Пятница, 29.03.2024, 16:50

Главная » Статьи » Летняя рыбалка » "на Северах" [ Добавить статью ]

Ловушка Дьявола часть 4. Отчёт Ивана Берсенёва (ред. Toha)

9 сентября. Спали в этот день долго, сон был тревожным, раз спали на косе, все время казалось, что нас топит. По метке, оставленной с вечера, было понятно, что вода ушла около сантиметра. Погода была ясная, заморозка не было, на улице тепло. Завтрак и сбор предполагался неспешный, но пока я расходился и собрал вещи, Антон уже был готов и ждал меня на собранном катамаране.

Погрузились и пошли вниз по течению. Наконец-то сплав, вот она та часть путешествия, которую я ждал, которую ждал Антон. По реке шли не спеша, Антон обкидывал каждую ямку, каждый куст в поисках трофея.

Мой спиннинг был готов, я пока не спешил его использовать, непонятно чего ждал. Места там не хоженые, рыбы должно быть полно. Но почему-то она брала не охотно нашу блесну.

Ямы и плесы сменялись перекатами, на перекатах было очень мелко, приходилось катамаран постоянно тащить на себе. Я любовался видами. В такой природе я был впервые, вершина хребта и мы тихо катились вниз, так как продольных жердей вырубить не удалось, их попросту не было, ждали когда появится хоть какой то лес для вырубки стапеля. Катамаран получился очень смешным.

Его стянуло полукругом, и был очень причудливой формы но, как оказалось, таскать такой кат по камням намного удобнее, скользил он превосходно за счет меньшего пятна контакта.
Во второй половине дня таскать кат уже прилично надоело, небольшой стол порядка 50 метров сменялся 150 метровым перекатом. Воды ничтожно мало, но зато появилась рыба. Хариусы стаями убегали из под ног.

Перед обедом был очень затяжной спуск, камни были большие, тащили кат по реке около часа, а может и двух, камни скользкие, болотники скользят, с непривычки было трудно, раздражался сильно, да еще и время обедать, как назло. Встали на привал. Антон быстро почистил улов и пожарил. Обед, был кстати, сытный и теплое солнце грело спину так, что казалось на дворе не осень в приполярье, а в полнее себе неплохой курорт.

Чай с карамелькой и дальше в низ. Река сменила свой рельеф и плесы стали более долгие, перекаты стали более крутые и короткие. Перед ночлегом шли в свое удовольствие, кидали спиннинг, брали рыбу, клевала она на ура. Я радовался каждому клюнувшему хариусу, Антон же переключался все чаще на мышь. Улов был отличный.

Встали на ночлег на каменной косе. Река за пройденные в этот день 7 км так и не появилась. На кате мы прошли меньше чем пешком по тундре.
На ужин была превосходная уха из голов ленка. Подсолив улов, наломав побольше дров, стали наслаждаться теплым вечером. Нужно ловить моменты, ведь ради этого всего вместе и едем в такие далекие края. Посидеть у костра, душевно поговорить, делясь впечатлениями, обсуждая добычу, строя план на дальнейший пусть.

Из вечерних разговоров, Антон был в замешательстве, куда пропал у нас еще один запасной день, шли вроде бы по плану, но свободного дня у нас попросту не осталось. МИСТИКА! Из его расчетов у нас 4-5 дней на заброску по реке и 3-4 дня на переход, вышло так, что каждую часть из плана мы израсходовали по полной. 13 числа вечером у нас теплоход, впереди три дня и более 50 км по Дьявольской, около 60 км по Сухой Тунгуске и 15 км по Енисею. Отстаем, нужно нагнать график. Решено проснуться рано и увеличить свой световой день. Да и неизвестно еще какие сюрпризы нам приготовила река.

10 сентября. Я нихрена не выспался, вставать было тяжело, на утро кофе уже не помогал, крепкий чай и остатки лимона от сагудая. Поспешные сборы и снова вниз. Благо река сменила характер. Плесы почти стоячие растягивались все дальше. Шли не спеша. Антон обкидывал интересные места. Заметив одно из таких мест. Мы встали перед ямой и стали забрасывать снасти. Я кидал блюфокс пятерку. Антон уже давно переключился на мышь. Буквально первые броски и есть! У обоих поклевки, два ленка! Хорошие размеры! Отлично, берем! Второй бросок! Снова ленок! Третий-ленок! Да сколько их там?!

Каждый заброс было видно, как рыба борется между собой, кто успел тот и взял! С обеих сторон эти хищники бросались на приманку! 15 минут и на берегу уже красуются 9 прекрасных экземпляров, и заканчиваться они не собирались, но соли у нас в обрез, нужно оставить на трофей, да и куда нам больше. Было ясно, что рыба там не закончилась.

