Четверг, 21.09.2017, 23:07
Вход | Регистрация
Форма входа
Логин:
Пароль:

Меню сайта

Вейдерсы Vision

Главная » Статьи » Энциклопедия рыбака [ Добавить статью ]

Видео [331]Соревнования и БТТ [125]Летняя рыбалка [760]
Зимняя рыбалка [280]на Байкале [16]Рыбалка на Европейском Севере [105]
Рыбалка за границей [56]Энциклопедия рыбака [64]Своими руками [62]
Путешествия [120]Охота [46]походы Юрского периода [32]
Лирическое отступление [137]Прочие отчеты [119]Рыболовные базы [5]
О рыбах [25]на Конкурс [71]Технические отчеты [7]

Енисей - Батюшка. Великий и могучий!


КАК РЕКА СТАЛА РУССКОЙ (Часть 1)
Енисей протекает по всему Красноярскому краю с юга на север. А освоение русскими первопроходцами берегов «Плутонова потока» начиналось очень давно. Ещё в XIII веке новгородские купцы добирались на кочах до устья Енисея. Документы времён Ивана Грозного говорят об оживленной торговле, и даже упоминается о более 50 поселениях и заимках русских людей по берегам Енисея. Это было до того, как Ермак с дружиной подошёл к отрогам Камня, ныне Урала. И до того, как первый европеец увидел берега Миссисипи на континенте Северной Америки!

Четыреста лет назад, во времена присоединения Сибири к Руси, продвижение землепроходцев-казаков шло исключительно по рекам. Они ставили остроги-крепости и двигались дальше на восток к далекому океану.

В 1607 году отряды первопроходцев вышли к Енисею и построили первый острог – Туруханский. В 1618-1619 годах поставили Енисейский острог, который долгое время оставался главным форпостом всего Приенисейского края.

Через несколько лет отряды кетских казаков, под предводительством остяцких князьков Урнука и Намака, отправились вверх по течению порожистой и своенравной реки: «искать новыя землицы». Так они добрались, до владений племени аринов по имени местного князца Тулка – Тулкинской земли.

Именно тогда в местах нынешнего Красноярска казаки построили небольшую заимку-острожек на берегу Енисея, но где конкретно история умалчивает. Об одном известно, на горе Кум-Тегей (Караульная), где ныне высится часовня Параскевы Пятницы, стояла деревянная двухэтажная смотровая башня, куда свозили ясак (оброк) пушной рухляди.

Собирать ясак с местного населения оказалось непросто. Кому захочется платить дань за те земли, на которых жили ещё твои прапрадеды? Арины вместе с качинцами, киргизами (хакасами), а порой и бурятами часто нападали на поселок. Набеги участились до того, что в 1623 году казаки решили поставить здесь острог.

Долго выбирали и утверждали место новой крепости, но построили её только в 1628 году. Там, где впадала в Енисей река Кача (Изыр-Су), а назвали Красным Яром, из-за красного мергеля горы Кум-Тигей.

Народы здешних мест небольшой городок называли: «Кизил-яр-Тура», то есть «Город красного берега». По заверениям историков, новый острог являлся самой укреплённой и грозной крепостью на берегах могучей сибирской реки.

А казачьи отряды двинулись дальше, в самые верховья Енисея, по пути осваивая всё новые и новые земли. Так постепенно река становилась нашей, русской.

ЗАГАДОЧНАЯ РЕКА
Название «Енисей», слегка изменённое русскими наименование реки данное народами издревле обитавшими на его берегах: «Эне-Сай» (Мать река), «Йоане-Си», «Ионе-Су», «Иньес-Си», в переводе означает «Большая вода». Удивительно другое, на всём протяжении река имеет четыре названия, четыре имени.

