечный массаж ступней вам обеспечен. Купайтесь в Мане в тапочках друзья! Холодная вода, течение, я истинного удовольствия от погружения в воду, как в детстве не испытывала. Зато загар здесь ложится замечательный.

Однозначно могу сказать, что этот маршрут самый сложный. Поэтому имея достаточный опыт «новичкам» посоветую начать с Берети, а уже после нее по нарастающей.

Долгожданный ручей мы нашли ближе к обеду под поселком Нарва.

Очень красивое место, небольшая поляна сразу за ней дорога, проходящая по мосту через этот ручей.

Здесь сезон организуется что-то вроде летних лагерей, либо когда-то организовывалось. Окультуренное место, пара беседок, лавочки, даже что-то похожее на мини сцену. Даже при наличии «удобств» здесь на удивление было очень чисто.

Стоянка на обед получилась отличной.

Примерно через час пути мы заметили мост через Ману, а это значит, что мы в Нарве. Маршрут пройден. Несмотря на то, что он был трудный, и не оправдал наши ожидания, немного грустно.

Остановившись, справа за мостом, затащив лодки, мы поставили шатер, пару стульев и стали ждать машину. Моросил дождь, на мосте велись ремонтные работы, грохот, шум. Мана подытожила и даже на прощание у нас как-то не срослось. Поэтому оставалось обозначить свое возвращение в цивилизацию выходом с социальные сети. Позвонить друзьям и родным, радостно сообщить, что и на этот раз нас не съели медведи. И конечно же вкусить прелести цивилизации – в виде йогурта, мороженого, шоколада и холодного пива (именно в такой последовательности все и было).

Муж, отправляясь на поиски магазина, взглядом спросил: «Тебе что-нибудь купить?». На робкое: «Что-нибудь вкусненькое» - кивнул, дочитав в моих глазах весь список сладостей, ушел.

Лодки собраны, вещи почти погружены в машину. Впереди долгая дорога домой. Куча тяжелых вещей, которые нужно поднять на третий этаж. Но самое страшное, все это нужно разобрать, помыть, перестирать и рассортировать. Ох, как я люблю эту часть. Еще дня 4 дома царит хаос, напоминая о недавнем приключении. Но как только в шкаф убран последний фонарь и рюкзак, становится немного грустно.

Впереди зима, долгая 2х месячная разлука с мужем, другой ритм жизни. Но масса воспоминаний и сотни фотографий, которыми в этот раз (хоть и спустя 5 месяцев) я решила поделиться со всеми. И быть может вдохновить кого-то на свое собственное приключение.