Пятница, 29.03.2024, 18:26

Главная » Статьи » Летняя рыбалка » "на Северах" [ Добавить статью ]

Ловушка Дьявола часть 1,2. Отчёт Ивана Берсенёва (ред. Toha)

О сплавах Антона и Андрея я читал уже не первый год, взахлёб смотрел их видеоотчеты и слушал рассказы брата о преодолении маршрутов. Далекий север, бурные реки, крутые берега, рыба, которая берет исключительно на мышь да блесну и большие расстояния с рюкзаками за плечами – это все только разжигало стремление испытать то же самое.

24 июня, без десяти десять получаю сообщение: «Вано! Поехали на сплав в конце августа», - в раздумьях был меньше минуты, решено! Едем! Впереди сборы и долгие недели ожиданий. Было много инструкций, обсуждалось всё до мелочей, даже какие и сколько будет взято носков. Впереди большое приключение. Скажу вам, по стране я успел в свои 27 лет покататься прилично, был в большей части регионов и даже в ближнем зарубежье, но это было что-то новое и неизведанное.

25 августа поздно вечером сели на поезд, утром 27 числа были уже на речвокзале города Красноярска. С небольшими заморочками с посадочным местам нашли компромисс с билетершей, сдали до вечера свои огромные рюкзаки в камеру хранения и отправились осматривать окрестности. Антон даже искупался в Енисее, погода стояла отличная, я так и не рискнул лезть в ледяную воду, хотя местные купались. Погрузка на теплоход, и вот он первый этап нашего путешествия, впереди еще три дня на теплоходе В. Чкалов.

На теплоходе встретили несколько групп, также направляющихся на сплав, в их числе были и поляки, которые шли на реку Дубчес. Заброска им обошлась 30 т. руб с человека.

30 августа. Шесть вечера, наша конечная остановка, поселок Туруханск, погода была ветреная, вот-вот и начнется дождь. Настроение боевое, казалось ничто не может испортить настроение. По договоренности, нас встретил знакомый Антона, Игорь (его можно было видеть на одном из отчетов, когда он ребят закидывал на двухсотый километр на лодке по Н. Тунгуске). Игорь довез нас до магазина, где мы закупились небольшим количеством провизии на сплав и договорились, что бензин купим утром следующего дня перед обедом.

Пока приехали обратно на берег, проливной дождь уже шел во всю. Антон в своей мембранной амуниции чувствовал себя комфортно, в отличие от меня.

Моя горка и рюкзак моментально впитывали всю воду, которую давало нам небо. Идти вдоль берега порядка километра до ближайших деревьев. Накатывали мысли: «Антон предупреждал неоднократно, что дождь будет идти всегда и везде!». Мысль, что не высохнешь еще полмесяца, не радовала, но ЭНТУЗИАЗИЗМ и чувство неизвестности быстро откинули мысли о сырости. Разместились на берегу и встали на ночлег, небо прояснилось.

31 августа. Второй этап. Проснулись около 11 утра, был шквальный ветер, палатку кренило так, что она касалась лица и чувствовались подающие огромные капли дождя. Игорь приехал немного раньше договоренного времени или нам так показалось, уже не помню, но горючее для нашего Тохатсу 3.5 л.с. купить мы успели. Погода была переменная, 20 минут палящего солнца и буквально через несколько минут шквальный ветер и проливной дождь примерно столько же по времени.

Пока пережидали шквал в палатке, понимали, что время уходит и в запланированный час выйти ну никак не получается. Волна поднималась высокая, ветер затруднял постройку стапеля. В итоге вместо запланированных двух часов дня мы вышли только в пятом часу вечера вверх по реке. Впереди 155 км, и погода говорила нам: «Ребятки, хрен вы куда далеко уедете сегодня». В этот день было запланирована остановка на 50-м км в устье ручья Хребтовый, но дойти мы успели только до 15-го. За поворотом от Туруханска вверх по реке ветер стих, погода наладилась и снова прояснилось. Встали мы на каменной косе перед сумерками. Походив по берегу, быстро насобирали сырых сучков, принесенной могучей рекой

Костер разгорелся нехотя, но получился что надо. По сумеркам приехали две лодки и раскинули неводы, дождавшись, когда рыбаки уедут, разогнав чаек, прошлись еще по берегу, насобирали тугуна, его нам хватило на засол для ужина следующего дня.