Енисей, в отличие от всех больших рек Земного шара, можно назвать «двуглавой» рекой. Он образуется слиянием двух «Енисеев» – Большого (Бий-Хем) и Малого (Каа-Хем). Это порожистые реки с большим уклоном каменистого русла, их бурлящие потоки сжаты высокими скалистыми берегами. Обе реки удалены друг от друга сотнями километров и вытекают из озёр. Бий-Хем из горного озера Кара-Балук («Заоблачный»), а Каа-Хем берёт начало в Монголии, лесостепном озере Тере-Холь («Поднебесный»). Среди синевы вод этого озера дремлют острова. На одном из них – развалины крепостных стен. Археологи предполагают, что здесь находилась резиденция хана Моюн-Чура, но, возможно, эта крепость еще древнее, так как исследований здесь никто не проводил.

Сливаются оба Енисея почти под прямым углом возле столицы Тувы городе Кызыл. Здесь реки образуют Верхний Енисей – Улуг-Хем (Верхний Енисей), и это название сохраняется на протяжении 473 километров. А Енисеем его величают уже после крупного притока реки Кемчик.

Длину Енисея (3807 километров) исчисляют от места слияния Большого и Малого Енисеев. А если бы учитывались истоки, как это делается обычно, то протяженность составила бы более 5075 километров (один из истоков находится недалеко от истока другой крупной сибирской реки – Селенги). Но не повезло нашему Енисею, по чьему-то повелению его «лишили» истоков.

Скорость течения реки от 6 до 15 километров, на перекатах и в сливах порогов – до 40, а в половодье увеличивается вдвое. По химическим исследованиям воды Енисея, она совершенно чиста и прозрачна. Расход воды составляет 19800 кубометров в секунду.

Мы привыкли к Енисею, не замечаем, что он один из самых крупных рек Мира. Но это и самая многоводная река России, а если бы учитывался объём воды впадающих рек: оба истока Енисея, Ангары, Тунгуски, да и многие другие. Стало бы ясно, что равных ему нет на всём Земном шаре. По величине площади водосбора и по водности Енисей уникален. На всем протяжении до Ледовитого океана в реку впадают 1938 больших и малых рек!

Красотой Енисея, его берегов, восхищались многие путешественники и исследователи. Среди них известный путешественник Фритьоф Нансен, который описал свои впечатления в книге: «В страну будущего».

Сколько сказаний, легенд, преданий, песен о Енисее сложил народ живущий на его берегах. Сколько произведений посвятили ему поэты, писатели, художники! Он получил немало эпитетов: «необъятный», «зеркальный», «батюшка», «богатырь», «витязь». Порой его сравнивают с Волгой-матушкой, а живописные берега Саянских отрогов с волжскими отрогами Жигулей. Но быстротой и величавостью он гораздо интересней тихой Волги. Кстати, а бурлаки были и на Енисее, их ещё можно было увидеть в 1936 году и об этом помнят старожилы.

Вообще, реки европейской части России протекают почти по равнинам и большими считаются уже те, что напоминают нам Ману или Кан. А некоторые из притоков Енисея многоводностью и протяжённостью значительно превышают крупные реки Европы. Сравните: река По – 652 километра, Сена – 770, Висла – 1125, Днестра – 1410 километров.

И наши: река Кан – 550 километров, Пясина – 820, Таз – 900, Чулым – 1733, Подкаменная Тунгуска – 1550, Ангара – 1853, Нижняя Тунгуска – 2846 километров.

ТАЙНЫ «ПЛУТОНОВА ПОТОКА»
Енисей почти на всём протяжении очень быстрый, со многими перекатами, шиверами и глубокими водоворотами. В порогах Енисей весь заметён пеной, от рёва и шума воды не слышно человеческого голоса. Многие пороги носят звучные имена: «Утинский» (с перепадами в три метра), «Каменная деревня», «Каменный остров», «Казачок», «Гремячинский», «Большой», «Шаман».