Быстро разделав и засолив, все бережно уложили в герму. Время 9 утра, а настроение на высоте, вот это улов! Насытившись рыбалкой, пошли далее по маршруту. Плесы тянулись, ямы были все глубже, но когда же начнется снижение высоты? Осталось потерять 400 метров высоты всего за 50 км.

И вот оно, началось. Зайдя за очередной поворот, мы увидели, как река просто валится вниз с огромным перепадом высоты и воды просто не видно. Одни камни, до следующего поворота было около 300-400 метров. Ну чтож, кат в руки и потащили. Дойдя до поворота, картина повторилась, и так еще пару раз.

Антон решил, что нужно сходить на разведку вниз заодно разгрузив наш кат. Он взял тяжелый рюкзак и отправился вниз. По его возвращению кат тащить будет легче, да и скорость увеличится и силы сохранятся. Оставив меня одного, я перевел дух и решил попробовать тащить кат в одного. Оказалось, что одному его тащить легче. Разведчик вернулся с не очень хорошими новостями. Река продолжает валиться и еще его правый ботинок «проголодался». Примотали подошву армированным скотчем. Потащили уже кат вдвоем.

Днем был обед из жареной рыбы и сухарей. Стратегия была такая, что Антон идет по берегу с рюкзаком, я тащу кат по реке. Скорость выше чем мы делаем это вдвоем, сил расходуется так же, но все равно очень медленно. Шли до сумерек. Картина примерно такая, река шириной около 10-12 метров, крупные камни, торчащие из воды покрытые водорослями и глубина между ними где то по колено, где то по пояс, плыть не возможно. Камни на столько часто расположены, что кат просто постоянно на них натыкается.

Вечером снова жареный ленок. Принимаем решение, что пешком пройти можно вдвое больше. В этот день у нас пробег составил 11 км.
Вдоль берега такие тропинки, что можно по склону идти довольно быстро. Сушим и собираем наше плав средство, распределяем шмурдяк по рюкзакам. Вес добавила рыба. Ее прибавилось около 20 кг и она упала в мой рюкзак. Большая надежда на приток через 17 км. До Сухой еще 43 км.

11 сентября. Дождя нет, но погода облачная, дождем не пахнет. Быстрый завтрак. Скрутили палатку и в перед. Шлось по тропинкам очень быстро. Не знаю, кто их натоптал, но вдоль реки еле заметные протоптыши нам очень помогли. Местами приходилось пересекать реку. Остановки были не частые, почти не разговаривали, цель придти к притоку и увидеть воду. В планах эти нереальные 17 км было сделать примерно до трех часов дня.

Шлось в целом неплохо. С каждым пройденным километром было все тяжелее, хоть бы приток был существенным, ведь на карате он такой же жирный, как и сама эта река. Мыслей в голове в то время пронеслось не так уж и много.

Антон ушел далеко вперед, его рюкзак в размерах был больше моего, по весу был такой же, но шел он уверенней, сказывается опыт прошлых походов.

Старался не отставать, но чем меньше оставалось до притока, тем меньше сил и надежды что река поменяется.

Около четырех дня мы пришли в долгожданному притоку и увидели такую же картину, абсолютно две одинаковые реки сливаются в одну. Но у Бурикана воды было меньше и полноводности это не придало, но зато дальше река пошла между двух скал и гладкий берег сменился на огромные острые валуны весом в десятки тонн. Немного передохнув пошли скакать по камням.

Идти по ним, было откровенно говоря страшно, щели меж ними был по метру, а то и по два глубиной и кое в каких местах приходилось даже прыгать. Каждый шаг обдумывался. На некоторые даже приходилось решаться, ведь полагаешься полностью на подошву своих сапогов. Одно не осторожное движение и ты сразу упадешь, а это сразу травма! Перед началом этих камней нам встретилась заброшенная разведочная буровая.

Там в балке Антон нашел журнал «Север» за 79 год, потолок провалился, в этом сарае были только дрова и немного соли. Сделав быстрый обед, покушали засоленными ленками и легкой похлебкой, сладкий чай так же был неотъемлемой частью рациона.

Движение по камням заставило думать на сколько важен каждый шаг. Как на зло, под ногам росла просто огромная костяника, но наклонятся за ней было тяжко. Рюкзак перевешивал и стремился свалить меня с ног, но я не пропустил ни одной ягодки, почти не одной).

Антон убежал далеко вперед, и уже начало вечереть. На ночлег встали в не очень удобном месте, склон с камнями, на мху и шиповником. Начал накрапывать мелкий дождь. Шли почти до темна. Река сузилась. Стала шумной и быстрой, но камни все так же торчали из воды, не давая шансов на мирный сплав.

