Пятница, 26.04.2024, 06:37

Главная » Статьи » Летняя рыбалка » Большой Пит и притоки [ Добавить статью ]

«Blitzkrieg», или исповедь начинающего таежника. Часть 2. Туда и обратно. Глава четвертая. Обратно…

Отчет о рыбалке в Красноярской тайге в 2005 году в трех частях с предисловием. Начало см.: «Blitzkrieg», или исповедь начинающего таежника.

Часть 1. Путь до устья притока.
Часть 2. Туда и обратно. Глава первая. Туда…
Часть 2. Туда и обратно. Глава вторая. Туда и там…
Часть 2. Туда и обратно. Глава третья. Там…

Сегодня мы все поднялись поздно, часов так в восемь утра. По двум причинам. Во-первых, наступивший день, как нам вчера казалось, предстоял не очень тяжелым и не предвещающим трудностей (и добычи), просто обратный путь налегке: для кого-то размеренный проход по берегу реки, а для кого-то сплав по спокойным, но быстрым потокам в низовья (наивные!), можно и подремать чуть больше меры. Во-вторых, после вчерашней вечерней релаксации и отдыха я моментально (только устроившись в своем спальнике) «вырубился» молодецким сном и дал «храпака», распугивая всю дичь в округе, в том числе и медведей в паре километров от нашего места ночлега. Что медведи бежали в панике, это хорошо, но «раскаты грома» также не давали долго заснуть моим сотоварищам. «Душераздирающий рык» в тайге прекратился, а точнее пошел на спад где-то через час моего спокойного и глубокого сна, и только после этого друзья смогли тоже предаться безмятежной и спокойной неге.
В процессе приготовления завтрака други мне, конечно, высказали все, что они думают о «гуманном» отпугивании медведей от стойбища. Но горячий, сытный завтрак подействовал, мелкие неудобства прошлой ночевки ушли в былое, и мы дружно начали готовить, паковать вещи к сплаву и к обратному путешествию в устье притока.
Погрузили рюкзаки и снасти (лов не планировали) в надутую лодку, управлять которой вызвался Большой. Мы с Диком поделили груз, который будем нести по берегу. Он ружье, я камеры. Костер потушен, лодка готова к спуску на воду, с погодой повезло, нас ждет легкий поход вниз на встречу в условленном месте со второй командой, которая идет под моторами (возможно, возьмут на буксир). Здесь мы все изведали и потешили себя рыбалкой всласть, настроение супер!!!
В путь, друзья…

Не поход, а прогулка выходного дня (было, кстати, воскресенье). Груза практически нет, всё сплавляет по реке Большой на лодке, правит. Вот сейчас можно и полюбоваться окружающими красотами предосенней тайги.

Солнце пока низко, его жара не чувствуется, мошки нет, плюс легкий ветерок, не дающий вспотеть, мягко колышет прибрежную траву. Слышим ее тихий шорох, чуть сзади шлепки весел, течение реки на данном участке неспешное, Большой нас не обгоняет. Мы идем без особых усилий. А вокруг девственная тайга…

Движемся не спеша, общаемся. Лямки рюкзаков не натирают плечи и не тянут к земле. Мы уходим оттуда, куда так хотели забраться. Дик с ружьем чуть впереди, я позади, а на реке Большой…
Проходим все те же заросли тростника и осоки, по ровному и не каменистому берегу в пойме реки. Покуривая, в скором времени достигаем того места, где Большой подстрелил «каркушу». Дик дает знак Большому причалить к нашему берегу. Видать, бывалого таежника что-то заинтересовало и насторожило. Тот причаливает. Дик подходит к лодке, достает свою оставшуюся снасть (спиннинг был сломан тайменем, как мы уже знаем) - поводочную удочку с мухой. Настраивает, выходит на перекат, закидывает, неспешно проводит и… Вот результат….