На любой реке название порога имеет своё обоснование, о них сложены легенды, предания, были, есть среди них и трагические. Береговые утёсы испещрены бесчисленными надписями, печальной «летописью» порога. В царские времена у больших порогов стояли сторожки, и летом в них проживали сторожа. Они окликали идущие в стремнину судёнышки, плоты и записывали имена людей. В таких местах река любит брать свою дань, поэтому только так можно было узнать, кто здесь погиб.

Есть названия у многих перекатов и шивер Енисея. Самая загадочная и знаменитая – шивера «Чинге». Не исключено, что своё название она получила во времена походов Чингисхана. Просто по берегу вдоль шиверы тянется широкая дорога, мастерски выложенная плитняком. Для чего она здесь? Некоторые археологи считают, что ее проложили рабы Чингисхана, чтобы облегчить продвижение армий. Но зачем обозам двигаться вдоль порожистой реки? Другие учёные предполагают, что ее построили киргизы-хакасы, во времена расцвета своего государства, границы которого простирались от Ойского озера до Ангары. Построили дорогу как торговый путь доступный в любое время года, рассчитанный на века.

Существование дороги в столь необычном месте может предполагать различные гипотезы: дорога к кладу Чингисхана, к затерянным копям, обрядовая дорога исчезнувшей религии, дорога погибшей цивилизации, крепости которой навсегда затерялись в дебрях тайги – полный простор фантазии!

Со времени строительства на Енисее электростанций (Красноярской и Шушенской) русло реки изменилось, и многие пороги остались только в воспоминаниях. А нам остаётся только радоваться, что не построены Минусинская, Осиновская, Енисейская, Нижнеенисейская ГЭС. Должна была появиться ГЭС на Нижней Тунгуске. Тогда климат Красноярского края изменился бы тогда окончательно и навсегда. По мнению учёных, участились бы землетрясения связанные с подвижкой земной коры. И плескалось бы широкое «море» на сибирских просторах.

Уже сейчас в Минусинской котловине не вызревают арбузы и дыни, а всего сто лет назад на красноярских и енисейских рынках их было великое множество. Созревал там виноград и сахарная свёкла, работал сахарный заводик. Солнечных дней в году здесь было столько же, сколько в Крыму. Всё труднее предсказывать погоду: в июне может идти снег, в январе дождь. А как радует тот факт, что не повернули наш Енисей ни в какие пустыни да степи!

ПРОСТОРЫ СИБИРСКОЙ РЕКИ
В Минусинской котловине Енисей течёт среди холмистой степи, а местами скалистых утесов. Здесь встречаются наскальные изображения – петроглифы. В верховья Красноярска Енисей когда-то был порожистым, с характером горной речки, но Красноярское водохранилище затопило перекаты и растопило снежные шапки здешнего Белогорья, которые еще 60 лет назад сверкали в течение всего лета.

За краевым центром Енисей вырывается из утесов и снова разливается по просторам сибирских холмов, сужаясь только возле Енисейского кряжа. Чем дальше к Северу, тем полноводнее становится наш красавец. После впадения Ангары ширина Енисея достигает четырех километров и всё расширяется по дороге к заливу, где достигает 50 километров.

Уже от села Ярцево Енисейского района вниз по реке нет грунтовых дорог. Сообщения с северными посёлками и зимой, и летом ведутся «голубой дорогой» – по Енисею.

Ниже устья Курейки Енисей вступает в область холмистой, горной тундры. От мыса Сопочная Карга начинается Енисейский залив Карского моря и длится более 200 километров. Там, где Енисей сливается с морем, ширина его достигает 150 километров.

В районе устья реки много островов, более 90: «Дядя», «Кораблик», «Фениксова коса», «Петькин камень», «Еловый», «Бочка» – о каждом из них речники рассказывают не одну историю.

Енисей – холодная река, но даже в самую жару, в середине июля, температура воды одинакова. В Дудинке средняя температура Енисея достигает 17 градусов тепла. Кустарник на островах Бреховского архипелага растёт оттого, что земля согрета теплом излучаемой воды. Самый северный поселок на Енисее – порт Диксон.