Ужин был из вчерашней жареной рыбы. Вставать с рассветом. В этот день мы пробежали почти 20 км. Антон принял решение собирать кат и будет у нас «водный самокат», что это такое я представлял смутно.

12 сентябя. До теплохода больше ста км и меньше 40 часов. Пока Антон рубил стапель для ката, я позавтракал чаем и чем то еще из рюкзака, наверно был просто чай. Кофе и многие другие продукты мы оставили позавчера на берегу, перед тем как собрать рюкзак, вывод такой, что кофе на сплаве не нужен! Собрали раму для ката и уложили все довольно быстро. Погода снова нас радовала чем дала нам фору. Сняв все лишнее, болотники у верхушек замотал скотчем и вперед!

Бл@! как же это непривычно и неловко управлять катом по течению ногами. Антон бедолага всячески пытался меня направить и дать команду, но я как горох об стену, не могу понять, как и куда им управлять. Вроде все просто, но блин эта хрень плывет сама по себе то и дело натыкаясь на новые камни, а глубина там уже по пояс и течение срывает ногу со скользкого камня, каждое второе касание дна превращалось чуть ли не в нырок. Кстати вода была не такая уж и холодная, как казалось все эти дни. Наше плав средство то и дело металось от одного бульника к другому, натыкались на них постоянно, напряжение было огромным.

Стали появляться плесы, но уже наученные опытом, знали, после стола будет большой спад по высоте. Высота терялась стремительно, вода кипит. Рыбы кстати уже давно не наблюдалось, редко какой хариусок промелькнет под нашим катамараном. Позже пришли к выводу что рыба, которая живет вверху, просто не спускается вниз, а та что живет в низу не поднимается.

Было много ошибок с моей стороны, только разгонимся по течению, попадем в струю и снова бульник. Обрулить его для меня было просто не реально. Такой самокат продолжался у нас несколько часов. Многочисленные ручейки, мелкие речки, делали свое дело и река наполнялась водой, но крутые берега и камни с них все ни как не отпускали. Название реки полностью себя оправдывало – Дьявольская!

Пройдя 15 километров появился первый водопадик, прошли мы его легко, потом был ряд порогов, которые кстати были серьезней чем этот водопад. Было весело. Под вечер река внезапно стала очень спокойной и широкой. Нас несло течение, мы не могли поверить и где то минут сорок ехали в полной тишине, боясь спугнуть удачу. Ведь до Сухой еще несколько километров и уже начинает вечереть, сил нет. Не хотелось бы снова попасть в перекаты и таскать катамаран. Река оказалась спокойной до самого устья.

Там где Дьявольская впадает в Сухую, есть порог, река как бы падает с огромной плиты в реку. Антон рассказывал, как он ее видел раньше, с огромной плиты впадает бурная река. В нашем же случае река мирно стекала. Увидев при сумерках картину, как по середине Сухой Тунгуски торчат все те же камни, и глубина там по колено. Понимали, что наши мучения с Дьявольской закончены, а вот с Тунгуской, все только начинается. Время десятый час, почти темно, вышли на Сухую Тунгуску и до Енисея нам чуть меньше 60 км, и меньше суток до теплохода. Где ж мы так накосячили? Что весь сплав превратился в какой то курс выживания и преодоление препятствий?

Смеркалось, левый берег был полностью выгоревшим летними пожарами, погода была ветреной, слышались падающие с треском деревья, как из того фильма где огромный Кинг-Конг идет по джунглям и ломает все на своем пути. Вот был точно такой же звук. Жутковато.

На привал встали через несколько километров на левом берегу и стали готовить последний сухой пакет с борщем. В темноте дров набрать было довольно сложно. Сделали костер, сварили суп. План был после легкого ужина, отправиться в ночь по навигатору посменно меняя друг друга.

Поужинали, Антон рассчитал среднюю скорость, и сделали вывод, что если поспим пару часов, наберемся сил, мы все равно должны успеть на теплоход. Палатку ставить не стали, легли прям так под открытым небом и завели будильник на два часа ночи. Проснулся я не от будильника, проснулся от крика: «Вано! Епт, Проспали!», я вскочил и понять не могу, куда блин мы проспали, на улице хоть глаз выколи. Времени было 4 часа утра, проспали лишние два часа, но время вроде бы в запасе есть.

Выпили оставленный с вечера чай и поспешно смотав спальники отправились в путь.
Гребли мы молчком по 55 минут из часа и 5 минут на перекур. Скорость была низкой, при интенсивной гребле составляла, какие то 5 км/час. Но тише плыть было нельзя, иначе не успеем. Так продолжалось до рассвета. В час мы проходили примерно по 5 км Около семи утра, когда солнце было уже над лесом, на отметке в 45 км, мы сделали привал.