Первый достойный хариус добыт. Надо и нам разматывать и готовить снасти к успешной рыбалке. Собираем свои спиннинги, и начинается лов. Заброс, проводка, мягкая поклевка, дерг, натяг, «пение» на ветру лески, изгиб спиннинга, вываживание, приятное сопротивление рыбы... И вот новый экземпляр таежной рыбы на берегу и в зачете у рыбака, добывшего её. Нас охватил АЗАРТ… Из трех-четырех забросов обязательно поклевка, и рыба на берегу. Все ловят. Я бегаю по берегу, меняя дислокацию. Большой как опытный «камчадал» на своей «пироге» резво и ловко перемещается с одного берега на другой, ищет места повышенного клева и находит. Дик же каким-то только ему ведомым чутьем выискивает уловистые места, подходит, закидывает муху, проводит и обязательно вытягивает хорошие экземпляры хариуса.
На этом месте клев был просто великолепный. Сходов практически не было. Видать, остались еще места, где есть «ненаколотая» рыба. Не прошло и часа, как все поймали по несколько экземпляров. Да, тайга нас сегодня снова удивила и порадовала.

Улов хорош у всех. А у Дика просто пруха по хариусу. Вот один красавец из пойманных им коллекции экземпляров.

Да, незапланированная остановочка, но добыча достойная…

Найденное уловистое место и результат рыбалки превзошли все наши ожидания, далее, как обычно, разделка, посол и упаковка рыбы в «кубатейнеры». Закончив первичную обработку (время еще есть), на радостях полезли в гору, за ягодой.
Адреналина в крови… Просто распирает. Ваще обалденно, полный отрыв от «суеты сует»… Надо успокоиться.

Чистый воздух, тайга пьянит… Рыба, за которой шли сюда, уже «упакована», можно и перейти на чернику, от которой в этом году в тайге по берегам черным-черно. Сам процесс поедания нужно прописывать в книгах по релаксации. Лениво ползая по склону сопки, опираясь коленями на мягкий зеленый мох, не спеша набираешь полную горсть ароматных «шариков» и отправляешь крупную, практически отборную ягоду в рот… Букет витаминов и аромата… Только здесь, собрав свежую, только снятую с кустика ягодку, закинув добротную порцию внутрь, понимаешь весь кайф ее вкуса…

Эх, хорошо мы зашли и остановились на достойном месте. Закрома по рыбе и по витаминам пополнены, во рту приятное послевкусие, будет также дома таежный «презент» друзьям и знакомым, а на душе так легко и спокойно…

Но нужно покидать «заветное место» и продолжать путь.
И мы пошли, снова вниз по течению. Дойдя до мест, где мы переходили (а точнее, переползали) скалы по пути сюда, на меня накатило сомнение, что мы могли (смогли) здесь пройти позавчера с пудовыми мешками за спиной. Место просто непроходимое и непролазное. Даже налегке пройти сложно (на обратном пути я один раз чуть не соскользнул со скалы в реку, а также, передвигаясь по скалам и раз оступившись на камнях, сильно ушиб колено), и мне до сих пор не верится, что этот маршрут можно пройти с грузом (больше по нему никогда не пойду).
Для Большого по воде тоже все не так просто. Мели, приходится часто прыгать в воду и тащить (перетягивать) лодку аккуратно через пороги, чтобы не порвать об острые камни.

Дальше попроще. Берег стал ровным, река полноводней. Впереди засекли стайку уток. Решили повторить проверенный раннее вариант (с заходом из тайги). Дик ушел с ружьем в «пампасы», мы с Большим ожидаем условного сигнала, чтобы гнать уток к нему.
Вдруг раздается выстрел, через пять минут другой. Утки всполошились и ушли далеко вперед, их уже не догнать. Что же случилось? Ждем Дика. И вот он выходит чуть впереди. В руках ружье и два рябчика! «Зашел в тайгу, иду, двигаться сложно, много валежника и глубокого мха. Вижу в десяти метрах от меня на дереве рябчика. Лучше уж «синица» в руках, чем гоняться за непойманными утками... Делаю выстрел, сбил, тут другой вспугнутый рябчик взлетает с соседнего дерева, делает полукруг и садится метрах в двадцати от меня, делаю другой выстрел».
Нормально, будет что в суп положить, возможно, и поджарить на ужин, а утки подождут. Мы с Большим начали фотаться с добычей Дика на память, «каждому по рябчику».

Дальнейший путь наш лежал по слегка поросшим осокой берегам реки, вдоль прибрежных высоченных кедров, под корнями которых было много падалишной шишки, которую мы собирали.

Так, лузгая кедровые орехи, собирая шиповник и набивая им карманы для вечернего ароматного чая, мы размеренно и неторопливо, за пару часов добрались до места нашего предыдущего бивака на берегах притока.
Идя по песчаной косе, мы отчетливо видели оставленные нами на ней позавчерашние следы. Движемся тем же маршрутом и вдруг… Видим на песке другой отчетливый свежий след, пересекающий наш… Медведь, большой (след по размеру значительно больше моего 42-го), и, видать, прошел совсем недавно, в промежуток между нашими переходами и совсем рядом с местом нашей позавчерашней стоянки (шёл с той стороны, вброд).