Средняя глубина Енисея – 40 метров, а в местах островов – 25 метров, но найдётся немало мест, где Енисей никто и никогда не измерял. А что касается глубины залива, то он настолько глубок, что туда заходят киты.

Был и более удивительный случай. 14 сентября 1950 года в фарватере Енисея был замечен кит, плывущий против течения. Пять дней спустя его обнаружили мёртвым недалеко от Дудинки – все-таки это пресная вода. Глубина Енисея позволяет перемещаться разным морским животным, не исключено, что много сотен лет назад, на его берегах жила нерпа, именно отсюда она, по Ангаре, попала в озеро Байкал.

Водный путь издавна являлся основными и наиболее удобным способом сообщения. Два века назад с верховьев Енисея плотами и барками сплавляли хлеб, фрукты, овощи, скот, кожу, лес. С низовьев – меха, соль, графит, мамонтову и тюленью кость, рыбу, дичь, икру.

В дореволюционные времена Енисей соединялся искусственным каналом с Обью, построенному еще при Екатерине II. Путешественник господин Легра изучая Сибирь в 1895 году, воспользовался этим каналом и был восхищен русскими умельцами, выложившими берега лиственницей. Кстати, канал существует до сих пор, но почти не используется, только местные жители заплывают сюда по своим нуждам.

В начале XX века в городе Туруханске планировалось строительство завода по производству консервов из местной дичи и рыбы, которой в Енисее водится великое множество: хариусы, таймени, сельдь, осётр, сиг, чир, лососевые. Поговаривали о строительстве горных заводов по Нижней Тунгуске, в те годы велась активная торговля с Англией, интересующейся полезными ископаемыми Сибири. Ежегодно они вывозили из Енисейской губернии по Северо-Ледовитому океану тонны графита.

А в XIX веке в Енисейске работал небольшой судостроительный цех. В 1862 году здесь построили пароход и две баржи. Суда строились не инженерами, да и иностранцами, а по чертежам и под руководством местного талантливого умельца-механика Худякова. За всю свою жизнь бывший крепостной построил 15 пароходов. А судостроительный и судоремонтный заводы были построены в советские времена в Красноярске.

СВОЕНРАВНЫЙ ПОТОК
Наверное, самое завораживающее событие на любой реке – это начало ледохода. Впрочем, со строительством Красноярской ГЭС Енисей в краевом центре больше не замерзает, и увидеть это зрелище не представляется возможным. А было время, когда на пробуждающуюся реку спешил посмотреть и стар, и мал. В городе устраивались народные гулянья в честь ледохода. Но порой просыпающаяся река приносила не только радость, но и горе – наводнения.

О гигантской силе речного потока говорит такой факт: в 1906 году возле Енисейска в затоне речки Мельничной отстаивались 20 пароходов и барж. Все суда были зачалены стальными тросами, закреплёнными за врытые в землю опоры. Пароходы, на случай наводнения, стояли с работающими двигателями. В 46 километрах ниже города создался ледяной затор и вода хлынула против течения. Этот вал подхватил суда и унес далеко на луга за город. Не спасли ни тросы, ни двигатели. До сих пор на многих домах в центре Енисейска можно встретить полосы отмечающие наводнение того года. А вот о наводнении 2001 года, затопившем прибрежные улицы города, вообще мало кто знает. Тогда на всю страну прогремел поселок Ворогово, который был почти полностью затоплен.

Удивительно и то, что Енисей замерзает и вскрывается раньше всех других рек. В зимние стужи река промерзает на несколько метров, а на мелководье вокруг островов – до дна.

С 1779 года ведутся «ледовые» записи реки. Самое раннее вскрытие отмечено 15 апреля 1863 года, а позднее – 20 мая 1791 года. Самое раннее замерзание – 30 октября 1840 и 1846 годов, а позднее – 7 декабря 1880 года. Впрочем, 2006 год может внести свои коррективы, на 15 декабря Енисей еще не встал на протяжении более 400 километров, куда так же входит Ворогово.