Нужно было сделать транец, у нас оставалось небольшое количество бензина на тот случай, что если мы выйдем на Енисей и там будет высокая волна, что бы не тащить на себе катамаран. До точки посадки на теплоход, идти на моторе. Но с нашим графиком решили лучше успеть тут быстрее, на крайний случай выйдем на катамаране на середину Енисея, если не будем успевать и погрузимся на теплоход прямо в с него. Поди не кинут пассажиров и погрузят нас, капитан судна был предупрежден.

Остановились на хорошем ровном берегу. Найти материал для транца труда не составило. Антон колотил и настраивал место под мотор, у меня выдалось несколько свободных минут, я переодевался и раскладывал вещи. На глаза мне попалась герма с документами. Распечатав ее, достал наши билеты на теплоход, я просто офигел! Антон! Какая дата стоит тут?? Он глянул на нее и попросил меня произнести ее вслух. Да! Это было 14 сентября, мы ошиблись на 1 день! Дак вот куда делся зарезервированный день, обрадовался он, а я сидел с улыбкой до ушей, ведь у нас целый день и целая река в запасе!

13 сентября, именно с этого времени у нас началось 13 сентября. День был солнечный, если даже идти по течению, мы все равно бы успели за сутки до теплохода. Шли не спеша. Много разговаривали, Антон обкидывал все участки реки, рассказывал про другие сплавы по ней, но заветного трофея так и не было. Была остановка размять ноги и побродить по берегу, покушать ягоду и просто отдохнуть, дело было перед порогом и под большим утесом на крутом повороте. Садясь на кат, Антон предложил остановиться там и побросать под утес в течение мышь.

Несколько бросков и нам обоим попалось по хариусу, Антону на мышь. Мне на блесну, брать не стали. Через пару бросков есть поклевка! Удилище согнулось дугой, леска как струна, что-то крупное сидит на том конце! Борьба была серьезной, явно не ленок на пару кг, что то по серьезнее. Подводя ближе, Антон заметил красный хвост! Вот он, сейчас главное не упустить, снасть надежная, все зависит от рыбака. Он его плавно подводил ко мне, поэтому рыбу мне пришлось брать голыми руками, с первого раза достать этого красавца не удалось, спугнулся, но второй раз когда он был рядом я вцепился в него так, что если бы он и ушел, то только вместе со мной. Готово! Трофей взят!

Эмоции такие, что будто я его вытащил. Быстренько упаковав на катамаран, я сменил блесну на мышь, стал забрасывать, как можно дальше под гору. Есть! Не знаю что там, но явно не хуже чем то, что только что попалось, стоял я по колено в воде на двух скользкий бульниках, но как только случилась поклевка, я будто врос в эти камни, Отработали все по налаженному сценарию, только сменились роли.

План на сплав выполнен. Через часик был привал на обед, плавники отправились на жарку, головы были нежно разрублены и оставлены на ужин в уху, вся же остальная часть была засолена запасом соли как раз для такого случая. Остаток дня проходил не спеша. На привал встали в 15 км от устья. Был дождь. Развели самый настоящий королевский костер. Уха из голов была просто волшебной, не знаю, попробую ли я когда-нибудь еще такую уху, но как вспомню аж слюной давлюсь, уж очень это вкусно.

Под кружечку было столько эмоций, о перепутанных датах, о коварной реке, как мы на зубах просто тащили этот сплав, как пошли в ночь по навигатору, да и много чего было тогда обсудить. Просто этот самый день, который запрятался у нас в билетах, о котором мы благополучно забыли и перепутали. Он нашелся в самый нужный момент. Ведь если бы мы знали заранее, то мы провели больше времени на Дьявольской. Если обнаружили это на берегу Енисея, то торчать сутки там тоже было бы обидно, а так все прошло как нельзя лучше! Спали, тогда сколько захотели, даже немного через силу. Теплоход только вечером, ветер попутный, дождя нет. Красота!

Перед Енисеем Антон взял на мышь язя! Не забагрил, а именно клюнул, причем полностью заглотив тройник. Удивились очень.

Думали какой то залетный, но через какое то время мне тоже на блюфокс клюнул такой же экземпляр. Дальше попалась щука, но нафига нам щука?! после этого смотали удочки и в полный газ отправились на место посадки на теплоход.

Это был отличный сплав, огромный опыт для меня. Такой рыбалки я в своем регионе ни когда не увижу, таких рек, таких лесов, таких камней и утесов, такой природы. Очень повезло с погодой, две недели просто было сухо и тепло. Огромная благодарность моему брату Антону, что дал мне такую возможность, и возможно я еще повторю такой сплав, а может быть и не раз.