Как-то стало неспокойно на душе. Быстрее на другой берег и скорее к устью.
Все, ровная дорога закончилась, далее нам с Диком предстоит четырехкилометровый переход по скалам, Большому - сплав по реке с частыми, хотя и не крутыми перекатами, но все равно опасными (острые камни, торчащие над водой).
На месте прошлой стоянки сделали десятиминутный привал, обмозговали наши дальнейшие действия.
Договорились, что мы с Диком идем по скалистому берегу, а Большой сплавляется по реке до «залива», где мы и должны встретиться, отдохнуть, перекурить и продумать вариант следующего этапа маршрута.
Отдохнув, помогли Большому спустить на воду лодку, а его как понесет быстрым течением… Мы вприпрыжку по скалам, догонять сплавляемый по реке наш скарб.
Дошли (практически добежали) с Диком по камням до места встречи, слава богу, ничего себе не сломали (хотя по паре раз чуть-чуть не упали, немного подвернули каждый по одной из ног). Но все же были на месте раньше Большого. Ему повезло меньше, на одном из перекатов он не смог выправить лодку, течением его прижало к камням, лодку залило. Серией мощных ударов веслом он все-таки исправил положение, и лодка вышла снова на быстрину, обойдя подводные острые камни. И вот наш Харон, миновав опасные участки, причаливает в спокойную и безопасную гавань.

Здесь достаем все наши намокшие и набухшие мешки и рюкзаки, сливаем из лодки набравшуюся воду. Отдыхаем, перекуриваем и идем чуть вперед, чтобы посмотреть дальнейший маршрут.

Сплавляться боязно, плюс впереди нас ждут еще три таких же переката.
Есть вариант пойти по берегу, перетащив груз на себе и миновав трудное место. Но по берегу тоже путь затруднен поваленными деревьями, пройти с грузом сложно. Решаем первый перекат пройти на веревках. По результату примем решение как преодолеть остальные. Снаряжаем, упаковываем груз, готовим лодку, привязываем веревки.

Начинаем управляемый сплав (спуск) лодки по порогу. (Рекомендуется для полного эффекта смотреть следующие фото в режиме слайд-шоу).

Первый порог без потерь пройден, можно перекурить. А дальше еще три. Я рекомендовал груз взвалить на себя, хотя трудно и тяжело, но все перенести на себе. Но Большой, видать, был в ажиотаже. «Нет, смогу. И до места схрона лодку доведу. Буду идти и удерживать ее на веревке». Ну что, если есть охота, почему бы и нет, дерзай (главное - чтобы руки-ноги остались целы). И он попёр. Река, стремнина, лодка, которая готова вырвать из рук удерживающую ее веревку, а также вода, которая сбивает с ног. И всю эту силу стихии испытал на себе наш Большой. Даю фото плюс фото в приближении…

Да, только здесь понимаешь, насколько человек мал в борьбе с природой.