Весной проходит больше месяца, пока Енисей полностью освободится от льда. Устремляясь к Северу лёд на своём пути встречает всё более и более толстый покров. Он задерживает, а иногда загромождает до самого дна русло реки. В общем, наводнения последних лет в поселках Енисейского и Северо-Енисейского районов известны всем жителям края.

Подъём воды во время ледохода колеблется от 4 – 6 метров в верховьях и до 18 – 20 метров в низовьях реки. В 1888 году река разбушевалась настолько, что снесла все мосты и перила, размыла полотно дороги, что шла берегом к Успенскому мужскому монастырю близ Гремячей сопки (поселок Удачный). Со строительством в Красноярске железнодорожного моста наводнения в городе прекратились. Как бы не был велик напор льда и его нагромождение на берегах реки, высота подъема воды больше не достигала критических отметок.

Впрочем, при строительстве Красноярской ГЭС в 1966 году, когда ливневые дожди не прекращались больше двух недель, на стройке создалась чрезвычайная ситуация. Тогда в Красноярске было крупное наводнение. Затопило многие острова и береговые улицы. Несколько дней по реке плыли сараи и стайки.

Впрочем, лето 2006 года тоже оставило впечатления о наводнении после сброса воды из водохранилища. Если бы были открыты все шлюзы и продолжительное время, то скорость потока и объем воды в 80 миллиардов кубометров привели бы к печальным последствиям.

ВЕХИ ИСТОРИИ ЕНИСЕЯ
На берегах Енисея было немало научных экспедиций заграничных академий. Правда, исследования немецких ученых XVIII века до сих пор не переведены на русский язык. Самое первое научное описание реки составил академик Александр Миддендорф в середине XIX века. Потрясённый величавыми красотами быстрых и полноводных сибирских рек, он с восторгом называл их: «стремительными дочерьми гор».

Давно не снаряжались крупные экспедиции изучающие быт и нравы историю, легенды и предания местных народов, живущих по берегам Енисея и его притоков. А когда-то каждый год сюда съезжались со всего мира ученые: А.Г. Якобсон, Ю.Н. Варьер, барон де Бай, Г. Гут, Н.М. Мартьянов, Г. Савенков, список можно продолжать до бесконечности. Хотя и сейчас найдётся немало белых пятен на карте Красноярского края, где не бывали даже геологи.

В прошлом нередко осуществлялись и Северные морские экспедиции: Василия Прочинщева, Харитона Лаптева, Степана Макарова ...

Прончищев возглавлял Ленско-Енисейский отряд, которому поручалось морским путем из устья Лены пройти в устье Енисея, обогнув неизведанный Таймыр. Экспедиция на дубель-шлюпе «Якутск» отправилась в плавание 29 июня 1735 года. Ее участники должны были произвести картографические съемки, промерить глубины, изучить течения и ветры. Надо сказать, что в этой экспедиции принимала участие первая в истории полярная путешественница – молодая жена капитана Татьяна Прончищева. Кстати, ее подлинное имя историкам удалось установить только в 1980-х годах. В её честь названа большая бухта на Таймыре.

В августе 1737 года был завершён поход гидрографического отряда Великой Северной экспедиции под командованием Дмитрия Овцына. Во время ее была сделана первая гидрографическая опись побережья Сибири между устьями Енисея и Оби.

После смерти Василия Прочинщева в 1736 году экспедиция продолжала работу шесть лет, и только в 1742 году лейтенант Харитон Лаптев и геодезист Никифор Чекин смогли завершить съемку побережья и внутренних районов полуострова Таймыр, а штурман Семен Челюскин на собаках смог достигнуть мыса северной оконечности Азии. Память об этих первопроходцах увековечена на географической карте России.