1 сентября. Утро пасмурное, но дождя нет. Радует. Неспешно собравшись, отправились дальше. Первым делом, когда вышли с теплохода, Антон заметил, что воды очень мало, река обмельчала, я с вечера поставил метку по уровню. Вода прибыла около 10см. Настроение отличное, одежду почти высушил, идем неплохо, пейзажи красивые, в предвкушении рыбалки смотрю вперед!
Отметки в пять километров тянутся очень медленно, небо очень низко и нагнетает тоску, должно что-то произойти. Остановились у ручья, покидали спиннинги, Антон без особого энтузиазма сказал, что рыбы не будет долго, почти до самого конечного пункта по реке. У меня в голове не укладывается, как так не будет рыбы?

На 35-м км Антон решил резко взять на противоположный берег к ручью, но остановился за пару сотен метров до него. Видимо что-то привлекло его внимание, не став вникать, пошел кидать блесну. Когда пришел к катамарану обратно, узнал хорошие новости: после рыбаков осталась икра в пакетике на камне, она едет с нами. А вечером-то у нас картошечка с тугуном и уже с икоркой! Погода радует, проявляется солнце, дождь местами.

К вечеру пришли на ручей Хребтовый. Погода ясная, берег отличный, дрова есть, настроение зашкаливает. Антон повел меня к зимовью, в котором они с Андреем бывали тут пару лет назад. Зимовье было новым и стройка была не окончена, в нем планировалась наша первая ночевка. Придя к нему, обнаружили большой беспорядок, оставленный местным косолапым «хозяином».

Вечер с хорошей погодой был недолгим. Едва успели доесть картошечку с рыбкой, как Антон разглядел на горизонте приближающийся с востока циклон. Погода кончилась, будет дождь. Быстро собрали вещи, спрятали их в палатке, немного еще посидели у костра. К ночи снова распогодилось, отправились спать. В эту ночь засыпал я долго. После разгромленного зимовья казалось, что рядом ходит большой зверь, но откинув все плохие мысли, провалился в царство морфея.

2 сентября. Открыл глаза, увидел, что палатка стоит не шелохнувшись, и по всем признакам дождя нет, вышел, увидел, что погода ясная и на реке штиль. Выпив кофе, стал снова неспешно собираться в дорогу. Антон поторапливал, его часть уже давно была сделана, все ждали меня. Все - это Антон и катамаран.

Сфотографировавшись, пошли дальше, впереди реки Летняя, Северная и Бурбухли. На подходе к Летней на горизонте появилось огромное плато Путурано. Огромная равнина, возвышающаяся над нами около одного километра, пика не было у горы, просто ровная большая вершина. Её масштабы меня поразили. Знал, какое оно на самом деле по размерам и какую малую часть мы видим, от этих мыслей меня бросало в дрожь.

На реке Летней было довольно глубокое устье, но сама река оказалась мелкой, была поклевка, но вытащить я ничего так и не смог. На Северную времени тратить не стали и поехали дальше.
На реке Бурбухли я поймал своего первого в своей жизни хариуса, Антон, со стороны наблюдая, сказал, что я чуть спиннинг не поломал, вытаскивая его, но рыба оказалась на берегу и вечером нас ждет сугудай. Антон тоже не остался без улова, но прокомментировал что такую рыбу нельзя фотографировать, чего позориться, действительно, наш общий улов составил ровно 700 граммов.

Ближе к пяти часам мы подошли к Косому порогу, порог состоит из трех ступеней, с вечера первого числа был план минимум пройти его во что бы то ни стало. Штурмуем первую ступень, прошли ее сходу. Вторая, и бах! Катамаран не управляется. Команда от капитана - и через пару мгновений мы у берега. На вопрос, понял ли я, что произошло, ответил, что сорвало шпонку на бульнике.

Принято решение перетащить кат через эту ступень по берегу. Пока мы занимались своими делами, на порог приехали две лодки с рыбаками. Опрокинули по ознакомительной местного самогона и вернулись к своим делам. Вышли прямо перед третьей ступенью и попали в очень грустное течение.
Скажу честно, я так никогда не греб, как на том месте, я думал, все пропало, но взглянув на Антона, увидел утвердительный взгляд: «Гребем!», и силы снова возвращались ко мне, наш моторчик и весло прошли эту ступень. Не знаю, сколько это было по времени, но для меня эта было как час! Пройдя вверх еще пару км, встали на удобном месте. Пока Антон занимался рыбой, я поставил картошечку на огонь. Разместили лагерь, наелись свеженьких хариусов, приступили к чаю, погода отличная, впереди еще 65 км, Большой порог и очень неспокойное течение.