После, в приватной беседе (уже на привале) Большой сказал, отвага хорошо, но быть здоровым лучше, и по этому судьбу испытывать больше не буду.
Чего бы ему это ни стоило, но все же Большой привел (спустил) лодку с вещами к месту нашего схрона. Опять достали залитые рюкзаки из лодки, перевернули, вылили воду. Очередной этап пройден, разрешаем себе кратковременный привал, хотя уже вечереет. Думаем, совещаемся, как поступим дальше: груза становится больше (как-никак достаем вещи из схрона), сплавляться или на себе всё тащить в рюкзаках по берегу?
Отдохнули, обсудили и пришли к единому мнению: если лодки дотащили сюда на себе снизу, через перекаты и против течения, то сможем на них сплавиться с этим же грузом в устье.
Кормчие нашлись сразу, Дик и Большой. Меня же оценили как «балласт». Высок и тяжел. И было мне предписано, чтобы не перегружать лодку, двигаться оставшиеся 500 метров к устью пешком, неся небольшое количество стратегического груза. Я, в свою очередь. был не против прогуляться. И вот выдали мне други свое самое сокровенное… Все наши удочки (в чехле), ружье, все видео- и фотокамеры, топор и ножи и прочие жизненно важные артефакты. Дабы на опасных перекатах их не испортить, а также ими не попортить наши лодки. Лишнего заплечного мешка у нас не было, и поэтому все, что не должно мокнуть и может порвать лодку, сгрузили мне в целлофановые пакеты. Навешав все это на себя, а кое-что взяв в руки, двинулся в низовья притока. Эти последние 500 метров перехода для меня были самыми тяжелыми, груз не распределен и правильно не уложен, все трет, хотя вес всего кило 20, но тянет так… Обвешен непонятно чем, в руках два здоровых пакета. Пройдя всего 100 метров, я уже весь в поту, но двигаюсь, приближаюсь к устью. Иду, мечтаю… Скоро дойду, осталось 400 метров, в устье никого не должно быть (выходные закончились), соберу дрова, разведу костер, товарищи доберутся, обогреются, поставим палатки, покушаем, и сразу ляжем баиньки пораньше…
И вот дотащился, весь упрел, вышел наконец-таки к каменистому гребню, за ним устье… С головы пот ручьем, застилает глаза, смахиваю влагу, передо мной открывается вся живописная пойма притока с ее стремниной посередине русла, дельта с каменистым пляжем, противоположный далекий скалистый берег и… «русалки», плещущиеся в теплой заводи впадающего в реку притока… Видать, глюк напряженного и уставшего за поход организма. Опускаю на землю пакеты. Протираю еще раз глаза… И правда, в воде неспешно плавают две дамы, мило вереща и изредка будоража тайгу своим заразительным смехом.
Здесь ДАМЫ… А я небрит…
Тут они заметили меня… Уже вечер, тайга и тишина на 100 км вокруг, и нет других людей. Слышу их говор… «Смотри… Мужик… Из тайги… Один идет… И с пакетами…?»
Не теряя достоинства (Дик настойчиво рекомендовал не общаться с незнакомыми в тайге), поднимаю пакеты, на одном из которых написано «Холидей», на другом «Быстроном» (это не реклама) и спускаюсь степенно с очень многозначительным видом вниз (типа старый таежник, добытчик, и все Ваши приколы знаю). Выбираю место, где можно поставить палатки, чуть поодаль от их бивака, присаживаюсь, не забывая оглядеться (как учил Дик). Три палатки, две дамы плюс два молодых человека. Мои подтянуться не ранее чем через пятнадцать минут, буду тянуть время. Дамы начали первыми: «Эй, молодой человек, вы откуда?» Ответ: «Из леса, вестимо…» (тяну время, мои на подходе). «И как долго Вы были в тайге?» «Немало». «И все с пакетами ходите? И без ружья?» (выведывают, уууу… злыдни). «У меня есть дедовский нож, он с ним на медведя ходил, пятерых добыл» (так, приврал немного для пущей важности, и где же мои сотоварищи?). А тут выходят из воды дамы и… «Не хотите с дороги сходить в баньку попариться? Она под парами. Мы немного жару взяли с камней, и на Вас хватит…» Уууу… Сирены… как заманивают-то… Надо дождаться своих. Но как-то после данного предложения недоверие само собой ушло, начали общаться, разговорились.
Через пять минуть с верховьев с громким рыком и остальным ненормативным запасом слов спустились, точнее, скатились мои сотоварищи, причалили к берегу, долгожданные чингачгуки.