В августе 1877 года ушла в плавание из устья Енисея в Петербург экспедиция капитана Дмитрия Шваненберга на парусной шхуне российского торгового флота «Утренняя Заря» (водоизмещение 50 тонн). Через моря западной Арктики и вокруг Скандинавии он дошел до российской столицы за 100 суток.

28 августа 1897 года в Красноярск прибыл вице-адмирал Степан Макаров, выдающийся русский флотоводец, исследователь Арктики. Его экспедиция была направлена на возможность использования Северного морского пути в качестве почтово-пассажирского сообщения по Енисею со странами Европы.

Северные Морские экспедиции – это особая история, где есть и печаль утраты товарищей, и радость открытия новых неизведанных берегов. Макаров во время посещения Енисейска подарила здешнему музею книгу-отчёт об экспедиции, которая сейчас считается библиографической редкостью.

Может, в наши дни и проходят какие-то подобные экспедиции на Енисейских просторах, но об этом мало кому известно.

БИТВА С ФАШИСТАМИ
Мало кто знает, что на берегах Енисея во время Великой Отечественной войны шли бои. Гитлеровцы тщательно изучали Советскую Арктику, полярные порты Сибири и Дальнего Востока. Ещё в 1939 году капитан первого ранга Пауль Вебер рассматривал возможности морских операций в Арктике. Германия остро нуждалась в стратегическом сырье.

В августе 1942 года японская разведка передала Германии сведения, что из Владивостока в Берингов пролив, в котором сосредоточены транспортные суда, вышел торговый караван. От такой добычи трудно было отказаться, фашистское командование разработало операцию рейдов «Wonderland» (Страна чудес) в Советскую Арктику. Гитлеровцы рассчитывали захватить торговые суда.

Фашистский рейдер «Адмирал Шеер» преследовал караван из девяти судов в составе ледокола «Красин» в районе пролива Вилькицкого. Пройдя мыс Челюскин, суда попали в ледовый плен и вынуждены были встать на якорь, но и рейдеру пришлось отступить. Во время дрейфа были потеряны точные координаты местоположения, немцы решили захватить советское судно с картами и опытом плавания в данном районе. Рейдер напал на ледокольный пароход «Александр Сибиряков», но операция не удалась – неравный бой был недолгим, и русское судно затонуло. Оставшиеся в живых моряки были взяты в плен. И тогда «Адмирал Шеер» получил задание ликвидировать северные коммуникации страны, выходы из Енисея и Оби в Северный Ледовитый океан. Рейдер направился к острову Диксону и одноименному поселку.

В ночь с 26 на 27 августа 1942 года немецкий рейдер напал на остров. Гитлеровцы планировали высадить диверсионный десант, взорвать радиостанцию. Но главное – захватить морской штаб с документами, картами и шифрами. Планировали минным заграждением изолировать русским выход в Карское море и обеспечить свободный путь на Восток. Для успешной высадки решили приблизиться к гавани, подавить огнём оборону Диксона (две зенитки, пушку, катер, да несколько пулеметов). Бой длился несколько часов, несмотря на неравные силы, планы фашистов сорвались. Существенные повреждения рейдера заставили его прекратить огонь и покинуть Карское море. В честь погибших защитников на острове установлен памятник.

Надо сказать, что сто лет назад даже при сплаве плотов по Енисею от лоцманов требовалось настоящее искусство. При бешеной скорости течения надо было направить плот так, чтобы он проскользнул между воронками. Стоило задеть хотя бы край водоворота, как плот резко останавливался, начинал вращаться, всё глубже уходя под воду. А через несколько минут, ниже по течению из воды вылетали брёвна бывшего крепко связанного и сбитого плота. Трудно поверить, но «Лоция реки Енисея» К.А. Мейлах была написана и издана только в 1953 году!

В те годы на судоверфях Красноярска инженером М.Д. Хренниковым был создан водомётный двигатель, позволяющий продвигаться на небольших глубинах и перекатах. Как раз для наших своенравных сибирских рек. Катер к тому двигателю спроектировал инженер А.П. Калужин.