3 сентября. В график по реке не укладываемся. Сильный туман, чашка кофе и сбор. Кофе не бодрит так, как думалось. В городе перед началом дня чашка кофе - это все что нужно, чтобы собраться с мыслями, немного взбодриться, тут же эффекта такого уже не стало.
Собрали вещи и отправились в путь, река становится бурной, воды мало, каждый каменный утес доставляет проблемы, скорость на перекатах 2-3 км в час, вода кипит. Но однако погода радует - тепло и сухо. Сквозь туман видно солнце, ветер южный, а это значит - еще пара дней в запасе сухой и теплой у нас есть.
Едем дальше! Сидя на катамаране, пытался собраться с мыслями, перед отправлением на сплав думалось, что мысли приведу в порядок, но не могу сосредоточиться на чем-то конкретном.

Вспомнился путник, мы его встретили первого сентября в первой половине дня, он рассказал, что прошел пешком на стране уже больше 113000 км, только руки и ноги. Сам был на обычной уфимке и груза с собой не было, маленькая сумка и даже спиннинга не заметили, а его и не было. Сказал, что идет от центра страны, поднялся вверх по реке до Нижней Тунгуски и сплавляется уже больше двух недель, рассказал нам про Большой порог. Суда стоят, воды мало, как вы будете на таком моторчике его проходить?

Днем быстрый обед: похлебка и чай. Уложились в час по времени, идем дальше. На 130 км показался Большой порог, с левой стороны каменная стена и длинный пологий берег из огромных камней, справа более пологий, но с кипящей водой. Антон в силу опыта знал, по какому идти, пройдя около одной четвертой порога, мы встали у берега.

Решение принято сразу – обнос. В ста метрах разместили лагерь. развели костер и поставили палатку. Дров на этом берегу, как за баней. Река принесла, солнце за лето высушило. Катамаран мы несли около 40 минут. Оказалось, все намного дальше и дольше, но зато утром меньше времени уйдет на перенос. Антон сказал, что перенесем все в один заход, верилось с трудом, пытался оппонировать, но понимал, что он прав.

На берегу увидели огромный якорь с отломленным одним концом, довольно далеко от края реки. Сколько он тут и от какого судна, я даже представить не могу, но сила реки меня впечатлила. На ужин была гречневая каша и чай, душевные разговоры под кружечку чая, а ближе к полночи нашему взору показалось северное сияние, было очень динамичное и не долгое. Это второе сияние, которое я видел, первое было не так давно, буквально меньше года назад в ЯНАО (Ямало Ненецкий АО) в близи поселка Толька в марте, как раз после грозы, зрелище захватывающее, тогда я успел сполна насладиться им в безлюдной тундре на заснеженном зимнике.

4 сентября, спешные сборы, крухан кофе выпит без удовольствия. Спалось хорошо под шум воды, не слышно хоть этих шагов и хрустов веток. Погода нас радовала, как и предполагалось, есть еще день, а может два. Собрав все в два рюкзака и пару мешков, отправились к нашему сплавсредству. План минимум был порыбачить на притоке реки перед 150 км и собраться к переходу. К реке пришли около трех дня. Вытащили кат на мель и стали в устье рыбачить. Буквально через несколько бросков Антон вытащил хариуса, потом еще одного, и затем снова. У меня же ничего не выходило.

Задав пару вопросов, Антон сразу указал на мои ошибки и первый правильный бросок и тут же ленок на 700 граммов. Радости предела не было. Первый ленок, красавец! Поднялись вверх по реке, вытащили еще несколько штук приличных хариусов, большую часть, конечно, мой сэнсэй, но и мне удалось не отстать. Ужин есть! Собрав рыбу на берегу, отправились на точку высадки. На месте увидели, что подъем нам предстоит очень крутой, Антон предложил высадиться на пару км ближе, подъем будет не такой крутой, но маршрут увеличится, решение было принято сразу – причаливаем! Времени собрать кат и разложить вещи хватает. На ужин жареные ленки и харюза, пара кусочков на засол и снова душевные разговоры под кружечку. Небо ясное, погода прекрасная, настроение на переход боевое. Завтра начинается новый, третий этап нашего сплава. Сон был крепким.