Первое, что они спросили, - почему нет костра? Но тут подключились дамы… «А вы видели медведей? Они вас кусали или вы отстреливались?» Мои хотели честно ответить на новую провокацию, но… Дамы, мило вереща и обсуждая что-то только им понятное, а также расспрашивая у нас о приключениях, мило намекнули, что баня растоплена давно, если хотите сейчас, мы приглашаем, если нет, то… просто остынет…
От баньки (а мы не мылись неделю) кто откажется? Тут и Дик, «суперагент» (русский же, очень баню любит), сдался. Достали из промокших мешков мыло и сразу в шатер, где натоплено…
Баня, русская баня, на берегу реки, в тайге, - это нечто, особенно когда ее совсем не ждешь (уж очень хотелось, точнее, она была нам необходима).
Распарив и размяв свежим березовым веником свое напряженное давно не мытое тело, разогнав кровь, выбегаешь и заныриваешь в чистейшую, холодную воду, делаешь насколько «плюхов», выскакиваешь и забегаешь обратно в жаркую парилку… Что может быть прекраснее для уставшего и измотанного тела, чтобы восстановиться! Тепло, вода и чистота смыли лишние недоверие к новым знакомым, как слез с нас после бани слой эпидермиса.
Поставив палатки, вытащив все промокшие вещи из мешков и развесив на просушку с разрешения наших новых знакомых возле их давно горевшего костра, мы как-то совсем «растаяли» и прониклись благодарностью и доверием к нашим новым гостеприимным соседям. Плюс по-соседски они пригласили нас разделить с ними уже приготовленный горячий ужин (уху)… На званую трапезу мы не могли прийти без презента. В счет подарка принесли рябчиков и достатую из заначки ее, родимую. И вот, устроившись в устье (подготовив все для ночлега), переодевшись во все чистое, мы пошли к нашим соседям.
Познакомились, народ оказался из близлежащего города, который мы проезжали. Сплавляются по реке в первый раз. Идут на двух весельных лодках. Маршрут далее аналогичен нашему. Тоже новички в тайге (таких гуру, как Дик, у них в команде нет). В ухе окуньки и щука. Жаловались, что улов невелик и добычи (дичи) нет. В этот момент Дик достает своих рябчиков и презентует… Вот это был супердипломатический ход… Соседи были просто в восторге… Дамы сразу взялись за приготовление второго - тушеной картошки с рябчиками. Мы помогли в потрошении и разделке дичи.
Котелок с освежеванными рябчиками поставлен на огонь, картофель подготовлен и почищен, можно приниматься за первое и отдыхать. Разливаю по первой - по таежной системе, т.е. в каждую кружку объем по одному глотку. Тост за знакомство. Хорошо пошло, под ушицу. После второй дамы разговорились и описали свои впечатления о нашем появлении в устье.
«Сплавляемся уже три дня. Решили остановиться здесь, место хорошее плюс других рыбаков нет поблизости. Приток широкий, вода чистая, берег удобный. Устроились, ребята соорудили баню, нагрели камни. Вечереет, ужин шкворчит на костре, мы попарились, решили искупнуться. Выбегаем, плюхаемся в заводь притока, вода теплая. Кругом тайга, на 100 км никого кроме нас нет вокруг. Тут вдруг видим на скале мужика. Без ружья, с удочками и пакетами… Кто он, откуда, почему идет из тайги налегке, без рюкзака, а тем более без ружья?… Решили спросить, и так познакомились».
«Ну, еще раз за знакомство, надеюсь, не сильно испугал». Поведали нашу историю о походе в верховья притока, перипетиях пути и о результатах. Дамы просто «пищали», слушая повествование, и смотрели на нас как на героев сказочных романов. По окончанию я в довесок рассказал байки (были) из нашей молодецкой жизни. И народ довел аж до истерического хохота. Я рассказываю, разливаю, народ смеется. Тут поспело угощение из рябчиков. Честно скажу, пробовал первый раз в жизни молодого рябчика. Это что-то! вкус непередаваемый. Верно писал наш Маяковский: «Ешь ананасы, рябчиков жуй, день твой последний приходит, буржуй». Не в смысле жируй, а просто они вкусные. Так в милом общении и употреблении изысков мы просидели до полночи, пора на боковую. Пожелав удачи в завтрашним сплаве нашим новым знакомым (мы решили на следующий день сделать себе отдых перед дорогой дальше), пошли укладываться в свои теплые персональные места в палатках.

Я и Дик уже спим. Завтра нас ждет новый день и новые приключения.

P.S. Фильм по мотивам рассказа См.: «Дальний путь за ленком. Рыбалка в Красноярском крае. Часть 1.»

Продолжение см.: Часть 2. Туда и обратно. Глава пятая. В устье…

Начало отчета см.:
«Blitzkrieg», или исповедь начинающего таежника.

Часть 1. Путь до устья притока.
Часть 2. Туда и обратно. Глава первая. Туда…
Часть 2. Туда и обратно. Глава вторая. Туда и там…
Часть 2. Туда и обратно. Глава третья. Там…

Продолжение следует…
Аннотация: в следующих частях отчета «Blitzkrieg», или исповедь начинающего таежника! Скоро: «Часть 3. Тайга не отпускает»: Встреча в устье, нас «кинули», ураган, низкие температуры, уловистое место, «испорченный запас провианта», на «грани нервного срыва» и пр.

Продолжение-начало см.: «Speed Drive за тайменем и ленком 2008»