НЕИСТОВЫЙ БОГАТЫРЬ
Да, прошли те времена, когда на Енисейских просторах каждый год бывали продолжительные экспедиции ботаников, этнографов, энтомологов, палеонтологов, минералогов, археологов, врачей, да и просто любителей путешествий – всех не перечислишь. И до сих пор не было ни одной экспедиции, прошедшей тропами казаков-землепроходцев, что перевалили через Уральский хребет и вышли по рекам к Сибирским просторам.

По Яику (Урал) выходили к Оби, а затем по таёжной Кети сплавлялись до становища хана Мамая, проходили восемь километров (в XIX веке здесь был построен канал, проект его переустройства до сих пор остаётся только на бумаге), и спускались по реке Малый Кас и реке Кемь к Енисею. Дальше двигались на Ангару, озеро Байкал и по рекам через Саяны шли до Амура к Тихому океану.

Величав и прекрасен наш Енисей! Печально, что не снят документальный фильм о реке от истоков до устья. Не показаны пороги, не записаны были, предания, легенды. Несколько лет назад фильм об Енисее снимали иностранцы, а наши кинодокументалисты не могут это сделать – нет финансирования. Но, может быть, когда-нибудь и будет снят фильм о нашем Богатыре, и даже красноярцами.

Закончить небольшой рассказ об Енисее хочется словами Антона Чехова: «Енисей могучий, неистовый богатырь, который не знает, куда девать свои силы и молодость...

Енисей широкая, быстрая, гибкая река, красавец... горы и Енисей это первое оригинальное и новое, встреченное мною в Сибири».

Давайте попробуем сберечь то, что дано нам природой – нашего удивительного и загадочного, могучего Красавца.

Марианна Долгополова

Рекомендуем статьи:



Категория: Энциклопедия рыбака | Добавил: ДимаКанск (17.07.2008) | Автор: Марианна Долгополова | +1

Просмотров: 30584

Всего комментариев: 3

avatar
0
3 Дмитрий Бызов • 12:48, 08.02.2012
Печально, что не снят документальный фильм о реке от истоков до устья. Не показаны пороги, не записаны были, предания, легенды. Несколько лет назад фильм об Енисее снимали иностранцы, а наши кинодокументалисты не могут это сделать – нет финансирования. Но, может быть, когда-нибудь и будет снят фильм о нашем Богатыре, и даже красноярцами.

Друзья!!! Рд сообщить, что ГТРК "Красноярск" принято решение снять документальный фильм о нашей РЕКЕ. И как раз от истоков до устья. Снимать будем летом, пойдём от Кызыла до Диксона. Если есть интересные люди, истории - пишите Byzov@kgtrk.ru

avatar
0
2 геолог • 23:06, 13.03.2010
Здорово!!! Усадил за чтение своих пацанов. Должны это знать!!!

avatar
0
1 CAPITAN • 23:03, 26.05.2009
Статья супер, товар уйдет на УРА... А что сбереч? Автор забыл, а может статья воспроизведена не полностью, где эпилог? То, что дала нам природа, мы изменили настолько, что красавец и богатырь стал заурядным дряхлым дедом с длинной бородой из водорослей, усыхающим и немощным. Из Красноярска едут автобусом до Енисейска и только потом могут добраться на Север по "могучему енисею"(осень 2008г.) Море может и прекрасно, но это кладбище, и не только рыбы, которой по замерам до 3-х метров, и утопленной древесины миллионы кубов, а в прямом смысле могилы моих предков, да и не только моих, вместе с моей Малой Родиной. Берегите то, что создано Вами и не разрушайте, что создано без Вас.

avatar



Copyright www.tugun.ru © 2008 - 2017 | при использовании материалов с сайта - активная ссылка обязательна

Контакты · Ссылки · Погода · 18+